kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по окружающему миру 1-4 класс (Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по окружающему миру 1-4 класс. Разработана в соответствии с положением ОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру 1-4 класс (Школа России)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Свенская средняя школа №1» с учетом Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Сборника рабочих программ «Школа Росиии»1-4 классы Москва «Просвещение» 2011 г, С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Рабочая программа ориентирована на учебники

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011


Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели)

В целях изучения истории региона, его места в многонациональной России, вклада в становление развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры, вводится изучение комплексного курса «Брянский край» 2 класс интегрированный курс «Природа родного края» и 4 класс «Культура родного края»

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится:

В 1 классе- 66 часов в год, практических работ – 19, проектов - 4, опыт – 1

Во 2 классе- 68 часов в год, контрольных работ- 1, проектов- 6, практических работ 5.

В 3 классе- 68 часов в год, практические работы-11, проектов-7, проверочных работ-8.

В 4 классе- 68 часов в год, контрольных работ- 6, практических работ-4, проверочные работы- 18, тест-1 , экскурсия- 3


Срок реализации рабочей программы 4 года.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные:

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

1 класс:

  В результате изучения окружающего мира учащиеся:

овладеют знаниями:

— своего  домашнего адреса и адреса школы;

— правил безопасности при переходе улицы;

— правил  поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правил  поведения во время экскурсий по городу и за городом;

— основ взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

научатся:

— различать объекты неживой и живой природы;

— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);

— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

--- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

получат возможность научиться:

--- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

--- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

--- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

--- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

--- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2 класс:

К концу 2 класса учащиеся научатся:

​ -неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

​ -строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

​ -имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;

​ -правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

​ -основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

​ -названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся получат возможность научиться:

​ -различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

​ -различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

​ -соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

​ -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

​ -использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

​ -определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

​ -приводить примеры достопримечательностей родного края

3 класс

К концу 3 класса учащиесянаучатся:

  • человек — часть природы и общества;

  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;

  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

  • потребности людей; товары и услуги;

  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиесяполучат возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Человек и природа

Выпускник научится:

– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс- 66 часов

Раздел 1. Введение (1ч)

«Задавайте вопросы!».

Раздел 2. Что и Кто? (20ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?

Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер?

Что умеет компьютер? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Раздел 3.Как, откуда и куда? (12ч)

Как живёт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения?

Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор?

Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Раздел 4. Где и когда? (11ч)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Когда придёт суббота?

Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы?

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Раздел 5 .Почему и зачем? (22ч)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли?

Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

Проверим себя и оценим свои достижения.


Содержание учебного предмета (2 класс (68 ч))

Где мы живем (4 ч)

В гостях у осени. Краски осени. В царстве растений. Осенние прогулки по брянскому лесу

Загадки. Пословицы, поговорки об осени.

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Для самых любознательных. Соображалки. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. В царстве рыб. Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев. В гости к Зиме. Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Для самых любознательных. Новый год. Зимние слова. Февраль в народном календаре. Жизнь животных зимой. Для самых любознательных. Белая книга. Растения зимой. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы. Как относятся к деревьям разных народов. В гости к Весне. К истокам слова. Растения весной. Первоцветы Брянского края. Береза — символ России. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!.Верные друзья

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Звери весной. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые. В гостях у Лета. К истокам слова. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа:Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа:Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).


3класс-68 часов

Раздел 1. Как устроен мир? (6 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Раздел 2. Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни

Раздел 3. Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Раздел 4.Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Раздел5. Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Раздел 6.Путешествия по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.



Содержание учебного предмета 4 класс (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Вводный урок. Что такое культура. Как жили славяне. Занятия славян. Язычество древних славян. Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края. Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева. Занятия крестьян.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Не боги горшки обжигают. Долог день до вечера. По одёжке встречают. Делу время, потехе час.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

Жители России «Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков. Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха .А.К.Толстого. «Соловьи». Городской парк Трубчевска− на родине Бояна. «Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествиев Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. . Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхоз академия. По памятны мместам. Партизанская поляна и др.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.


Страницы всемирной истории (5 ч)

Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина. Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам… Прогулка-экскурсия по улицам родного города (села). Итоговое занятие «Я люблю тебя, родной край».

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVIIв

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Правила и безопасность дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (9 ч)

Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности. Подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, загородная дорога. Перекрёсток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Современная Россия (9ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.





Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 1 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

По плану

По факту

Введение -1 ч

1.

«Задавайте вопросы!».

1




Раздел 1. «Что и Кто?» (20)

2.

Что такое Родина?

1




3.

Что мы знаем о народах России?

1




4.

Что мы знаем о Москве?

1




5.

Проект «Моя малая Родина»

1



проект

6.

Что у нас над головой?

1




7.

Что у нас под ногами?

1



п.р

8.

Что общего у разных растений?

1



п.р

9.

Что растёт на подоконнике?

1



п.р

10.

Что растёт на клумбе?

1



п.р

11.

Что это за листья?

1



п.р

12.

Что такое хвоинки?

1



п.р

13.

Кто такие насекомые?

1




14.

Кто такие рыбы?

1




15.

Кто такие птицы?

1



п.р

16.

Кто такие звери?

1



п.р

17.

Что окружает нас дома?

1




18.

Что умеет компьютер?

1




19.

Что умеет компьютер?

1




20.

На что похожа наша планета?

1




21.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1




Раздел 2. «Как, откуда и куда?» (12)


22.


Как живёт семья? Проект «Моя семья»


1




23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1



п.р

24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

1



п.р

25.

Как путешествует письмо?

1




26.

Куда текут реки?

1



п.р

27.

Откуда берутся снег и лёд?

1




28.

Как живут растения?

1




29.

Как живут животные?

1




30.

Как зимой помочь птицам?

1



п.р

31.

Откуда берётся и куда девается мусор?

1



п.р

32.

Откуда в снежках грязь?

1



п.р


33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1



проект

Раздел 3. Где и когда? (11)

34.

Когда учиться интересно?

1




35.

Проект «Мой класс и моя школа»

1



проект

36.

Когда придёт суббота?

1




37.

Когда наступит лето?

1




38.

Где живут белые медведи?

1



п.р

39.

Где живут слоны?

1



п.р

40.

Где зимуют птицы?





41.

Когда появилась одежда?

1




42.

Когда изобрели велосипед?

1




43.

Когда мы станем взрослыми?

1




44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой 1 класс и моя школа»

1




Раздел 4. «Почему и зачем?» (22)

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1




46.

Почему Луна бывает разной?

1




47.

Почему идёт дождь и дует ветер?

1




48.

Почему звенит звонок?

1



п.р

49.

Почему радуга разноцветная?

1




50.

Почему мы любим кошек и собак?

1



п.р

51.

Проект «Мои домашние питомцы»

1



проект

52.

Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?

1




53.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1




54.

Зачем мы спим ночью?

1




55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1




56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1



п.р

57.

Зачем нам телефон и телевизор?

1




58.

Зачем нужны автомобили?

1




59.

Зачем нужны поезда?

1




60.

Зачем строят корабли?

1




61.

Зачем строят самолёты?

1




62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1




63.

Почему на 1корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1




64.

Зачем люди осваивают космос?

1




65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1




66.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1





Календарно- тематическое планирование по окружающему миру на 2 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

По плану

По факту

Раздел 1. «Где мы живем» ( 4 ч)

1.

Родная страна. В гостях у осени. Краски осени


1




2.

Город и село. Проект «Родной город (село)»В царстве растений

1



проект

3.

Природа и рукотворный мир.Осенние прогулки по брянскому лесу

1




4.

Проверим  себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»Загадки. Пословицы, поговорки об осени

1




Раздел 2. «Природа» (20 ч)

5.

Неживая и живая природа. Для самых любознательных. Соображалки

1




6.

Явления природы. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме

1



7.

Что такое погода.В царстве рыб

1




8.

В гости к осени (экскурсия).Народные приметы осени

1



9.

В гости к осени (урок)Происхождение названий месяцев

1




10.

Звёздное небо.В гости к Зиме. Зимние месяцы

1




11.

Заглянем в кладовые Земли.Народный зимний календарь

1



п.р

12.

Про воздух…Для самых любознательных. Новый год

1




13.

И про воду. Зимние слова. Февраль в народном календаре

1




14.

Какие бывают растения? Жизнь животных зимой

1




15.

Какие бывают животные?Для самых любознательных. Белая книга

1




16.

Невидимые нити. Растения зимой

1




17.

Дикорастущие и культурные растения. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы

1




18.

Дикие и домашние животные. Как относятся к деревьям разных народов

1




19.

Комнатные растения. В гости к Весне. К истокам слова

1



п.р

20.

Животные живого уголка. Растения весной

1



21.

Про кошек и собак. Первоцветы Брянского края

1




22.

Красная книга. Береза — символ России

1




23.

Будь  природе другом. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!

1




24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Верные друзья

1



Раздел 3. Жизнь города и села (10 ч)

25.

Что такое экономика. Звери весной

1




26.

Из чего что сделано. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

1




27.

Как построить дом. Первые насекомые

1




28.

Какой бывает транспорт. В гостях у Лета. К истокам слова

1




29.

Культура и образование. Признаки хорошей погоды. Ненастья

1




30.

Все профессии важны. Проект «Профессии». Как образуется дождь?

1



проект

31.

В гости к зиме. Почему бывают грозы?

1



32.

В гости к зиме. Отчего бывает радуга?

1



п.р.

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».В лес по ягоды пойдем

1



34.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии».Охраняемые природные территории и объекты

1



Раздел 4. Здоровье и безопасность ( 9 ч)

35.

Строение тела человека

1




36.

Если хочешь быть здоров.

1




37.

Берегись автомобиля! Практическая работа

1




38.

Школа пешеходов. Практическая работа

1



п.р

39.

Домашние опасности

1




40.

Пожар!





41.

На воде и в лесу

1




42.

Опасные незнакомцы

1




43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест

1



Раздел 5. Общение ( 7ч )

44.

Наша дружная семья

1




45.

Проект «Родословная»

1



проект

46.

В школе

1




47.

Правила вежливости

1




48.

Ты и твои друзья

1




49.

Мы - зрители и пассажиры. Проверочная работа

1




50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Тест.

1



Раздел 6. Путешествия (18 ч)

51.

Посмотри вокруг

1




52

Ориентирование на местности. Практическая работа

2



п.р

53

Ориентирование на местности. Практическая работа





54.

Формы земной поверхности

1




55.

Водные богатства

1




56.

В гости к весне. Экскурсия

1



57.

В гости к весне (урок)

1




58.

Россия на карте

1




59.

Проект «Города России». Практическая работа

1



проект

60.

Путешествие по Москве

1




61.

Московский Кремль

1




62.

Город на Неве

1




63.

Путешествие по планете

1




64.

Путешествие по материкам

1




65.

Страны мира. Проект «Страны мира»

1



проект

66.

Впереди лето. Экскурсия Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1



67.

Итоговая диагностическая работа

1



контрольная работа

68.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1



проект







Календарно- тематическое планирование по окружающему миру на 3 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

По плану

По факту

Раздел «Как устроен мир» (7 ч)

1.

Природа

1




2.

Человек

1




3.

Проект «Богатства, отданные людям»

1




4.

Общество

1




5.

Что такое экология

1




6.

Природа в опасности!

1




7.

Тела, вещества, частицы

1




Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)

8.

Разнообразие веществ

1



п.р

9.

Воздух и его охрана

1




10.

Вода

1



п.р

11.

Превращения и круговорот воды

1




12.

Берегите воду!

1




13.

Как разрушаются камни

1




14.

Что такое почва

1



п.р

15.

Разнообразие растений

1




16.

Солнце, растения и мы с вами

1




17.

Размножение и развитие растений

1




18.

Охрана растений

1




19.

Разнообразие животных

1




20.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1



проект

21.

Размножение и развитие животных

1




22.

Охрана животных





23.

В царстве грибов

1




24.

Великий круговорот жизни

1




25.

Организм человека

1



п.р

26.

Органы чувств

1




Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

27.

Надежная защита организма

1




28.

Опора тела и движение

1




29.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1



п.р

30.

Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие

1



п.р

31.

Дыхание и кровообращение

1




32.

Умей предупреждать болезни

1




33.

Здоровый образ жизни

1




34.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1



проект

35.

Огонь, вода и газ

1




36.

Чтобы путь был счастливым

1




Раздел «Наша безопасность» (8 ч)

37.

Дорожные знаки

1




38.

Проект «Кто нас защищает»

1



проект

39.

Опасные места

1




40.

Природа и наша безопасность





41.

Экологическая безопасность

1



п.р

42.

Для чего нужна экономика

1




43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1




44.

Полезные ископаемые

1




Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

45.

Растениеводство

1



п.р

46.

Животноводство

1




47.

Какая бывает промышленность

1




48.

Проект «Экономика родного края»

1



проект

49.

Что такое деньги

1




50.

Государственный бюджет

1




51.

Семейный бюджет

1




52

Экономика и экология

2




53

Экономика и экология





54

Золотое кольцо России

3




55

Золотое кольцо России





56

Золотое кольцо России





Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч)

57.

Проект «Музей путешествий»

1



проект

58.

Наши ближайшие соседи

1




59.

На севере Европы

1




60.

Что такое Бенилюкс

1




61.

В центре Европы

1




62.

По Франции и Великобритании (Франция)

1




63.

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1




64.

На юге Европы

1




65.

По заметным местам мира

1




66.

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

1



к.р

67.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2



проект

68.

Защита итоговых проектов




проект



Календарно- тематическое планированиепо окружающему миру на 4 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

факт

план

Раздел 1. Земля и человечество (11 ч.)

1


Мир глазами астронома.

Вводный урок. Что такое культура.

1




2


Планеты солнечный системы

Как жили славяне

1




3


Звёздное небо – великая книга природы.

Занятия славян

1



Пров.р.

4


Мир глазами географа.

Язычество древних славян

1




5


Пояса Земли

Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

1




6


Мир глазами истории.

Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

1




7


Когда и где?

Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.

1



Пров. р.

8


Прошлое и настоящее глазами эколога.

Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.

1




9


Сокровища Земли под охраной человечества.

Занятия крестьян.

1



Пров. р.

10


Под охраной человечества сокровища Земли.

Занятия крестьян.

1




11

Обобщение по разделу «Земля и человечество»

Контроль знаний

1



Кр. р.

Раздел 2. Наша природа (11 ч.)

12


Равнины и горы России.

Не боги горшки обжигают.

1




13


Моря, озёра и реки России .

Практическая работа №4 на тему «Моря, озёра и реки России»

1



Практ. р.

14


Зона Арктических пустынь. Не боги горшки обжигают.

1



Пров.р.

15

Тундра . Долог день до вечера.

1




16

Леса России . По одёжке встречают.

1




17


Лес и человек

Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края» По одёжке встречают.

1



Экскурсия

18


Зона степей. Делу время, потехе час.

1



Пров. р.

19


Пустыня. Делу время, потехе час.

1




20


У Чёрного моря. Жители России

1




21


Экологическое равновесие

Экскурсия № 2 на тему «Экологическое равновесие»

1



Экскурсия

22


Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

1



Кр.р.

Раздел 3. Наш край – часть большой страны (12 ч.)

23


Наш край. «Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков.

1




24


Поверхность нашего края

«Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков.

1



Пров. р.

25


Водоёмы нашего края

Практическая работа №5 на тему «Водоёмы нашего края»

1



Практ. р.

26


Наши подземные богатства

«Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков.

1




27


Земля-кормилица Практическая работа №6 по теме «Земля-кормилица»

1



Практ. р.

28


Жизнь леса. Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого. «Соловьи». Городской парк Трубчевска –на родине Бояна.

1



Пров. р.

29


Жизнь луга. Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого. «Соловьи». Городской парк Трубчевска –на родине Бояна. Контрольная работа за 1 полугодие

1



Кр.р.

30


Жизнь пресного водоёма

«Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.

1




31


Растениеводство в нашем крае

Практическая работа №7 на тему «Растениеводство»

1



Практ. р.

32


Незаметные защитники урожая

«Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.

1



Пров.р.

33

Животноводство в нашем крае.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия.

1




34

Обобщающий урок по теме «Родной край».

1



Кр. р.

Раздел 4. Страницы мировой истории (6 ч.)

35


Начало истории человечества.

По памятным местам. Партизанская поляна и др.

1




36

Мир древности: далёкий и близкий. По памятным местам. Партизанская поляна и др.

1



Пров. р.

37


Средние века: время рыцарей и замков. Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина

1




38


Новое время: встреча Европы и Америки. Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина

1



Пров. р.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам… Прогулка-экскурсия по улицам родного города (села)

1




40

Обобщение по теме «Страницы мировой истории»

1




Раздел 5. Страницы истории Отечества.(20ч)

41


Жизнь древних славян .

Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам… Прогулка-экскурсия по улицам родного города (села)

1




42


Во времена Древней

Руси. Итоговое занятие «Я люблю тебя, родной край».

1



Пров. р.

43

Страна городов

1




44


Из книжной сокровищницы Древней Руси

1




45


Трудные времена на русской земле

1




46


Русь расправляет крылья

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1



Пров.р.

47

Куликовская битва

1




48

Иван III

1




49

Мастера печатных дел

1



Пров. р.

50


Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России»

1



экскурсия

51

Пётр Великий

1



Пров.р.

52

Михаил Васильевич Ломоносов

1




53

Екатерина Великая

1



Пров. р.

54

Отечественная война 1812 года

1




55

Страницы истории XIХ века

1




56

Россия вступает в ХХ век

1




57

Страницы истории 20-30 гг.

1



Пров. р.

58


Великая война и Великая победа

1




59


Велика победа в Великой Войне.

1



Пров. р.

60


Страна, открывшая путь в космос

1




Раздел 6. Современная Россия (8 ч.)

61


Основной закон России и права человека

1




62


Мы - граждане России

Действия в ЧС мирного и военного времени.

1



Пров.р.

63


«Дети имеют право на особую заботу и помощь» Тестирование за 2 полугодие

1



Кр.р

64

Славные символы России Такие разные праздники

1



.

65

Путешествие по России

1



Кр.р.

66

Комплексная работа

1




67

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия» Итоговое тестирование

1



Тест

68

Итоговое повторение . КВН

1







































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011..

4. Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).

5. Материально-технические средства.

Компьютерная техника,







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по окружающему миру 1-4 класс (Школа России)

Автор: Соболь Наталья Васильевна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа "Окружающий мир" 2 кл "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-2-kl"
    ["file_id"] => string(6) "126186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415122990"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса "Школа России" Неменская Л.А."
    ["seo_title"] => string(93) "tiematichieskoieplanirovaniiepoizobrazitielnomuiskusstvudlia2klassashkolarossiiniemienskaiala"
    ["file_id"] => string(6) "332734"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1465138955"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, УМК "Школа России" 3 класс, по ФГОСам "
    ["seo_title"] => string(104) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-shkola-rossii-3-klass-po-fgosam"
    ["file_id"] => string(6) "107835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403459628"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143170"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418468313"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" 4 класс по программе "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(100) "proiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-slavnyie-simvoly-rossii-4-klass-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "188972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426780779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства