Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса "Школа России"
Рабочая программа составлена к учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир"(программа "Школа России). Программа включает в себя пояснительную записку и календарно - тематическое планирование.В пояснительной записке прописаны цели и задачи курса, ценностные ориентиры, результаты и содержание курса. Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Количество часов в год -68 (2 часа в неделю.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса "Школа России" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
___________________________
Протокол № ___
от «__» _____________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
______________/____________/
«___»___________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
______________/Н.Д. Ширяева/
«____»______________2014 г.
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2014-2015 учебный год
Учитель: Бортникова Татьяна Викторовна
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год, в неделю 2 часа.
Учебник: Окружающий мир. 4 класс. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Москва «Просвещение» 2014г., рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2014
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей программы А.А.Плешакова М., Просвещение 2012 год и ориентирована на изучение на базовом уровне.
Общая характеристика предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Педагогическая цель и задачи
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Количество часов в неделю 2 ч.
Формы контроля
самостоятельная работа
тест
проект – 2
практическая работа – по необходимости
индивидуальный и фронтальный опрос - на каждом уроке
проверочная работа -6
Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Окружающий мир»
4 класс
№ п/п
тема
Кол-во часов
Организация контроля знаний
Результаты обучения за год
Кол-во п/р
1.
Земля и человечество
9
1
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля-планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года
Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта
Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории; особенности исторической карты;
Некоторые современные экологические проблемы;
Природные зоны России
Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества
Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время
Важнейшие события и великих людей отечественной истории
Государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребёнка
К концу 4 класса учащиеся должны уметь и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края; растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а так же сельскохозяйственных животных своего края
Проводить наблюдения природных тел и явлений
В учебных реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения
Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги
Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий
Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства, на материале отечественной истории
Приводить примеры народов России
Самостоятельно находить в учебнике и дополнительн6ых источниках сведения по определённой теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа
Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации
Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты
2.
Природа России
10
1
3.
Родной край – часть большой страны
14
1
4.
Страницы всемирной истории
5
1
5
Страницы истории России
21
1
6
Современная Россия
9
1
Ценностные ориентиры содержания предмета
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Содержание учебного предмета.
Земля и человечество (9 часов). Мир глазами астронома (Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце- ближайшая к земле звезда). Планеты Солнечной системы (Характеристика планет солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи). Звёздное небо –великая книга Природы (Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды). Мир глазами географа (Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий). Мир глазами историка (Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений). Когда и где? (Понятие о веке и тысячелетии. Историческая карта). Мир глазами эколога (Экологические проблемы и пути их решения. Экологический календарь). Сокровища Земли под охраной человечества (Природные и культурные наследия России и за рубежом. Международная Красная книга).
Природа России (10 часов). Равнины и горы России.( Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки — объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник).
Моря, озёра и реки России.( Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник).
Природные зоны России.( Карга природных зон России. План изучении природной зоны. Причина смены природныз зон с севера на юг. Высотная поясность). Зона арктических пустынь.( Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь) Тундра.( Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры).Леса России. (Местоположение зон тайга, смешан ных и широколиственных лесов, зави симость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и живот ный мир лесных зон. Экологические связи в лесах).
Лес и человек. (Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон).
Зона степей (Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных) Пустыни. (Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли»).У Чёрного моря.(Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря).
Родной край – часть большой страны (14 часов).Наш края (Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края). Поверхность нашего края (Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края). Водные богатства нашего края (Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде). Наши подземные богатства (Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств). Земля — кормилица (Разнообразие почв России, наиболее распространенные типы почв. Почвы родного края. Охрана почв). Жизнь леса(Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса).Жизнь луга (Природное сообщество луга. В. человека на жизнь луга. Охрана лугов). Жизнь в пресных водах (Природное сообщество пресных вол. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана) Экскурсии в природные сообщества родного края (Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся).Растениеводство в нашем крае (Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растет Отрасли растениеводства, развитие их в регионе). Животноводство в нашем крае (Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних жнвотных). Проверим себя и оценим стижения за первое полугодие. (Проверка знаний и умении. Формирование адекватной оценки своихдостижений). Презентация проектов (по выбору) (Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов)
Страницы всемирной истории (5 часов) Начало истории человечества (История первобытного общества. Первобытное искусство). Мир древности: далёкий и близкий (История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки). Средние века: время рыцарей и замков (Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий и в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания). Новое время: встреча Европы и Америки (Великие географические открытия. Развитие техники). Новейшее время: история продолжается сегодня (Исследование Арктики и Антарктиды. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия).
Страницы истории Отечества ( 21 час) Жизнь древних славян (древнеславянские племена. Занятия древних славян. Союз племён). Во времена древней Руси ( торговый путь «из варяг в греки».Возникновение Древнерусского государства. Поход Олега на Византию).Страна городов( Устройство древнерусского города. Древний Киев Новгород. Основание Москвы). Из книжной сокровищницы Древней Руси(Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Рукописные книги). Трудные времена на русской земле (Феодальная раздробленность руси в середине 12 века. Нашествие батыя. Монгольское иго. Александр Невский. Русь расправляет крылья (Московский князь Иван Калита-собиратель русских земель. Сергий Радонежский). Куликовская битва (Поход мамая на русь. Благословение Сергия Радонежского. Победа русских войск). Иван Третий (Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Перестройка Кремля.Укрепление экономики. Иван Грозный – первый российский царь. Земской собор. Начало освоение Сибири). Мастера печатных дел(Начало книгопечатания в россии. Первопечатник иван Фёдоров.) Патриоты России (Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского). Пётр Великий (Путешествие петра в европу. Реформы петра. Освоение Петербурга.) Михаил Васильевич Ломоносов (Биография ломоносова. Освоение Московского университета). Екатерина Великая (Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра 1.Личные качества императрицы.Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Война с турцией за выход к азовскому и Чёрному морям). Отечественная война 1812 года ( Вторжение в Россию армии наполеона. Бородинская битва. Пожар Москвы. Партизанское движение . Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном). Страницы истории 19 века. ( Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 года. Технические достижения России в 19 веке). Россия вступает в 20 век 9Николай 2 – последний император России. В.И.Ленин и партия большевиков. Февральская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков). Великая война и великая Победа (Начало Вов. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.Города- герои. Цена Побнды.) Страна. Открывшая путь в космос ( начало освоения космоса. Юрий Гагарин- первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР).
Современная Россия(9 часов). Основной закон России и права человека ( Понятие о федеральном устройстве России. Конституция. Декларация. Конвенция о правах ребёнка). Мы – граждане России (Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Презедент. Федеральное собрание. Правительство). Славные символы России (государственный герб, флаг, гимн). Такие разные праздники (Праздники в жизни человека, семьи, страны.) Путешествие по России (Регионы и города России, их история.) Проверяем себя и оцениваем свои достижения за второе полугодие (Проверка знаний и умений). Презентация проектов (Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций).
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
дата
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Элементы основного содержания
Планируемые результаты
план
факт
Предметные результаты
УУД
Личностные
результаты
Земля и человечество (9 часов)
Урок 1
Мир глазами астронома
Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Астрономия, Вселенная, Космос, Солнечная система
Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы
Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.
Ориентироваться в учебн. Определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию
Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека
Урок 2
Планеты Солнечной системы
Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года
Планеты Солнечной системы, бинокль, телескоп
Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года
Урок 3
Звездное небо – Великая книга Природы
Познакомить с новыми созвездиями и звёздами. Учить наблюдать звёздное небо
Созвездия, звёзды
Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо
Урок 4
Мир глазами географа
Познакомить с наукой- географией Учить рассказывать о мире с точки зрения географа
География, географ
Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа
Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.
Ориентироваться в учебн. Определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию
Воспитание береж-ного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека
Урок 5
Мир глазами историка
Познакомить с наукой история. Учить рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников
История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог
Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников
Урок 6
Когда и где?
Познакомить с исторической картой, и рассказать как ведётся счёт лет в истории. Учить соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту
Век, тысячелетие, наша эра, летоисчисление, историческая карта, лента времени
Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту
Урок 7
Мир глазами эколога
Познакомить с действиями человечества по защите своей планеты. Учить рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения
Экология, эколог, экологические проблемы, тропические леса, международные соглашения, конвенция, международные организации, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис
Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения
Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.
Определять умения, которые будут сформированы на основе изуч. Данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию
Воспита-ние береж-ного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека
Урок 8
Сокровища Земли под охраной человечества
Познакомить со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Учить приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги
Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги
Урок 9
Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»
Проверить знания по разделу «Земля и человечество
Проверят знания по разделу «Земля и человечество
Будут повторять и закреплять пройденный материал
Природа России (10 часов)
Урок 10
Равнины и горы России
Познакомить с основными формами земной поверхности. Учить находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны
Формы земной поверхности, физическая карта
Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны
Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе.
Урок 11
Моря, озера и реки России
Познакомить с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Учить находить и показывать их на карте
Географические объекты
Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте
Урок 12
Природные зоны России
Познакомить с природными зонами России, картой природных зон. Учить объяснять, почему происходит смена природных зон
Природные зоны, высотная поясность
Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон
Урок 13
Зона арктических пустынь
Познакомить с природой Арктической пустыни. Учить давать характеристику этой зоны по плану
Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану
Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе.
Урок 14
Тундра
Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Учить давать характеристику этой зоны по плану
Тундра- холодная безлесная равнина
Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану
Урок 15
Леса России
Познакомить с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, учить сравнивать природу различных лесных зон
Тайга, смешанные леса, широколиственные леса
Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон
Урок 16
Лес и человек
Познакомить с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Учить правильно вести себя в лесу
Вырубка леса, браконьер, заповедник
Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу
Урок 17
Зона степей
Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны степей. Учить давать характеристику зоны по плану.
Суховей, пыльная буря, чернозём
Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.
Урок 18
Пустыни
Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Учить давать характеристику зоны по плану.
Валы, барханы, такыр
Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.
Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы;самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе
Урок 19
У Черного моря Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»
Познакомить с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Учить правильно вести себя у моря Проверить знания по разделу
Субтропическая зона, субропики
Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря. Проверят знания по разделу
Родной край – часть большой страны(14 часов).
Урок 20
Наш край
Познакомить с политико-административной картой России. Учить находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану
Российская Федерация, республика, край, область, округ
Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 21
Поверхность нашего края. Экскурсия.
Познакомить с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Учить ответственному отношению к природе
Балка, овраг, склон, террикон
Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 22
Водные богатства нашего края
Познакомить с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, учить описывать водные объекты своего края по плану
Исток, приток, водоём
Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего края по плану
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 23
Наши подземные богатства
Познакомить с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, учить различать и описывать полезные ископаемые своего края
Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 24
Земля-кормилица
Познакомить с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Учить ответственному отношению к природе
Типы почв, плодородие, ядохимикаты
Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 25
Экскурсия в лес и на луг
Познакомить с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, учить давать характеристику лесного сообщества по плану
Природное сообщество
Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 26
Жизнь леса
Урок 27
Жизнь луга
Познакомить с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, учить правильно вести себя на лугу
Природное сообщество
Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 28
Жизнь в пресных водах
Познакомить с природным сообществом пресных вод, учить бережно относиться к водным растениям и животным
Пресная вода
Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям и животным
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 29
Экскурсия к водоему
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения
Урок 30
Растениеводство в нашем крае
Познакомить с работой растениеводов нашего края, учить различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений
Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 31
Животноводство в нашем крае
Познакомить с работой животноводов нашего края, учить различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных
Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 32
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»
Проверить знания по разделу
Проверят знания по разделу
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край
Урок 33
Наши проекты. Презентация проектов
Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта, демонстрация пректов
Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект
Формирование уважительного отношения к иному мнению
Страницы всемирной истории( 5 часов).
Урок 34
Начало истории человечества
Познакомить с эпохами истории человечества, выяснить, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследить как менялась жизнь первобытных людей
Первобытные люди
Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Урок 35
Мир древности: далекий и близкий
Познакомить с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, показать значение письменности, сравнить источники по истории первобытности и по истории Древнего мира
Древний мир, иероглифы, пирамиды
Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Урок 36
Средние века: время рыцарей и замков
Познакомить с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Показать важность начала книгопечатания. Сравнить источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья
Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Урок 37
Новое время: встреча Европы и Америки
Познакомить с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Учить сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Показать на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками
Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками
Использовать установленные правила в контроле способа действия; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема)
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Урок 38
Новейшее время: история продолжается сегодня
Познакомить с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени
Новейшее время
Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие культур, религий, народов
Урок 39
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян
Проверить знания по разделу «Страницы Всемирной истории»
Познакомить с занятиями, верованиями восточных славян, учить описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян
Восточные славяне, историческая карта
Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории»
Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);
классификация по заданным критериям
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Страницы истории России (21 часов)
Урок 40
Жизнь древних славян.
Формировать представления о Древней Руси, учить находить на карте её территорию, границы, города, столицу, показать важность принятия Русью христианства
Великий князь, бояре, дружинники, кочевники, Крещение
Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Урок 41
Во времена Древней Руси
Урок 42
Страна городов
Формировать представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, учить находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, показать важность находок берестяных грамот
Кремль, посадники, вече, берестяные грамоты
Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают важность находок берестяных грамот
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема)
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Урок 43
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, показать, что Древняя Русь была страной высокой культуры, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных
Кириллица, чернила, киноварь, орнамент, миниатюра
Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных
Урок 44
Трудные времена на Русской земле
Сформировать представление о военном деле на Руси, учить сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, показать, какую роль сыграли эти события в истории России
Дань, хан, Золотая Орда
Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);
классификация по заданным критериям
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Урок 45
Русь расправляет крылья
Сформировать представление о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, учить описывать древнюю Москву по иллюстрации
Князь, княжество, монастырь, торжище
Будут сформированы представления о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации
Урок 46
Куликовская битва
Сформировать представление о том, как Русь боролась за независимость, учить определять по карте место Куликовской битвы, показать какую роль сыграла Куликовская битва в истории России
Призыв, предание, основатель
Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России
Урок 47
Иван Третий
Сформировать представление о создании независимого единого Российского государства, учить находить на карте его территорию и границы, учить описывать изменения в облике с помощью иллюстрации
Собор, Грановитая палата
Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации
Урок 48
Мастера печатных дел
Сформировать представление о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., учить сравнивать современные и старопечатные книги, показать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание
Книгопечатание, первопечатники, типография
Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение
Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Урок 49
Патриоты России
Сформировать представление о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, показать роль этого события в истории России
Патриотическое движение, народное ополчение
Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России
Урок 50
Петр Великий
Сформировать представление о преобразованиях Петра 1, учить находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, учить составлять рассказ о выдающемся человеке
Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке
Урок 51
Михаил Васильевич Ломоносов
Сформировать представление о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомить с кабинетом учёного по фотографии
Грамота, обоз
Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии
Урок 52
Екатерина Великая
Сформировать представление об императрице Екатерине Второй, познакомить с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым
Продолжательница, советник, военачальник, государственный деятель
Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым
Урок 53
Отечественная война 1812 года
Сформировать представление о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, показать почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России
Главнокомандующий, высота, атака
Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение
Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Урок 54
Страницы истории XIX века
Сформировать представление об освобождении крестьян, познакомить с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века ,учить находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.
Облик, декабристы, новшества.
Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.
Урок 55
Россия вступает в XX век
Сформировать представление о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне.
Император, трон, революция, гражданская война
Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне
Урок 56
Страницы истории 1920–1930-х годов
Сформировать представление о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., учить находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик
СССР, союзные республики
Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик
Урок 57
Великая Отечественная война и Великая Победа
Сформировать представление о ВОВ и Великой Победе, учить собирать исторические свидетельства - рассказы ветеранов
Великая Отечественная война
Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение
Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Урок 58
Великая Отечественная война и Великая Победа
Урок 59
Страна, открывшая путь в космос
Сформировать представление о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса
Орбита, виток, космическое пространство, независимое государство
Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса
Урок 60
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека
Обобщить и закрепить пройденный материал
Сформировать представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжить работу с картой России
Российская Федерация, многонациональный народ, общепризнанные принципы, Конституция, Конвенция, права, декларация
Обобщат и закрепят пройденный материал
Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России
Современная Россия (9 часов)
Урок 61
Мы – граждане России
Сформировать представление о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России
Президент, парламент, правительство
Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение
Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России,чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание
Урок 62
Славные символы России
Сформировать представление об истории государственных символов России, показать важность уважительного отношения к символам государства
Гимн, герб, флаг
Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства
Урок 63
Такие разные праздники
Сформировать представление о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга
Традиции, общероссийские праздники, знаменательные события
Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга
Урок 64
Путешествие по России
Дать представление о том, насколько велика наша стран, познакомить с народами, населяющими Россию и их обычаями
Регионы и города России, их история
Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями
Урок 65
Путешествие по России
Урок 66
Путешествие по России
Урок 67
Проверим себя и оценим свои достижения Обобщение
Обобщить и закрепить пройденный материал
Проверка знаний и умений
Обобщат и закрепят пройденный материал
Урок 68
Наши проекты.
Презентация проектов
Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта
Презентация проектов
Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России,
Экскурсии - 3
Пректы-2
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники: «Окружающий мир» в 2х частях для 4 класса, М.: Просвещение, 2014 г. с логотипом ФГОС
Дополнительные материалы:
Рабочие тетради. М.: Просвещение, 2014 г. с логотипом ФГОС
Тесты М.: Просвещение, 2013 г. с логотипом ФГОС
Методическое пособие с поурочными разработками
Рабочие программы 1-4 кассы М.Просвещение 2011 г.
Атлас-определитель для начальной школы « От Земли до неба»
Энциклопедии растительного и животного мира
ИКТ и ЦОР:
Электронное сопровождение к учебнику для 4 класса
Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru