Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 года, от 22 сентября 2011 года, от 18 декабря 2012 года);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014г. № 253 г.Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ;
4.Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г.
6. Учебного плана МАОУ Абаульская ООШ, утвержденного директором МАОУ Абаульской ООШ приказом №31/1–од от 28 мая 2015г.
7. Положения о рабочей программе МАОУ Абаульская ООШ от 26.05.2014г. №25/1 од
Цели: формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Задачи::
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
• воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
В соответствии с учебным планом предмет «Окружающий мир» изучается в 1 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» 1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;
*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
приводить примеры несъедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод своего края.
Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой
природе;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс
Человек и природа (46 ч)
Природа- это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая(на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое -лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений ( по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.
Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (15 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы- Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения (5ч)
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов ( не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Факт
дата
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Примечание
Личностные УУД
Познаватель-
ные УУД
Коммуника-
тивные УУД
Регулятивные УУД
Раздел 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)
1
Знакомство с учебником «Окружающий мир».
(с.1-3)
1ч
5с.
Главные герои уче-бника, его интрига. Уметь читать усло-вные обозначения; знакомство с тетра-дью для самостоя-тельных работ, хрестоматией.
Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа
Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради.
Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.
2
Населённый пункт, в котором мы живём.
(с.4-5)
1ч
7с.
Знать адрес: назва-ние города, своей улицы, номер дома, адрес школы.Уметь описывать свою до-рогу от дома до школы. Понимание слова «адрес». На-зывать важнейшие 2-3 предприятия,их назначение, некото-рые достопримеча-тельности.
Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории.
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.
Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.
3
Мы познаём мир.
(с. 6-7)
Т.№1-3
1ч
12
Усвоение того, что человек с рождения познаёт окружаю-щий мир с помо-щью глаз, ушей,но-са, языка и кожи.
Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных признаков.
Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
4
Мы познаём мир органами чувств.
(с.6-9)
Т. №4,5
3ч
14
Знать название ор-ганов чувств и их функций. Уметь изучать окружаю-щий мир с помо-щью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов при-роды (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.
Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.
Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5
Практическая работа «Различение звуков, цвета»
19
6
Практическая работа «Определение вкуса, запаха»
Т.№ 6,7
21
7
Что нас окружает.
(с.10-11)
2ч
26
Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека.
Формирование экологической культуры: цен-ностного отно-шения к приро-дному миру, го-товность следо-вать нормам природоохранного поведения.
Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Умение слушать и понимать речь других.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
8
Живая и неживая природа.
Т. №8.
28
Раздел 2. Живая природа (10 ч)
9
(1)
Животные – часть живой природы.
(с.12-13)
Х. с. 4
2ч
3ок.
Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей.
Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида.
Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Поиск и выделе-ние необходи-мой информации из рисунка учеб-ника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.
Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
10
(2)
Группы животных.
(с. 12-13)
Т.№ 9.Х.с. 5
5
11
(3)
Дикие животные.
(с.14)
Т.№10
2ч
10
Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особен-ности внешнего ви-да и жизни живот-ных, приводить примеры домашних и диких животных.
Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Умение классифициро-
вать по заданным критериям.
Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
12
(4)
Домашние животные.
(с.15)
Т.№11
12
13
(5) 14 (6)
Насекомые – часть живой природы.
(с.16-17)
Т.№12
2ч
17,19
Знать отличитель-ные признаки насе-комых. Уметь рас-крывать особенно-сти внешнего вида и жизни насеко-мых. Называть нас-екомых родного края
Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
15
(7)
16
(8)
Растения – часть живой природы.
(с.18-19)
Т.№ 13
Х.с.6-7
2ч
24,26
Признаки, общие для всех растений, сходства и отличия травянистых растений: кустарников, деревьев. Названия и 8-10 растений (на уровне рода)
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных призна-ков. Поиск и вы-деление необхо-димой инфор-мации из рисун-ка учебника, ил-люстрирующего последователь-ность сменяю-щих друг друга событий.
Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
17
(9)
Части растений. (с.20-21)
Т.№14,15,16
Х.с.8-9
1ч
7н.
Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных признаков.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
18
(10)
Практическая работа «Способы распространения семян».
1ч
9н.
Раздел 3. Природа и её сезонные изменения (38 ч)
19
(1)
Природа и её сезонные изменения.
(с.24-25)
Т.№17
1ч
14
Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Добывать новые знания:находить ответы на вопр-осы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
20
(2)
Экскурсия «Наблюдения за изменениями в природе».
1ч
16
Знать правила по-ведения в природе. Уметь определять признаки различ-ных объектов при-роды, проводить простейшие наблю-дения за объектами живой и неживой природы; уметь рассказывать о сво-их наблюдениях.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
21
(3)
Жизнь растений осенью.
(с.26-27)
Т.№19
Х.с.12-15
1ч
21
Знать изменения в жизни растений осенью, разнообра-зие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализиро-вать изменения природы осенью.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Умение следо-вать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на осно-ве полученных результатов.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Формировать умение проговаривать последователь-
ность действий на уроке.
22
(4)
Труд людей осенью.
(с.28-29)
Т.№18
1ч
23
Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Умение описы-вать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.
Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Учиться выска-зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
23
(5)
Жизнь диких животных осенью.
(с.30-31)
Т. №20,21
Х.с.16-22
2ч
28
Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой.
Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
24
(6)
Как животные готовятся к зиме.
30
25
(7)
Зимние изменения в неживой природе.
(с.32-33)
Т.№22-24
Х.с.24-26
1ч
5 д.
Знать основные признаки времен года, название каж-дого времени года и их последова-тельность. Уметь выделить сущест-венные признаки зимы.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
26
(8)
Три состояния воды.
Практическая работа
(с.34-35)
1ч
7
Знать правила прове-дения и наблюдения опытов. Уметь обоб-щать жизненные наблюдения об из-менениях в окру-жающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элеме-нтарное представ-ление об образова-нии снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег.
Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.
Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
27
(9)
Снежные загадки.
(с.34-35)
1ч
12
28
(10)
Жизнь лесных зверей зимой.
(с.36-37)
Т.№25-26
Х.с.26-29
1ч
14
Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей.
Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
Добывать новые знания:находить ответы на вопро-сы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
29
(11)
Жизнь лесных зверей зимой.
1ч
19
30
(12)
Птицы зимой. (с. 38-39)
Т.№ 27, 28
Х.с.30-33
1ч
21
Знать признаки, по которым из всех животных выделя-ется группа – пти-цы. Виды зимую-щих птиц. Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизнен-ные наблюдения. Изготовление про-стейшей кормушки.
Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.
31
(13)
Как помочь птицам зимой.
Х.с.34-36
1ч
26
32
(14)
Жизнь в воде подо льдом.
(с.40-41)
Т.№29
Х.с.36-39
1ч
28
Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Добывать новые знания:находить ответы на вопро-сы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
33
(15)
Жизнь дере-вьев, кустар-ников и трав зимой.
(с.42-43)
Х.с.40-41
1ч
9 ян.
Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки.
Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
Умение следо-вать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на осно-ве полученных результатов.
Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь.
Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью.
34
(16)
Экскурсия «Как зимуют растения».
Т.№30
Х.с.42-44
1ч
11
Знать правила по-ведения в природе. Уметь определять признаки различ-ных объектов при-роды, проводить простейшие наблю-дения за объектами живой природы; уметь рассказы-вать о своих наблюдениях.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
35
(17)
Учимся различать деревья и кустарники зимой.
(с.44-45)
1ч
16
Знать отличия кус-тарников и дере-вьев зимой. Уметь определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам.
Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их существенных признаков.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.
Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
36
(18)
Труд людей зимой.
1ч
18
Знать особенности труда людей зимой. Уметь обобщать жизненные наблюдения.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Умение структу-рировать свои знания – отли-чать новое от уже известного с помощью учителя.
Умение строить монологическое высказывание.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
37
(19)
Весенние изменения в неживой природе.
(с.46-47)
Т.№31,32
1ч
23
Знать основные признаки весны, правила безопасности в природе весной.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Умение 1) описывать на осно-ве иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
38
(20)
Весенние изменения в живой природе. (с.48-49)
Т.№33
2 ч
25
Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Умение 1) описывать на осно-ве иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов.
Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
39
(21)
Травянистые раннецветущие растения.
Х.с.46-49
30
40
(22)
Жизнь диких животных ве-сной.(с.50-51)
Т.№34
Х.с.50-56
2ч
1 ф.
Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.
Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
Умение обнару-живать простей-шие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
41
(23)
Жизнь домаш-них животных весной.
6
42
(24)
Про больших и маленьких.
(с.52-53)
Х.с.57-60
2 ч
8
Знать, как появля-ется потомство у животных. Уметь сравнивать живот-ных и их детены-шей. Знакомство с термином «млекопитающие» животные
Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
Поиск и выделе-ние необходи-мой информации из рисунка учеб-ника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
43
(25)
Как животные о потомстве заботятся.
Х.с.61-64
20
44
(26)
Труд людей весной.
1ч
22
Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Добывать новые знания:находить ответы на вопро-сы, используя свой жизненный опыт и информа-цию, получен-ную на уроке.
Умение строить монологическое высказывание.
Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
45
(27)
Летние изме-нения в нежи-вой природе.
(с. 54-55)
Х.с.66
2ч
27
Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Добывать новые знания:находить ответы на вопро-сы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
46
(28)
Летние изменения в живой природе.
1 м.
47
(29)
Лесные ягоды.
(с.56-57)
Т.№35
2ч
6
Знать питательные и целебные свойст-ва ягод. Уметь при-водить примеры съедобных и ядови-тых ягод своего края. Иметь пред-ставление о пра-вилах сбора ягод.
Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных призна-ков, составлять таблицы.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить.
48
(30)
Съедобные и несъедобные ягоды.
Х.с.67-68
13
49
(31)
С лукошком за грибами.
(с.58-59)
Т.№36
2ч
15
Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядови-тые грибы края. Знать правила сбо-ра грибов. Приво-дить примеры съедобных грибов своего края.
Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.
Умение прово-дить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных призна-ков, составлять таблицы.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
50
(32)
Съедобные и несъедобные грибы.
Х.с.69-73
20
51
(33)
Лекарственные растения.
(с.60-61)
Т.№37
2ч
3 ап.
Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Поиск и выделе-ние необходи-мой информации из рисунка учеб-ника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий.
Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
52
(34)
Правила сбора лекарственных растений.
5
53
(35)
Правила поведения в природе.
(с.62-63)
Х.с.74-76
1ч
10
Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Поиск и выделе-ние необходи-мой информации из рисунка учеб-ника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий.
Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Определять и формулировать цель деятельно-сти на уроке с помощью учи-теля; прогова-ривать последо-вательность дей-ствий на уроке.
54
(36)
Красная книга России.
Т.№38
1ч
12
Знать некоторые растения и живот-ных Красной книги России и Иркутск-ой области. Уметь устанавливать взаи-мосвязи в жизни растений и живот-ных.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
55
(37)
Что такое экология.
1ч
17
Знакомство с термином «экология».
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.
Умение структу-рировать свои знания – отли-чать новое от уже известного с помощью учителя.
Умение строить монологическое высказывание.
Умение выде-лять то, что ус-воено и что нуж-но усвоить, оп-ределять качест-во и уровень усвоения.
56
(38)
Обобщающий урок «Сезонные изменения»
1ч
19
Знать название каждого времени года и их последо-вательность; основ-ные признаки вре-мён года; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время; правила безопасности на водоёме весной.
Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.
Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Раздел 4. Наша родина – Россия (10 ч)
57
(1)
Наша родина – Россия.
(с.64-65)
1ч
24
Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России.
Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувст-ва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю.
Извлечение необходимой информации при работе с картой.
Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
58
(2)
Наш родной край.
1ч
26
Знать названия пла-неты, страны, реги-она, города. Уметь описывать досто-примечательности родного края. На-зывать виды расте-ний и животных края.
Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.
Извлечение необходимой информации при работе с картой Архангельской области.
Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
59
(3)
Россия – многонациональ
ная страна.
1ч
3 м.
Называть 3-4 национальности людей проживающих в России.
Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности.
Добывать новые знания:находить ответы на вопро-сы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
60
(4)
Символы нашего государства.
(с.66-67)
1ч
8
Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов.
Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувст-ва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю
Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: иллюстрация, карта.
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
61
(5)
Москва – столица нашего государства.
(с.68-69)
2ч
10
Знать столицу госу-дарства, главную площадь столицы, главную достопри-мечательность сто-лицы (Кремль), ис-торическую досто-примечательность Кремля (Спасскую башню).Уметь опи-сывать достоприме-чательности Москвы.
Формирование чувства сопричастности своей Родине;
уважение к её истории, культурным и историческим памятникам.
Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Извлечение необходимой информации при работе с планом города Москвы.
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
62
(6)
Достопримеча-тельности Москвы.
(с.70-71)
15
63
(7)
Экскурсия «Достопримеча
тельности нашего края».
1ч
17
Уметь описывать достопримечательности края.
Формирование чувства гордо-сти за свою ма-лую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.
Узнавать, назы-вать и опреде-лять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
64
(8)
Символика родного края.
1ч
22
Знать символику Архангельской области.
Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике.
Узнавать, назы-вать и опреде-лять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
65
(9)
Обобщающий урок «Наша родина – Россия»
1ч
24
Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края.
Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувс-тва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю
Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.
Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
66-68
Повторение
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
Кол-во
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Методические пособия для учителя
К
П
Д
Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам естествознания
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)
Д
Д
К
Ф
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Ф
При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Д
Д
Д
Экранно-звуковые пособия
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для определения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, грибов, фруктов.
Д
Д
Д
Д
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты ( комнатные растения)
Ф/П
Ф/П
Ф/П
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К
Д
Д
Д
К
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).