kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов. ФГОС. Программа "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа выполнена по ФГОС. К программе прилагается календарно- тематическое планирование, критерии оценивания, контрольно- измерительные материалы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Р.п. окр»

Ростовская область, Песчанокопский район, село Поливянка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поливянская средняя общеобразовательная школа №29

имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева




«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ / /

Протокол №____от____

«___» _________2021г.



«Согласовано»

Заместитель директора по МР МБОУ ПСОШ №29

им. Героя Социалистического

труда В.С.Погорельцева

______/Панченко О.А./

«___» _________ 2021г.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ПСОШ№29

имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева

Приказ от 01.09.2021 №____


_____________А.А.Гриднева

М.П.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по окружающему миру

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования: начальное общее 1-4 классы

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

















2021- 2022 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный Закон -273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2. ФГОС 2004 г. в редакции приказов №506 от 7.06. 2017 г,, №69 от 31.01.2012 г.

3. Федеральный перечень учебников на 2021-2022 уч. год. (Приказ МП №254 от 20.05.2020)

4. Примерная программа УМК «Школа России».

5. Образовательная программа МБОУ ПСОШ №29 им. В. С. Погорельцева

6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2021 - 2022 учебный год».

7. УП МБОУ ПСОШ №29 им. В. С. Погорельцева на 2021 - 2022 учебный год

8. Положение о рабочей программе МБОУ ПСОШ№29 им. В. С. Погорельцева.

9.Воспитательная программа МБОУ ПСОШ№29 им. В. С. Погорельцева на 2021 - 2022 учебный год

10.Концепция преподавания предмета «Окружающий мир»


Рабочая программа по окружающему миру реализуется на основе учебников УМК «Школа России»:

1.Окружающий мир. 1 класс: Учебник в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2017.

2. Окружающий мир. 2 класс: Учебник в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2017.

3. Окружающий мир. 3 класс: Учебник в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2017.

4 .Окружающий мир. 4 класс: Учебник в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2017.


Количество часов, отведенных на изучение предмета:

1 класс – 65 часов (2 часа в неделю)

2 класс – 67 часов (2 часа в неделю)

3 класс – 67 часов (2 часа в неделю)

4 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

Всего – 267 часов


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Раздел №1. Планируемые результаты

Личностные результаты


У учащихся будут сформированы:

-Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Использование знаково-символических средств представления информации.

-Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

-Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающимисущественные связи и отношения между объектами и процессами.

-Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

-получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциями правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Раздел №2. Содержание курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Между­народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнеде­ятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.


Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера­ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто­рико-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки­ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере­греве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.


Раздел №3.Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Контроль

1

Введение

1


2

Что и кто?

20


3

Как, откуда и куда?

12


4

Где и когда?

11


5

Почему и зачем?

21

Итоговая комплексная контрольная работа 1


Итого

65

1



2 класс

Номер п/п

Тема

Количество часов

Контроль

1

Где мы живем

5


2

Природа

19


3

Жизнь города и села

9


4

Здоровье и безопасность

10


5

Общение

7


6

Путешествия

17

Промежуточный контроль. Тестирование


Всего

67

1



3 класс

Номер п/п

Тема

Количество часов

Контроль

1

Как устроен мир

7

2

Это удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

8

4

Наша безопасность

9

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

12

Промежуточный контроль. Тестирование


Всего


67

1



4класс

Номер п/п

Тема

Количество часов

Контроль

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

10

3

Родной край- часть большой страны

15

4

Страницы Всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия


9

Промежуточный контроль. Тестирование


Всего


68

1


































Приложение 1

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по окружающему миру

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений , практических и тестовых работ

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Оценивание теста

 Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий (90-100% правильно выполненных заданий)

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.( 66 - 89% правильно выполненных заданий)

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.( 50-65% правильно выполненных заданий)

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.( менее 50% заданий)





























Приложение 2

Оценочные материалы промежуточной аттестации по окружающему миру


Промежуточная контрольная работа по окружающему миру за 1 класс

Цель: осуществление итогового контроля за усвоением обучающимися программного материала.

1. Найдите флаг России.

   

2. Вспомните, какие народы вы знаете. Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Соотнесите картинку с названием

соответствующего народа.

   

русские башкиры татары

3. Столица России - это…. А) Москва Б) Магнитогорск В) Минск

4. Что можно увидеть на ночном небе?

А) Солнце и луну

Б) Луну и звезды

В) Месяц и луну

5. Найди на картинках созвездие большой медведицы.

   

 6. Кто такие насекомые? Выбери верное определение.

А) Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Б) Насекомые – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.

В) Насекомые – это животные, тело которых покрыто перьями.

7. Кто такие звери? Выбери верное определение.

А) Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Звери выкармливают детёнышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими.

Б) Звери – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.

В) Звери – это животные, тело которых покрыто перьями.

8. В каждом ряду вычеркните лишний предмет.

А) шкаф, стул, диван, чайник.

Б) ложка, блендер, телевизор, пылесос.

В) вилка, тарелка, кресло, кастрюля.

9. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? Выберите верную картинку.

        

10. Вспомните, как работает почта. Отметь верный путь письма от отправителя до адресата. 

11. Где живут белые медведи, а где живут пингвины? Стрелочками укажи на глобусе, место проживания медведей и пингвинов.

 

12. Как ты знаешь, птицы бывают перелетные, зимующие и кочующие. Правильно определи и подпиши группы птиц.

 

 

 

Синица

Ласточка

Снегирь

Воробей

Жаворонок

Поползень

Ворона

Соловей

Синица

Галка

Скворец

Дятел

13. Рассмотри рисунок компьютера. Подпиши, как называются части компьютера.



   

14. Почему идет дождь? Выберите верное утверждение.

А) Капли, из которых состоит облако, становятся слишком тяжелыми и падают на землю.

Б) Потому что стоит плохая погода, поэтому идет дождь.

В) Это плачет туча, когда светит солнце.

15. Почему радуга разноцветная? Выберите верное утверждение.

А) Это цветные лучи солнца.

Б) Это цветные капли дождя, которые на солнце становятся видимыми.

В) Это солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.

16. Выберите из предложенных картинок средства связи.

 

       

 17. Напишите все правила безопасности при передвижении в автомобиле, которые ты знаешь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Напишите все правила безопасного передвижения на велосипеде, которые ты знаешь
















Приложение 3

Оценочные материалы промежуточной аттестации по окружающему миру


Промежуточная контрольная работа по окружающему миру за 2 класс

Цель проведения работы: выявить и оценить уровень подготовки учащихся 2 класса по окружающему миру, сформированность учебных умений воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания.

Форма проведения: тестовая работа


Вариант 1.

А1. Назови объект неживой природы.

  1. сосна 2) звезда 3) ромашка 4) воробей


А2. Что относится к природным явлениям?

  1. чтение газеты 3) снегопад

  2. строительство дома 4) встреча с другом


А3. Какое явление относится к осадкам?

  1. гром 2) дождь 3) гололёд 4) ветер


А4. К какой группе животных относятся лягушки?

1)к зверям 3) к насекомым

2) к земноводным 4) к рыбам


А5. Что производит лёгкая промышленность?

  1. станки 2) одежду 3) шерсть 4) кино


А6. К какому виду транспорта относится вертолёт?

  1. к водному 3) к воздушному

  2. к наземному 4) к подземному


А7. Какие функции выполняют лёгкие?

  1. орган дыхания 3) управляют работой организма

  2. орган пищеварения 4) гонят кровь по телу


А8. По какому телефону можно вызвать скорую помощь?

  1. 01 2) 02 3) 03 4) 04


А9. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя?

  1. горизонт 3) Земля

  2. линия горизонта 4) открытая местность


А10. Как называются углубления с крутыми склонами на равнинах?

  1. горы 2) холмы 3) овраги 4) балки


В1. Что растёт в водоёмах?

  1. ландыш 2) кувшинка 3) лютик 4) вороний глаз


В2. Что делать, если загорелся красный сигнал светофора и ты не успел перейти дорогу?

  1. быстро перебежать

  2. встать на специальном белом островке посередине дороги

  3. вернуться обратно

  4. аккуратно пройти между машинами


В3. Чем ты можешь помочь родителям по дому?

  1. починить розетку 3) потравить насекомых

  2. отремонтировать утюг 4) сходить за хлебом


В4. Как нужно вести себя в автобусе?

  1. Громко смеяться 3) уступать места пожилым людям

  2. Толкать пассажиров, если мало места 4) ехать на нижней подножке

С1. Назови русские города.

  1. Париж 2) Москва 3)Хабаровск 4) Санкт- Петербург


С2. Какие правила надо соблюдать, чтобы уберечься от солнечного удара?

  1. Как можно реже выходить летом на улицу

  2. Прятаться от солнечного света

  3. Носить в солнечную погоду панаму

  4. Загорать в меру


С3. Какие утверждения верные?

  1. Москва – столица России.

  2. Сахалин - остров.

  3. Река Поронай приток реки Черной.

  4. В.В. Путин президент России .



Вариант 2.

А1. Что относится к живой природе?

  1. Солнце 2) воздух 3) мухомор 4) лодка


А2. Назови природное явление, не связанное с изменением сезона?

  1. сильный ветер 3) листопад

  2. таяние снегов 4) появление почек на деревьях


А3. Назови погодное явление.

  1. течение реки 3) восход Солнца

  2. снегопад 4) прилёт птиц

А4. Назови группу животных, к которой относится бабочка.

  1. Насекомые 2) земноводные 3) птицы 4) звери


А5. Что не относится к сельскохозяйственному труду?

  1. уборка урожая 3) выпас скота

  2. пошив одежды 4) посевные работы


А6. Укажи специальный вид транспорта?

  1. метро 3) аварийная газовая служба

  2. самолёт 4) автобус


А7. Какова функция желудка?

  1. Орган дыхания 3) там находится мозг

  2. Разносит кровь по телу 4) орган пищеварения


А8. По какому телефону звонить, если незнакомый человек пытается открыть дверь?

  1. 01 2) 02 3) 03 4) 04


А9. Куда должен указывать синий конец стрелки компаса?

  1. на юг 2) на север 3) на запад 4) всё равно


А10. Как называют реку, впадающую в другую реку?

  1. исток 2) устье 3) приток 4) рукав


В1. Что продают в кондитерской лавке?

  1. макароны 2) рыбу 3) хлеб 4) овощи



В 2. Что означает этот знак?

  1. подземный пешеходный переход

  2. наземный пешеходный переход

  3. вход или выход

  4. пешеходный переход


В3. Какой океан омывает северные берега нашей страны?

  1. Тихий 3) Атлантический

  2. Северный Ледовитый 4) Индийский


В4. Как ты будешь вести себя в гостях?

  1. громко кричать

  2. брать любые вещи, если захочу их посмотреть

  3. спокойно играть со своим другом

  4. сидеть с обиженным лицом


С1. Что можно делать в школе?

  1. драться с одноклассниками 3) учить уроки

  2. ходить в библиотеку 4) слушать учителя

С2. Какие достопримечательности есть в столице Поронайске?

  1. Лувр 3) Памятник Пермякову

  2. Краеведческий музей 4) Памятник Тайхо Коки



С3. Какие города находятся не в России?

  1. Токио 2) Нью –Йорк 3)Владивосток 4) Париж


Ключи к тесту 2 класс

Задания А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть, как один, так и несколько правильных ответов.

Задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.

24 -27 баллов –оценка «5»

19 -23 балла – оценка «4»

14-18 баллов – оценка «3»

0-13 баллов – оценка «2»




А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А

10

В1

В2

В3

В4

С1

С2

С3

1

2

3

2

2

2

3

1

3

1

3

2

2

4

3

2,3,4

3,4

1,3

2

3

1

2

1

2

3

4

2

2

3

3

1

2

3

2,3,4

3,4

1,2,4



















































Приложение 4

Оценочные материалы промежуточной аттестации по окружающему миру


Промежуточная контрольная работа по окружающему миру за 3 класс


Цель проведения работы: выявить и оценить уровень подготовки учащихся 3 класса по окружающему миру, сформированность учебных умений воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания.

Форма проведения: тестовая работа

Вариант 1.

1.Как называется наука о животных?

а) биология                   б) зоология

в) ботаника                  в) экология

2.В каком ряду названы иглокожие?

а) улитка, слизень, кальмар, осьминог

б) бабочка, жук, стрекоза, муха, пчела

в) морская звезда, морской ёж, морской огурец, морская лилия

3.Лягушка прудовая — это:

а) неживая природа     б) растения   в) животные

г) земноводные       д) пресмыкающиеся

4.Что приводит тело в движение?

а) кости              б) мышцы               в) желудок

5.Какими веществами богаты творог, рыба, мясо, яйца?

а) белками                   б) жирами

в) углеводами              г) витаминами

6.Источником жиров НЕ является:

а) сливочное масло             б) растительное масло

в) яблоко                              в) сметана

7.В каком ряду перечислены только органы пищеварительной системы?

а) ротовая полость, глотка, лёгкие, желудок, кишечник.

б) пищевод, головной мозг, глаза, сердце, кишечник.

в) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник.

8.Что вредит здоровью?

а) утренняя зарядка                б) игры на свежем воздухе

в) долго смотреть телевизор г) занятия физкультурой.

9.Пешеход должен:

а) ходить по тротуару

б) переходить улицу там, где удобно

в) переходить улицу на зелёный сигнал светофора.

10.С какого возраста разрешено выезжать на велосипеде на дорогу?

а) с 12лет            б) с 14лет           в) с 18лет.

11.Экологическая безопасность- это:

а) защита от молний, грозы, бури

б) защита от ядовитых растений и опасных животных

в) защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

12. Что дает животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, ягоды, овощи;

в) хлопок, лен, рис.


13. Из чего складывается бюджет?

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов.


14. Какой бюджет ты считаешь лучшим?

а) в котором доходы больше расходов;

б) в котором доходы равны расходам;

в) в котором доходы меньше расходов.

15. Что такое Бенилюкс?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

1. К неживой природе относятся:

а) растения, животные, человек, грибы и микробы;

б) земля, Солнце, вода, воздух, человек и все то,

что сделано его руками;

в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, земля.

2.В каком ряду перечислены только растительноядные животные?

а) заяц, лесная мышь, лось

б) лось, кабан, заяц

в) рысь, лось, медведь

3.Как часто нужно мыть всё тело мылом и мочалкой?

а) ежедневно              б) не реже одного раза в неделю

в) не реже одного раза в месяц г) один раз в год

4.При каком повреждении кожи нужно полить больное место большим количеством холодной воды?

а) при ранке                         б) при ушибе

в) при ожоге                        в) при обморожении

5.Опорно-двигательную систему образуют:

а) сердце и кровеносные сосуды

б) головной и спинной мозг

в) скелет и мышцы

6.Найди неверное утверждение.

а) скелет служит опорой тела.

б) скелет проводит команды мозга к мышцам.

в) скелет защищает многие внутренние органы от повреждений.

7.При аварии водопровода нужно:

а) завернуть вентиль на трубе

б) обмотать трубу полотенцем

8.Мастера из газовой службы вызывают по телефону:

а) 02          б) 01            в) 03           г) 04

9.Экологическая безопасность- это:

а) защита от молний, грозы, бури; б) защита от ядовитых растений и опасных животных; в) защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

10. Что такое услуги?

а) добыча угля, нефти;

б) лечение больных, обучение детей.


11. Что составляет основу экономики?

а) окружающая нас среда;

б) природные богатства, капитал, труд.


12. Какими свойствами обладает воздух?

а) прозрачен, бесцветен, без запаха; при нагревании

расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит

тепло;


б) голубой цвет, как небо; проводит звуки, не имеет запаха;

пропускает солнечные лучи;


в) воздух зависит от окружающих предметов; хорошо

проводит тепло; образует ветер.


13. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?

а) вкусом;

б) осязанием;

в) обонянием.


14.Как выглядят запрещающие дорожные знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.



15. Какие государства являются соседями России?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания.

Верный ответ на 1-14 задания оценивается по 1 баллу,

15 задание – 3 балла. Всего 17 баллов.

15-17 баллов - «5», 12-14 баллов - «4»

8-11 баллов - «3», 0-7 баллов - «2»

Приложение 5

Оценочные материалы промежуточной аттестации по окружающему миру


Промежуточная контрольная работа по окружающему миру за 4 класс


Цель проведения работы: выявить и оценить уровень подготовки учащихся 4 класса по окружающему миру, сформированность учебных умений воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания.

Форма проведения: тестовая работа


Вариант 1.

Выбери правильный вариант ответа.

А. 1. Укажи объект живой природы.

□ 1) камень □ 3) ветер

□ 2) птицы □ 4) Солнце


А. 2. Какой газ поглощают все живые существа при дыхании?

□ 1) углекислый газ □ 3) природный газ

□ 2) кислород □ 4) азот


А.3. Выбери верное утверждение.

□ 1) Вокруг Земли вращаются восемь планет.

□ 2) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.

□ 3) Вокруг Солнца вращаются семь планет.

□ 4) Солнце вращается вокруг Земли.


А. 4. Чем является глобус?

□ 1) шаром □ 3) мячом

□ 2) Землёй □ 4) моделью Земли


А. 5. Как называется наука о прошлом людей?

□ 1) история

□ 2) география

□ 3) экология

□ 4) астрономия


А. 6. Укажи строку, где записаны полезные ископаемые.

□ 1) клевер, ромашка, тимофеевка

□ 2) огурец, перец, кабачок

□ 3) гранит, каменный уголь, известняк

□ 4) кирпич, стекло, мел


А. 7. Что является названием отрасли животноводства?

□ 1) цветоводство

□ 2) металлургия

□ 3) полеводство

□ 4) свиноводство


А. 8. Какой русский богатырь, по преданию, сразился с монгольским воином перед Куликовской битвой?

□ 1) Илья Муромец

□ 2) Добрыня Никитич

□ 3) Пересвет

□ 4) Ослябя


А.9. Кто был русским первопечатником:

□ а) Дмитрий Донской

□ б) Иван Федоров

□ в) Иван Грозный

□ г) Христофор Колумб


А.10. Впервые человек побывал в космосе:

□ а) 11 апреля 1962 г.

□ б) 12 апреля 1951 г.

□ в) 12 апреля 1961 г.

□ г) 11 апреля 1957 г


А.11. Определи по описанию природную зону.

Зима здесь длится почти полгода. Стоят сильные морозы. Часты снегопады и метели. Всё пространство имеет постоянный снеговой покров. Нередко можно встретить белого медведя.

□ 1) тундра

□ 2) Арктика

□ 3) лесная зона

□ 4) степь


В.1.Укажи природное сообщество, в котором растения располагаются тремя ярусами.

□ 1) поле □ 3) водоём

□ 2) луг □ 4) лес

В.2. Какое прозвище получил царь Пётр Первый?

□ 1) Донской □ 3) Мудрый

□ 2) Красное Солнышко □ 4) Великий



В.3. Что называют Каменным поясом земли Русской?

□ 1) Уральские горы

□ 2) Кавказские горы

□ 3) Алтай

□ 4) Русскую равнину


С.1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России.

□ 1) водопад Виктория □ 3) Алтай

□ 2) Большой барьерный риф □ 4) озеро Байкал


С.2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

□ 1) нефть □ 3) каменный уголь

□ 2) известняк □ 4) природный газ


С.3. Отметь Государственные символы России.

□ 1) герб □ 3) конституция

□ 2) флаг □ 4) гимн

Вариант 2.

Выбери правильный вариант ответа.

А. 1. Укажи объект живой природы.

□ 1) горы □ 3) вьюга

□ 2) человек □ 4) Луна

А. 2. Какой газ выделяют все живые существа при дыхании?

□ 1) углекислый газ □ 3) природный аз

□ 2) кислород □ 4) азот


А.3. Выбери верное утверждение.

□ 1) Луна – спутник Земли.

□ 2) Луна - спутник Венеры.

□ 3) Луна – спутник Марса.

□ 4) Луна – спутник Солнца.


А. 4. Укажи прибор, с помощью которого можно определить стороны горизонта?

□ 1) глобус □ 3) компас

□ 2) будильник □ 4) уличный термометр


А. 5. Что такое история?

□ 1) наука о живых организмах

□ 2) наука о земной поверхности

□ 3) наука о взаимосвязях в природе

□ 4) наука о прошлом


А. 6. Укажи строку, где записаны полезные ископаемые.

□ 1) нефть, железная руда, каменный уголь;

□ 2) серьги, бусы, браслет;

□ 3) ромашка, одуванчик, клевер;

□ 4) кирпич, мел, вата.


А. 7. Что является названием отрасли растениеводства?

□ 1) овощеводство

□ 2) металлургия

□ 3) рыболовство

□ 4) свиноводство


А. 8. Как русский народ называл московского князя Дмитрия, одержавшего победу в Куликовской битве?

□ 1) Великий

□ 2) Красное Солнышко

□ 3) Донской

□ 4) Грозный


А.9. Кто создал славянскую азбуку?

□ а) Ярослав Мудрый

□ б) князь Владимир

□ в) летописец Нестор

□ г) Кирилл и Мефодий


А.10. Кто был основателем города Санкт- Петербург?

□ а) Екатерина Великая

□ б) Иван Грозный

□ в) Пётр Первый

□ г) Александр Невский


А.11. О какой природной зоне идёт речь в строчке стихотворения?

Южнее полосы лесов лежит ковёр из трав, цветов…

□ 1) тундра

□ 2) лесная зона

□ 3) степь

□ 4) Арктика (Крайний Север)


В.1.Как называлось государство монголо – татар?

□ 1) Византия □ 3) Киевская Русь

□ 2)Золотая Орда □ 4) Рыцарский Орден


В.2. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российского Федерации?

□ 1) красная, белая, синяя

□ 2) синяя, красная, белая

□ 3) белая, синяя, красная

□ 4) белая, красная, синяя

В.3. В каком озере на территории России находится самые большие запасы пресной воды в мире?

□ 1) в Онежском

□ 2) в Байкале

□ 3) в Ладожском

□ 4) в Белом


С.1. Укажи объекты Всемирного культурного наследия России.

□ 1) Акрополь □ 3) Исторический центр Санкт- Петербурга

□ 2) Кижи □ 4) Московский Кремль

С.2.Какие обязанности имеет гражданин России?

□ 1)участвовать в управлении страной

□ 3) заботиться о сохранении природы

□ 2) заботиться о своём ребёнке

□ 4)соблюдать законы своей страны


С.3.Какие типы лесов встречаются в зоне лесов?

□ 1) лиственные □ 3) тропические

□ 2) хвойные □ 4) смешанные


За правильно выполненное задание ставится 1 балл

«5» - от 15 до 17 баллов;

«4» - от 14 до 12 баллов;

«3» - от 11 до 9 баллов;

«2» - 8 и менее баллов.



Приложение 6

Календарно-тематическое планирование 1 класс

урока

Дата

Тема урока

план

факт

1

3.09


Введение Задавайте вопросы!




Раздел «Что и кто»

2

7


Что такое Родина?

3

10


Что мы знаем о народах России?

4

14


Что мы знаем о Москве?

5

17


Проект «Моя малая Родина»

6

21


Что у нас над головой?

7

24


Что у нас под ногами?

8

28


Что общего у разных растений?

9

1.10


Что растёт на подоконнике?

10

5


Что растёт на клумбе?

11

8


Что это за листья?

12

12


Что такое хвоинки?

13

15


Кто такие насекомые?

14

19


Кто такие рыбы?

15

22


Кто такие птицы?

16

26


Кто такие звери?

17

29


Что окружает нас дома?

18

9.11



Что умеет компьютер?

19

12


Что вокруг нас может быть опасным?

20

16


На что похожа наша планета?

21

19


Обобщающий урок. Учебный практикум.




Раздел «Как, откуда и куда?»

22

23


Как живёт семья? Проект «Моя семья»

23

26


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

24

30


Откуда в наш дом приходит электричество?

25

3.12


Как путешествует письмо?

26

7


Куда текут реки?

27

10


Откуда берутся снег и лёд?

28

14


Как живут растения?

29

17


Как живут животные?

30

21


Как зимой помочь птицам?

31

24


Откуда берётся и куда девается мусор?

32

28


Откуда в снежках грязь?

33

11.01


Обобщающий урок. Учебный практикум.

Презентация проекта «Моя семья»





Раздел «Где и когда?»

34

14


Когда учиться интересно?

35

18


Проект «Мой класс и моя школа»

36

21


Когда придёт суббота?

37

25


Когда наступит лето?

38

28


Где живут белые медведи?

39

1.02


Где живут слоны?

40

4


Где зимуют птицы?

41

8


Когда появилась одежда?

42

11


Когда изобрели велосипед?

43

22


Когда мы станем взрослыми?

44

25


Обобщающий урок. Учебный практикум.

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»




Раздел «Почему и зачем?»

45

1.03


Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

46

4


Почему Луна бывает разной?

47

11


Почему идёт дождь и дует ветер?

48

15


Почему звенит звонок?

49

18


Почему радуга разноцветная?

50

29


Почему мы любим кошек и собак?

51

5.04


Проект «Мои домашние питомцы»

52

8


Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

53

12


Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

54

15


Зачем мы спим ночью?

55

19


Почему нужно есть много овощей и фруктов?

56

22


Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

57

26


Зачем нам телефон и телевизор?

58

29


Зачем нужны автомобили?

59

3.05


Зачем нужны поезда?


60

6


Зачем строят корабли?

61

10


Зачем строят самолёты?

62

13


Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

Итоговая комплексная контрольная работа

63

17


Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

64

20


Зачем люди осваивают космос?

65

24


Обобщающий урок.

Почему мы часто слышим слово «Экология?»

















Приложение 7

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

Дата

Тема урока

план

факт

Где мы живем – 5ч

1

3.09


Родная страна.

2

7


Город и село. Проект «Родное село»

3

10


Природа и рукотворный мир.

4

14


Природа в опасности.

5

17


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

Природа – 19ч

6

21


Неживая и живая природа.

7

24


Явления природы.

8

28


Что такое погода.

9

1.10


В гости к осени (экскурсия).

10

5


Живая и неживая природа осенью.

11

8


Звёздное небо.

12

12


Заглянем в кладовые земли.

13

15


Про воздух.

14

19


Про воду.

15

22


Какие бывают растения.

16

26


Какие бывают животные.

17

9.11


Невидимые нити.

18

12


Дикорастущие и культурные растения.

19

16


Дикие и домашние животные.

20

19


Комнатные растения.

21

23


Про кошек и собак.

22

26


Красная книга.

23

30


Будь природе другом.

24

3.12


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Жизнь города и села – 9ч

25

7


Что такое экономика.

26

10


Из чего что сделано.

27

14


Как построить дом.

28

17


Какой бывает транспорт.

29

21


Все профессии важны.

30

24


В гости к зиме (экскурсия).

31

28


В гости к зиме (урок).

32

11.01


Проверим себя по разделу «Жизнь города и села»

33


14


Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Здоровье и безопасность – 10ч

34

18


Строение тела человека.

35

21


Если хочешь быть здоров.

36

25


Берегись автомобиля!

37

28


Школа пешехода.

38

1.02


Домашние опасности.

39

4


Пожар.

40

8


На воде и в лесу.

41

11


Опасные незнакомцы.

42

15


Проект «Подробнее о лесных опасностях».

43

18


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Общение – 7ч

44

22


Наша дружная семья.

45

25


Проект «Родословная».

46

1.03


В школе.

47

4


Правила вежливости.

48

11


Ты и твои друзья.

49

15


Мы – зрители и пассажиры.

50

18


Проверим себя по разделу «Общение».

Путешествия – 18ч

51

29


Посмотри вокруг.

52

1.04


Ориентирование на местности.

53

5


Ориентирование на местности. Практика.

54

8


Формы земной поверхности.

55

12


Водные богатства.

56

15


В гости к весне (экскурсия).

57

19


В гости к весне (урок).

58

22


Россия на карте.

59

26


Как читать карту.

60

29


Проект «Города России».

61

6.05


Путешествие по Москве. Московский Кремль.

62

13


Город на Неве.

63

17


Промежуточная аттестация.

64

20


Земля на карте.

65

24


Путешествие по материкам. Страны мира. Проект

66

27


Впереди лето.

67

31


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».



















Приложение 8

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

Тема урока

По плану

фактически

Природа. Ценности природы для людей

03.09


Человек

06.09


Наши проекты «Богатства, отданные людям»

10.09


Общество

13.09


Что такое экология

17.09


Природа в опасности! Охрана природы

20.09


Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

24.09


Тела, вещества, частицы.

27.09


Разнообразие веществ.

01.10


Воздух и его охрана.

04.10


Вода

08.10


Превращения и круговорот воды

11.10


Берегите воду!

15.10


Что такое почва?

18.10


Разнообразие растений.

22.10


Солнце, растения и мы с вами.

25.10


Размножение и развитие растений.

08.11


Охрана растений.

12.11


Разнообразие животных.

15.11


Кто что ест?

19.11


Наши проекты «Разнообразие природы родного края»

22.11


Размножение и развитие животных.

26.11


Охрана животных.

29.11


В царстве грибов.

03.12


Великий круговорот жизни.

06.12


Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

10.12


Организм человека.

13.12


Органы чувств.

17.12


Надёжная защита организма.

20.12


Опора тела и движение.

24.12


Наше питание.

27.12


Наши проекты «Школа кулинаров»

10.01


Дыхание и кровообращение

14.01


Умей предупреждать болезни

17.01


Здоровый образ жизни.

21.01


Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

24.01


Огонь, вода и газ.

28.01


Чтобы путь был счастливым.

31.01


Дорожные знаки.

04.02


Наши проекты «Кто нас защищает»

07.02


Опасные места.

11.02


Природа и наша безопасность

17.02


Экологическая безопасность

18.02


Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

21.02


Для чего нужна экономика?

25.02


Природные богатства и труд людей – основа экономики.

28.02


Полезные ископаемые.

04.03


Растениеводство.

11.03


Животноводство.

14.03


Какая бывает промышленность?

18.03


Наши проекты « Экономика родного края»

28.03


Что такое деньги?

01.04


Государственный бюджет.

04.04


Семейный бюджет.

08.04


Экономика и экология.

11.04


Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа

15.04


Золотое кольцо России. Сергеев Посад

18.04


Золотое кольцо России. Ростов. Углич

22.04


Золотое кольцо России. Ярославль. Кострома

25.04


Наши проекты «Музей путешествий»

29.04


Наши ближайшие соседи.

06.05


На севере Европы.

13.05


Что такое Бенилюкс?

16.05


В центре Европы

20.05


По Франции и Великобритании.

23.05


На юге Европы.

27.05


По знаменитым местам мира.

Промежуточная аттестация(тест)

30.05























Приложение 9


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

п/п


Дата проведения

Тема урока


план

факт




Земля и человечество- 9ч




1.09


Мир глазами астронома.


3.09


Планеты Солнечной системы.

8.09


Звездное небо - великая книга природы.

10.09


Мир глазами географа.

15.09


Мир глазами историка.

17.09


Когда и где?

22.09


Мир глазами эколога.

24.09


Сокровищница Земли под охраной человека.

29.09


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест



Природа России -10ч




1.10


Равнины и горы России.


6.10


Моря, озера и реки России. У Черного моря.

8.10


Природные зоны России.

13.10


Зона арктических пустынь.

15.10


Тундра.

20.10


Леса России.

22.10


Лес и человек. Тест.

10.11


Зона степей.

12.11


Пустыни.

17.11


У Черного моря .Проверим себя и оценим свои достижения.

Родной край- часть большой страны -15 ч




19.11


Наш край.


24.11


Поверхность нашего края.

26.11


Водные богатства нашего края

1.12


Наши подземные богатства.

3.12


Земля – кормилица.

8.12


Жизнь леса.

10.12


Экскурсия в природное сообщество

15.12


Жизнь луга.

17.12


Экскурсия в природное сообщество.

22.12


Тестирование за 1 полугодие .

24.12


Жизнь в пресных водах.

29.12


Экскурсия в природное сообщество

12.01


Растениеводство в нашем крае.

14.01


Животноводство в нашем крае. Тест.

19.01


Проверим себя и оценим свои достижения Презентация проектов по выбору.




Страницы Всемирной истории-






21.01


Начало истории человечества.



26.01


Мир древности: далекий и близкий.

28.01


Средние века: время рыцарей и замков.

2.02


Новое время: встреча Европы и Америки.

4.02


Новейшее время: история продолжается сегодня.

Страницы истории России -20 ч





9.02


Жизнь древних славян.



11.02


Во времена Древней Руси.


16.02


Страна городов.


18.02


Из книжной сокровищницы Древней Руси.



25.02


Трудные времена на Русской земле.


2.03


Русь расправляет крылья.


4.03


Куликовская битва


9.03


Иван Третий.


11.03


Мастера печатных дел.


16.03


Патриоты России.


18.03


Пётр Великий.


30.03


Михаил Васильевич Ломоносов.


1.04


Екатерина Великая.


6.04


Отечественная война 1812 года. Тест


8.04


Страницы истории XIX века. Россия вступает в ХХ век.


13.04


Страницы истории 1920-1930 годов.



15.04


Великая война и великая Победа.


20.04


Великая война и великая Победа.


22.04


Страна, открывшая путь в космос.



27.04


Проверим себя и оценим свои достижения.


Современная Россия 9ч


29.04


Основной закон России и права человека.



4.05


Мы – граждане России.


6.05


Славные символы России.



11.05


Такие разные праздники.


13.05



Промежуточный контроль Тестирование.


18.05


Путешествие по России


20.05


Путешествие по России


25.05


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест.



27.05


Презентация проектов по выбору
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов. ФГОС. Программа "Школа России"

Автор: Инна Викторовна Безгодько

Дата: 23.09.2021

Номер свидетельства: 587365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по окружающему миру  2 класс. Программа "Школа России" ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-proghramma-shkola-rossii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416158559"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по истории 6 класс. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammapoistorii6klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "320218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461047490"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-shkola-rossii-2"
    ["file_id"] => string(6) "222744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436780204"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "235293"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443642259"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства