Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
основные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373;
изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (от 26 ноября 2010 г. № 1241. (Зарегистрирован в Минюст России от 04 февраля 2011 г. N 19707);
Образовательная программа школы;
Учебный плана школы;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного Приказом МО РФ № 253 «31» марта 2014 г.
1.2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основеПрограммы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. М., «Просвещение», 2011 год, соответствующей требованиям ФГОС.
1.3. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Выбор программы обусловлен тем, что она нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива».
Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.
1.4. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
1.5.Цели и задачи обучения окружающему миру
Цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1.6. Информация об используемом учебнике
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. 1,2 часть. М., «Просвещение», 2016 г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. 1,2 часть. М., «Просвещение», 2017 г.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
2.1. Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
При планировании уроков предусматривается:
организация работы в парах;
организация сюжетно-ролевых, дидактических игр;
групповые и индивидуальные формы организации деятельности
2.2. Технологии обучения:
личностно-ориентированные ;
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникативные;
игровые технологии;
проектно-исследовательская деятельность;
здоровьесберегающие
2.3. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Информационная компетенция
задание с выбором;
работа с различными формами информации: слово, схема, рисунок;
Ценностно-смысловая компетенция
самооценка своей работы на основе критериев, указанных учителем;
работа в парах, с указанием лидера;
Учебно-познавательная компетенция.
работа с памятками, алгоритмами;
Коммуникативная компетенция
все формы учебного диалога;
ролевые игры.
2.4. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения)
Виды контроля:
текущий
тематический
итоговый
Формы контроля:
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам
Работа в паре, в группе
Контрольные работы
Практические работы
Творческие работы
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
3.1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Окружающий мир» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 66ч (33 учебные недели)
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Окружающий мир»
5.1. Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
личное эмоциональное отношение к окружающему миру; школе, классу, другим ученикам;
позитивное отношение к семье и семейным ценностям;
личное эмоциональное отношение к малой родине;
осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей разнообразную культуру, уникальную природу;
образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, культуры, окружающих людей;
Обучающийся получит возможность:
осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
5.2. Метапредметные результаты
Регулятивные Обучающиеся научатся:
Обучающийся научится:
выполнять задание в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос;
отвечать на конкретный вопрос;
выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям;
понимать взаимосвязь человека и места, где он живёт;
воспринимать страну, в которой родился и живёшь как Отечество, а культуру и природу - как её национальное достояние;
Выпускник получит возможность научиться:
осваивать умения проводить наблюдения в природе;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами;
Позанавательные: Обучающийся научится:
понимать взаимосвязь природы человека и культуры;
осознавать важность школы в процессе познания окружающего мира;
понимать понятия, связанные с темой «Семья»,
осознавать свою роль в семье;
понимать взаимосвязь внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознавать себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему;
Выпускник получит возможность научиться: логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения
Коммуникативные Обучающиеся научатся:
использовать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую);
способам взаимодействия со сверстниками в процессе учёбы, во внеклассной деятельности;
позитивным способам взаимодействия в семье;
способам существования в городе и селе;
общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников, а себя как часть большой семьи народов.
Выпускник получит возможность научиться: выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
5.3. Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно употреблять термины и понятия по теме;
понимать необходимость бережного отношения ко всему, что окружает в школе;
позитивно взаимодействовать, оценивать поступки свои и других людей в стенах школы по отношению к объектам природы;
позитивно взаимодействовать с близкими, используя правила организации жизни и деятельности в семье;
правильно распределять время на свои дела и отдых;
устанавливать связь между внешним обликом человека и его внутренним миром, понимать эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года;
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы
6. Содержание учебного предмета, курса
Содержание представлено разделами: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Тема первого года бучения формулируется следующим образом: «Окружающий мир – это природа, культура и мы, люди».
Мы и наш мир. (10 ч).Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека. Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.
Наш класс. (13 ч.)Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга - наставник и друг. Потехе — час.
Наш дом и семья (15ч).Мы в семье. Моя семья — часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома. Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Город и село (14 ч).Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей! Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Родная страна (8 ч). Россия - наша Родина. Москва - столица России. Мы - семья народов России.
Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Человек и окружающий мир (4 ч). Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира.
7. Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Количество
часов
1
Мы и наш мир.
10 ч.
2
Наш класс.
13 ч.
3
Наш дом и семья.
15 ч.
4
Город и село.
14 ч.
5
Родная страна.
8 ч.
6
Человек и окружающий мир.
4 ч.
7
Резерв.
2 ч.
Итого:
66 ч.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Ученик научится:
• называть свой домашний адрес и адрес школы;
• называть правила безопасности при переходе улицы;
• называть правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры, правилам поведения во время экскурсий по городу и за городом;
• называть основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
• различать объекты неживой и живой природы;
• выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
• различать и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
• различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
• рассказывать о красоте и достопримечательностях своего города;
• сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека;
• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
• выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
• рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
• выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
• приводить примеры видов труда людей;
• узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
Ученик получит возможность научиться:
• различать виды эмоционального состояния человека;
• воспроизводить гимн России.
• называть основные возрастные периоды жизни человека;
• называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
• рассказывать о способах движения и питания животных;
• рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
• ухаживать за комнатными растениями;
• ухаживать за домашними питомцами (кошками, собаками)
• выращивать растение одним из изученных способов.
• различать виды эмоционального состояния человека;
• воспроизводить гимн России.
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№
Литература для учащихся
Учебники
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение
Рабочие тетради
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение
Литература для учителя
Учебники
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение
Рабочие тетради
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение
Уроки по окружающему миру. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение
Дополнительная учебная литература
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение
ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение
Электронные образовательные ресурсы
CD Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику
Цифровые образовательные ресурсы
Технические средства обучения и учебно-практическое оборудование