Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
3 класс
Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты Регулятивные
учащиеся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
учащиеся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
учащиеся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях, правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Что такое тела, вещества. Частицы.
Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.
Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.
Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
Некоторые взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
Различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных.
Устно описывать объекты природы;
Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
Измерять температуру воздуха с помощью термометра;
Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Тематическое планирование
Содержание учебного предмета
Тема раздела
Количество часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Как устроен мир
7
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Это удивительная природа
19
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Мы и наше здоровье
10
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Наша безопасность
8
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Чему учит экономика
12
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Путешествие по городам и странам
12
Календарно-тематическое планирование
3 класс -70 часов
№
Тема урока
количество часов
дата
НРЭО
Формы текущего контроля успеваемости
корректировка
Как устроен мир 7ч.
1
Природа. Ценность природы для человека
1
ответы на вопросы
2
Человек
1
устный опрос
3
Проект «Богатства, отданные людям»
1
Известные люди Челябинской области
защита проекта
4
Общество
1
Безопасный подход к школе
устный опрос
5
Что такое экология
1
устное сообщение
6
Природа в опасности! Охрана природы.
1
доклад
7
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.
1
проверочная работа.
Эта удивительная природа (19ч.)
8
Тело, вещество, частицы. Практическая работа
1
практическая работа
9
Разнообразие веществ
1
устный опрос
10
Воздух и его охрана
1
Что загрязняет воздух нашего города?
письменные ответы на вопросы теста
11
Вода. Практическая работа
1
практическая работа
12
Превращение и круговорот воды
1
письменные ответы на вопросы теста
13
Берегите воду!
1
Водоемы Миасса. Их охрана
сообщение
14
Что такое почва? Практическая работа
1
Почвы нашего края
практическая работа
15
Разнообразие растений
1
Леса Челябинской области
сообщение
16
Солнце, растение и мы с вами
1
ответы на вопросы
17
Размножение и развитие растений
1
письменные ответы на вопросы теста
18
Охрана растений
1
Охрана лесов Челябинской области
сообщение
19
Разнообразие животных
1
Какие животные живут в лесах Челябинской области?
сообщение
20
Кто что ест?
1
Ильменский заповедник им.В.И.Ленина
устный опрос
21
Проект «Разнообразие природы родного края»
1
защита проекта
22
Размножение и развитие животных
1
домашняя работа
23
Охрана животных
1
письменные ответы на вопросы теста
24
В царстве грибов
1
устный опрос
25
Великий круговорот жизни
1
ответы на вопросы
26
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
1
проверочная работа.
Мы и наше здоровье (10ч.)
27
Организм человека
1
сообщение
28
Органы чувств
1
устный опрос
29
Надежная защита организма. Практическая работа
1
практическая работа
30
Опора тела и движение
1
ответы на вопросы
31
Наше питание.
1
устный опрос
32
Проект «Школа кулинаров»
1
защита проекта
33
Дыхание и кровообращение
1
сообщение
34
Умей предупреждать болезни
1
сообщение
35
Здоровый образ жизни
1
доклад
36
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа
1
проверочная работа
Наша безопасность (8 часов)
37
Огонь, вода и газ
1
домашняя работа
38
Чтобы путь был счастливым
1
доклад
39
Дорожные знаки. Практическая работа
1
практическая работа
40
Проект «Кто нас защищает»
1
защита проекта
41
Опасные места
1
домашняя работа
42
Природа и наша безопасность
1
письменные ответы на вопросы теста
43
Экологическая безопасность
1
письменные ответы на вопросы теста
44
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа
1
проверочная работа
Чему учит экономика (12 ч)
45
Для чего нужна экономика?
1
сообщение
46
Природные богатства и труд людей — основа экономики
1
устный опрос
47
Полезные ископаемые. Практическая работа
1
практическая работа
48
Растениеводство
1
Растениеводство в нашем крае
сообщение
49
Животноводство
1
Животноводство в нашем крае
сообщение
50
Какая бывает промышленность?
1
письменные ответы на вопросы теста
51
Проект «Экономика родного края»
1
защита проекта
52
Что такое деньги?
1
устный опрос
53
Государственный бюджет
1
Доходы и расходы семьи
сообщение
54
Семейный бюджет
1
Экология нашего города
сообщение
55
Экономика и экология
1
Что даёт наш край стране
сообщение
56
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа
1
проверочная работа
Путешествие по городам и странам (12ч)
57-59
Золотое кольцо России
3
Прославившиеся города Челябинской области
сообщение
60,61
Проект «Музей путешествий»
2
защита проекта
62
Наши ближайшие соседи
1
ответы на вопросы
63
На севере Европы
1
доклад
64
Что такое Бенилюкс
1
доклад
65
В центре Европы
1
устный опрос
66
По Франции и Великобритании
1
письменные ответы на вопросы теста
67
На юге Европы
1
домашняя работа
68,69
По знаменитым местам мира
2
доклад
70
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа
1
проверочная работа
Оценочные материалы
Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты. 3класс. М .: «Просвещение». 2016г
Тихомирова Е. Н. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. М.: «ВАКО». 2016г