Основу круговорота составляют три группы организмов: 1) Организмы –производители 2) Организмы-потребители 3) Организмы-разрушители - Вам что-нибудь понятно? Мне нет. Я предлагаю вместе разобраться. Вы поработаете учёными и выясните, кто такие организмы- производители, потребители, разрушители. Для исследования данного материала вы поделитесь на группы. Вспомним правила работы в группе. В конце урока каждый оценит работу своей группы и самого себя!!!!! (выдаются листы самооценки) 1 группа учёные-ботаники, узнают, какие живые организмы являются производителями и как они работают. 2 группа учёные- зоологи расскажут нам о потребителях 3 группа учёные-микологи и микробиологи. От них мы узнаем о разрушителях. РАЗДАЮ ГРУППАМ ИХ НАЗВАНИЯ (БОТАНИКИ, ЗООЛОГИ, МИКРОБИОЛОГИ Нужную информацию вы найдете в учебнике на с. 119. Вам надо найти ответы на два вопроса. КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРУПП: (1 группа) ученые-ботаники 1. Кто относится к организмам – производителям? 2. Почему их так называют? (2 группа) ученые- зоологи 1. Кто относится к организмам- потребителям? 2. Почему их так называют? (3 группа) ученые-микологи и микробиологи 1. Кто относится к организмам- разрушителям? 2. Почему их так называют? А для 4 группы – особое задание, ПОЧВОВЕДЫ (ИНТРИГА) Им выдается карточка с вопросами: 1) Является ли почва участником круговорота веществ на Земле? 2) Какова роль почвы в круговороте веществ? (текст напечатан) Выслушиваем ответы детей. Дети 1гр: Организмами – производителями называют растения. Так, как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). Дети 2 гр.: Организмами – потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями. Дети 3 гр.: Организмы – разрушители- это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря грибам и бактериям эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли. У. Спасибо большое нашим учёным. Но наша модель будет неполной, если мы не укажем необходимые объекты неживой природы. Какие? (солнце, вода, почва) Почему? На этот вопрос нам ответят ученые почвоведы. Дети 4 гр.: Огромную роль в круговороте веществ играет почва. Главная часть почвы- это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов – разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества «путешествуют» по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва. Спасибо нашим учёным- почвоведам. ФИЗМИНУТКА – Встаньте, ребята. Поиграем в игру. Я буду называть грибы. Если гриб съедобный, то вы приседаете за ним и мысленно кладёте его в корзину. Если гриб несъедобный – машете руками. (Опёнок осенний, желчный гриб, подберёзовик, ложноопёнок, маслёнок, бледная поганка, рыжик, волнушка розовая, мухомор, сыроежка). Слайд «МОДЕЛЬ КРУГОВОРОТА ЖИЗНИ В ПРИРОДЕ» Сделаем вывод, из каких звеньев состоит круговорот веществ в природе? Организмы – производители Организмы – потребители Организмы – разрушители. -Какие объекты неживой природы влияют на круговорот веществ? (солнце, вода, почва) -Представьте, что на Земле исчезло какое - нибудь из звеньев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить если исчезнут: А) растения (ботаникам) УСТНО Б) животные (зоологи) ОБСУЖДАЮТ В) грибы и бактерии (микробиологи) В ГРУППАХ Г) почва (почвоведы) Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. А что вы знаете про Самурский лес-заповедник? Сообщение подготовленной ученицы. (Айдунбекова Зухра) Реликтовый заповедник. Работа в парах. А теперь давайте попробуем разобраться более конкретно, как происходит круговорот веществ, на примере живых организмов в нашем Самурском парке. Составление модели круговорота жизни Самурского леса. Давайте попробуем составить схему модели, демонстрирующую круговорот веществ в Самурском лесу. Дополните схему модели, показывающую круговорот жизни в Самурском лесу. Вспомните обитателей леса. МЕСТО и РОЛЬ человека в круговороте - Какой объект живой природы мы не назвали?(человека) - Какое звено в круговороте мы занимаем? (потребители) - Может ли человек повлиять на круговорот веществ в природе? - Какую ещё одну тайну природы мы открыли? Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны. – Что же надо делать для того, чтобы не нарушился круговорот жизни? (Надо беречь и охранять природу, сажать деревья, заботиться о животных). – Верно, ведь мы с вами тоже являемся частью природы и для жизни нам нужен свежий воздух, чистая вода, свет солнца. Природа радует нас своей красотой. Так давайте же будем природе другом! А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки вашей группы. Домашнее задание: по схеме в учебнике научись рассказывать о круговороте веществ на Земле (уч.с120); раб.тет.: с.61-62 |