Нас окружает удивительный мир:неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Ты- первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух. Вода- факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехами друзей.
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Красота природы. Природа и творчество человека.(поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года. Сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе.
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них. Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь.Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, Игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица(дорога):тротуар, обочина,проезжая часть, мостовая.Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Результаты освоения учебного предмета | Вид контроля | Дата проведения | Д/з |
личностные, метапредметные | предметные | план. | факт. |
1 | Нас окружает удивительный мир | 1 | Общеметодол. Направл. | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира | - организация рабочего места; - режим дня; - правильная осанка. | понимать, что такое окружающий мир. понимать, что такое живая и неживая природа | текущий | | | |
2 | Давай познакомимся | 1 | Общеметодол. Направл | Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. | - правила поведения на уроке; - правильно пользоваться учебными принадлежностями | рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы. знать полное имя, домашний адрес; | текущий | | | |
3 | Мы – школьники. | 1 | Общеметодол. Направл | Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются? | - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. | знать расположение помещений в школе; ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную помощь взрослым. | текущий | | | |
4 | Правила поведения в школе | 1 | Общеметодол. Направл | Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе. | - правила поведения на уроке; перемене | знать и соблюдать правила поведения в школе | тематический | | | |
5 | Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | ОНЗ | Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения. | - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. | знать сезонные изменения в природе; | текущий | | | |
6 | Что нам осень подарила. | 1 | Общеметодол. Направл | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. | - классификация; - обобщение. | классифицировать по признаку «овощи-фрукты». | текущий | | | |
7 | Грибная пора. | 1 | ОНЗ | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. | - классификация; - обобщение. | классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы | тематический | | | |
8 | Семья. О маме. | 1 | Общеметодол. Направл. | Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»? Чтение стихотворений о маме. Рассказ о своей маме. Почему слово «мама» считается самым добрым и тёплым. | - уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…». - умение выражать свои мысли. | Рассказывать о своей семье; Знать профессии мамы и папы; Описывать привычный быт и уклад своей семьи; читать потешки о маме. | текущий текущий | | | |
9 | Любимые занятия. Воскресный день. | 1 | Общеметодол. Направл | Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. | - умение выражать свои мысли. | различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). | текущий | | | |
10 | Как из зерна получилась булка. | 1 | ОНЗ | Народная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет". Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. | - учиться работать в заданном темпе. | работать со схемами; рассказывать о своей профессии. | текущий | | | |
11 | Человек и домашние животные. | 1 | Общеметодол. Направл | Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться о домашних животных. | - умение выражать свои мысли. | знать правила общения с животными; называть домашних животных | тематический | | | |
12 13 | «Октябрь уж наступил…» Лесные новости. Как звери готовятся к зиме | 1 | ОНЗ | Лес (парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах. | - осуществлять наблюдение | наблюдать за живой и не живой природой. | текущий | | | |
14 | Явления природы. | 1 | ОНЗ | Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности. | учебно-информационные: - осуществлять наблюдение. | наблюдать за живой природой. | тематический | | | |
15 | Где ты живёшь? | 1 | Общеметодол. Направл | Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения… | - режим дня; - правильная осанка | знать маршрут «Школа – Дом». | текущий | | | |
16 | Правила поведения на дорогах. | 1 | ОНЗ | Мы должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено", "Пешеходный переход", "Велосипедная дорожка" и др. Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрестках, дорогах. | - запоминать. | выполнять упражнения в рабочей тетради; знать, зачем нужны правила дорожного движения; знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». | тематический | | | |
17 | Ты и вещи. 2 четверть | 1 | Общеметодол. Направл | Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый-расточительный (небережливый). | учебно-коммуникативные: - осуществлять самоконтроль | рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»; выполнять самооценку работы. | текущий | | | |
18 | Кто работает ночью. | 1 | ОНЗ | Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества. | учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | тематический | | | |
19 | Что такое здоровье | 1 | ОНЗ | Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса. | учебно-организационные: - организация рабочего места; - режим дня. | составлять свой режим дня. | текущий | | | |
20 | Правила гигиены. | 1 | Разв. контроль | Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля). | учебно-организационные: - организация рабочего места. | выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора; знать органы чувств, как их охранять. | текущий | | | |
21 | О режиме дня. | 1 | ОНЗ | Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия: организованный – неорганизованный. | учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли | составлять свой режим дня. | текущий | | | |
22 | Будем закаляться! | 1 | Общеметодол. Направл | Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания | | | тематический | | | |
23 | Ноябрь – зиме родной брат. | 1 | ОНЗ | Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. | -режим дня. | рассказывать как дикие животные готовятся к зиме. | текущий | | | |
24 | Звери – млекопитающие. | 1 | ОНЗ | Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей - млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные» | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. | знать отличительные признаки млекопитающих от других животных | текущий | | | |
25 | Что мы знаем о птицах. | 1 | ОНЗ | Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода. | - классификация -обобщение | решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | тематический | | | |
26 | Родной край. Дом, в котором ты живёшь. | 1 | ОНЗ | Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске. | - выполнять обобщения учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли. | различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью иметь представление о разных видах жилья человека | текущий тематический | | | |
27 | Зачем люди трудятся. | 1 | Общеметодол. Направл | Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. | учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | текущий | | | |
28 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | 1 | ОНЗ | Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. | -умение выражать свои мысли. | Определять и называть свойства воды, льда, снега. | текущий | | | |
29 | Какой бывает вода? | 1 | ОНЗ | Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество. | -умение выражать свои мысли. | умение работать коллективно | тематический | | | |
30 | О дружбе Идем в гости. | 1 | Общеметодол | Кого называют друзьями. Правила дружбы Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу. | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. -оказывать помощь. | Различать основные нравственно-этические понятия. различать основные нравственно-эстетические понятия. | текущий текущий | | | |
31 | С наступающим Новым годом! | 1 | Общеметодол. Направл | Развитие речевого творчества. | -умение выражать свои мысли. | | тематический | | | |
32 | Итоговый тест за I полугодие 3 четверть | 1 | Развивающий контроль | Систематизация и обобщение изученного. | - классификация; | | итоговый | | | |
33 | Январь – году начало, зиме середина | 1 | ОНЗ | Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений). | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Учебно-информационные: - осуществлять наблюдение | Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. | текущий | | | |
34 | Хвойные деревья. | 1 | ОНЗ | Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница). | Практическая работа с гербарием. Учебно-логические: - выделять главное, существенное. | Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. | текущий | | | |
35 | Жизнь птиц. | 1 | ОНЗ | Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. | учебно-интеллектуальные: - классификация -обобщение | | тематический | | | |
36 | Наша страна - Россия | 1 | ОНЗ | Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб. | - постановка вопроса к рассказу учителя. | знать какие народы живут в России. | текущий | | | |
37 38 | Москва- столица нашей Родины Богата природа России. | 1 1 | Общеметодол. Направл | Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. | учебно-интеллектуальные: - классификация -обобщение | иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений | текущий | | | |
39 | Мы – россияне. | 1 | ОНЗ | Россия – страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи. | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. | знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки | текущий | | | |
40 | Народная сказка. | 1 | Общеметодол. Направл | Прикладное искусство народов России: сравнение, различия, общие черты. | учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль | выразительно читать фольклорные произведения. | тематический | | | |
41 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | 1 | ОНЗ | Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. | зимующие птицы | текущий | | | |
42-43 | Звери – млекопитающие. | 2 | ОНЗ | Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные. | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. | | текущий | | | |
44 | Наш уголок природы. Комнатные растения. | 1 | Общеметодол. Направл | Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги. | учебно-организационные: - умения ужаживать за обитателями живого уголка | | тематический | | | |
45 | Мы – граждане России. | 1 | ОНЗ | Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности | учебно-коммуникативные: - умения из упражнения № 46. | | текущий | | | |
46 | О правилах поведения. | 1 | ОНЗ | Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | различать основные нравственно-этические понятия. | текущий | | | |
47 | 23 февраля – День защитника Отечества. | 1 | Общеметодол. Направл | История появления праздника 23 февраля, как он назывался и называется сейчас. | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | текущий | | | |
48 | 8 – е марта – праздник всех женщин | 1 | Общеметодол. Направл | Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | тематический | | | |
49 50 | Март – капельник. 4 четверть Лесные новости. | 1 1 | ОНЗ | Изменения в жизни природы ранней весной. Харак.. теристика марта: народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры». | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. | | текущий | | | |
51 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | Общеметодол. Направл | Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека. | учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль | | текущий | | | |
52 | Здоровая пища. | 1 | ОНЗ | Какая пища полезна. Как правильно питаться | - учиться слушать партнера по общению, не перебивать его; - говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; - не использовать грубых, резких слов и выражений; - общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза; - для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку. | знать основные правила здорового образа жизни; понимать какие продукты приносят пользу; решать логические задачи;читать-драматизировать потешку. | текущий | | | |
53 | Какое бывает настроение. | 1 | Общеметодол. Направл | От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др. | у | | тематический | | | |
54 55 | Апрель – водолей. Лесные новости. | 1 1 | Общеметодол. Направл | Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. | учебно-информационные: -умение намечать задач | | текущий | | | |
56 | Весенние работы. | 1 | рефлексии | Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники. | - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. | | текущий | | | |
57 | Кто работает на транспорте. | 1 | Общеметодол. Направл | Сравнение: выделение сходства и различия разных видов транспорта – воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой | - классификация -обобщение | Иметь представления о мире профессий | тематический | | | |
58 | День космонавтики. | 1 | ОНЗ | Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт. | - правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»; - не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди. | составлять описательный рассказ по иллюстрации. Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. | текущий | | | |
59 | Май весну завершает, лето начинает. | 1 | ОНЗ | «Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Изменения в природе в конце весны - начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки. | - классификация; - обобщение. | | текущий | | | |
60 | Жизнь земноводных весной. | 1 | ОНЗ | Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие. | - запоминать, выражать свое мнение | | текущий | | | |
61-62 | Животное – живое существо. | 2 | Развивающий контроль | Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство. | - классификация; - обобщение. | знать признаки живых существ | тематический | | | |
63 | Ты – пешеход. | 1 | Развивающий контроль | ПДД | - запоминать. | знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». | итоговый | | | |
64 | Итоговый тест | 1 | Развивающий контроль | Систематизация и обобщение изученного. | - классификация; - обобщение. | | итоговый | | | |
65-67 | Резерв | 3 | | | | | | | | |