Окружающая среда (окружающий мир) – это всё, что нас окружает. Сюда входят и природные объекты, и рукотворный мир (то, что сделал человек своими руками: дома, транспорт, мебель и другое). Рукотворный мир не имеет никакого отношения к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экология и экологические проблемы»
Экология
Окружающая среда (окружающий мир) – это всё, что нас окружает. Сюда входят и природные объекты, и рукотворный мир (то, что сделал человек своими руками: дома, транспорт, мебель и другое). Рукотворный мир не имеет никакого отношения к природе.
Что же такое природа? Она делится на две группы: неживая природа (почва, то есть земля; воздух; вода; полезные ископаемые, то есть различные руды (камни), нефть, уголь, природный газ, песок, глина) и живая природа (растения, животные и человек).
Слово «экология» переводится как «наука о доме» («экос» - дом, «логос» - наука). Дом – это наша планета Земля.
Всё живое и неживое (неживая природа и живая природа) связано между собой. Экология изучает эту связь, как живая и неживая природа между собой взаимодействуют.
Когда связи нарушаются, природа страдает, а иногда и гибнет. Обычно человек своей деятельностью вредит природе, рвет эти ниточки связи.
Например, воробьи клевали зерно на полях, людям это не понравилось, они взяли и уничтожили воробьёв. Но тут появилась саранча, которую раньше ели воробьи, и истребила весь урожай зерновых.
Растения и животные связаны между собой цепью питания или пищевой цепочкой. Любая пищевая цепочка начинается с растения. Только они способны с помощью энергии Солнца получать питательные вещества из воды, углекислого газа и минеральных солей, которые находятся в почве.
Растения составляют первое звено пищевой цепи, далее идут животные, которые этими растениями питаются (травоядные или, по-другому, растительноядные), потом животные-хищники или животные - насекомоядные.
Пример 1:
м олодые веточки кустарника заяц волк
Пример 2:
л истья дерева гусеница синица коршун
Пример 3:
с емена сосны белка сова
Пример 4:
ж ёлуди мыши лиса
Пример 5:
т рава кузнечик лягушка аист
Все насекомые, змеи, хищники связаны цепью питания. Если уберём одно животное, исчезнет другое, в итоге нарушится экологическое равновесие. Больные животные будут заражать других животных или людей, растения некому будет опылять, не будет урожая.
Активная деятельность человека приводит к тому, что появляются экологические проблемы:
1. Изменился климат на нашей планете. Стало теплее из-за так называемого парникового эффекта. Газы, в том числе и углекислый, которые скапливаются в нижних слоях атмосферы, держат тепло. Будто пленкой накрыли нашу планету. Откуда взялись эти газы? Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей…
Потепление может привести к тому, что растают ледники, а это запасы пресной воды. Некоторые острова и материки скроются под водой. Жара приведёт к пожарам, нехватке питьевой воды, размножению в большом количестве комаров и мышей, которые заразят животных и человека смертельными болезнями.
2. Производство электроэнергии.
Человеку нужна электроэнергия. А чтобы ее получить, необходимо использовать тепло (топливо). Где его взять? Его производят теплоэлектростанции. Приходится сжигать большое количество угля, нефти, газа, торфа. В результате, во-первых, загрязняется воздух, во-вторых, запасы угля, нефти, газы не бесконечны.
Что же делать? Использовать энергию Солнца (устанавливать солнечные батареи), воды (это гидроэлектростанции), атома (атомные станции используют радиоактивное вещество - уран).
Чтобы не расходовать большое количество энергии – надо экономить. Не бросать включенные электроприборы, использовать энергосберегающие лампы.
3. Загрязнение воды.
От воды зависит жизнь растений и животных.
Что же ее загрязняет?
А) Промышленные отходы
Б) Аварии и техногенные катастрофы
В) Сточные воды из канализации
Г) Мусорные острова (каждый день тонны мусора оказываются в океане)
Д) Удобрения с полей
Е) Утечки топлива
Ж) Использование моющих средств
З) Природные источники - болота (мелкие озера). Растения разрастаются, вода исчезает.
Всё это приводит к гибели животных и рыб.
Вода загрязняет не только реки, моря, океаны, но и почву.
Пути решения:
А) Очистка воды
Б) Охрана водных ресурсов: ограничение на ведение хозяйственной деятельности возле рек, штрафы предприятий и людей
В) Экономия воды
4. Загрязнение воздуха
Воздух необходим растениям, животным и человеку для дыхания.
Что его загрязняет?
А) Работа промышленных предприятий
Б) Сельское хозяйство
В) Автомобили
Г) Быт: топятся печи, когда готовится пища, сжигается мусор на улице, курение