РАЗДЕЛ 1. «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе на 2014-2015 уч. год разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ
-Устава МБОУ «Леоновская СОШ»
-Учебного плана МБОУ «Леоновская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ «Леоновская СОШ».
-Авторской программой по окружающему миру в 1 классе , разработанной по учебнику А.А.Плешакова, « Окружающий мир 1 класс, в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка как, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
РАЗДЕЛ 2. « Общая характеристика учебного предмета»
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
РАЗДЕЛ 3. «Место учебного предмета в учебном плане»
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена в инвариантной части на 66 учебных часов ( 2 часа в неделю, 33 учебные недели), в соответствии с учебным планом МБОУ «Леоновская СОШ» и календарным учебным графиком.
РАЗДЕЛ 4. «Содержание учебного предмета»
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Введение1ч. В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности. Ребёнок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?» 19ч, обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей.
Второй круг вопросов по теме «Как, откуда и куда?» 12ч.- это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.
Третий круг вопросов по теме «Где и когда?» 12ч. развивает представления детей о пространстве и времени.
Четвертый по теме «Почему и зачем?»22ч - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
РАЗДЕЛ 5. «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Разделы программы | Содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение. 1ч | Задавайте вопросы! | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке. |
Кто и что? 19ч | Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растет на клумбе. Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока — работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока — обсуждать — работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями — Выполнять тестовые задания учебника. |
Как, откуда и куда? 12ч | Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; — оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Где и когда? 12ч | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим и оценим свои знания. | — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; осуществлять самоконтроль; — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; — приводить примеры животных холодных районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
Почему и зачем? 22ч | Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние животные». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы? | — обсуждать, почему и как следует беречь уши; — высказывать предположения о причине возникновения эха — сочинят — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; — работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; — описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); — обсуждать наше отношение к домашним питомцам; — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх. |
Раздел 7.«Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение»
Для реализации целей и задач обучения окружающему миру по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение».
Печатные пособия
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразов. Учреждений. В 2-х частях. /Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.
– М.: Просвещение, 2011
– М.: Просвещение, 2010
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.
– М.: Просвещение, 2011
Наглядные пособия
Информационно-коммуникативные средства
Плешаков А.А.
Технические средства обучения.
Персональный компьютер.
Принтер.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставка для книг, держатели для схем и таблиц.
РАЗДЕЛ 8. «Результаты ( в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета и система их оценки»
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа по окружающему миру обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих знаний и умений:
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственная символика России: флаг, герб, гимн;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
вести наблюдения в природе.
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
различать овощи и фрукты;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
правила сохранения и укрепления здоровья.
Контрольно-измерительные материалы
Тест по окружающему миру, 1 класс , 2четверть.
Ф.И_______________________ Баллов______ из 25
1. Куда должен увезти мусор мусоровоз?
А) к реке Б) на свалку в) в лес
2. Откуда в снежках грязь?
А) не знаю Б) от заводов и фабрик В) от автомобилей Г) от растений
3. Когда тебе будет 10 лет?
А) В будущем Б) в прошлом В) в настоящем
4. Расставь цифры по порядку дней недели.
Вторник, суббота, среда, понедельник, четверг, воскресенье, пятница
5. Впиши пропущенные месяцы:
Январь, , март, апрель, , июнь, июль, , сентябрь, октябрь, ,декабрь
6. Соедини линиями, какие животные обитают в жарких краях , а какие в холодных.
Жаркие края Белый медведь
Морж
Птица секретарь
Холодные края Лев
Пингвин
7. Подчеркни зимующих птиц красным, перелетных - синим :
сорока, воробей, снегирь, ласточка, синица, голубь,
жаворонок.
8.С какого возраста можно ездить на велосипеде по автомобильной дороге?
А) с 14 лет Б) с 3 лет В) с 7 лет Г) с 30 лет
9. Кем ты станешь в будущем, кем и где будеш работать ?
_____________________________________________________________
10. Почему Луна бывает разной?
А)Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает разные ее части. Которые мы видим.
Б) Она меняет свой размер, в зависимости от времени года.
11. Почему идет дождь?
А) Вода испарившиеся с земли, рек, морей, образует на небе капли, которые становятся тяжёлые и не могут долго держаться в небе.
Б) Это вода с других планет проливается на Землю.
Ключ : 1-1б,2-2б,3-1б, 4-2б,5-3б, 6-2б, 7-4б,8-2б, 9-2б, 10-3б, 11-3б.
25-23б (высок),
22-19б ( в.сред),
18-13б ( сред) ,
12б и менее (низкий)
Итоговый тест по окружающему миру для 1 класса.
2 вариант
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
Части рыбы:
а) хвост; г) крылья;
б) жабры; д) плавники;
в) туловище; е) голова.
2. Обведи нужную букву.
Глобус – это …
а) план;
б) модель Земли;
в) карта.
3. Во что превращается вода, если она замерзает? Обведи нужную букву.
а) в лёд;
б) в сок;
в) в каток.
4. Допиши предложение.
Кабан, дятел, бабочка, кошка, окунь – это _________________ .
5. Установи соответствие. Соедини стрелками.
ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ
ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ
МАЙ
ДЕКАБРЬ
ИЮНЬ
АПРЕЛЬ
НОЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
АВГУСТ
ФЕВРАЛЬ
ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ
ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ
6. Где можно кататься на велосипеде? Вычеркни лишнее.
В парке, во дворе, на дороге, на стадионе.
7. Почему звёзды светят? Обведи нужную букву.
а) потому что они бывают ночью, когда темно;
б) потому что они отражают свет электрических ламп;
в) потому что они состоят из раскаленных веществ.
8. Сколько цветов в радуге? Обведи нужную букву.
а) 8 цветов;
б) 6 цветов;
в) 7 цветов.
9. Подчеркни одной чертой названия овощей, двумя чертами – названия фруктов.
яблоко лук виноград
редис груша ананас
помидор огурец чеснок
апельсин лимон морковь
10. Продолжи предложения.
Я живу в стране ___________________________ .
Столица моей Родины – город _________________ .
Итоговый тест по окружающему миру для 1 класса.
1 вариант
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
Части растений:
а) стебель; г) ручка;
б) корень; д) цветок;
в) лист; е) плод.
2. Какую форму имеет Земля? Подчеркни.
а) квадрат;
б) овал;
в) шар;
г) треугольник;
д) прямоугольник.
3. Во что превращается снег при таянии? Обведи нужную букву.
а) в лужу;
б) в лёд;
в) в воду.
4 БЕЛКА
ГУСЕНИЦА
ЛЯГУШКА
ПИНГВИН
БАБОЧКА
ЛИСА
КОМАРЫ
НЕКТАР
МЫШЬ
ОРЕХИ
РЫБА
ЛИСТЬЯ
. Кто что ест? Соедини стрелками.
5. Без чего нельзя отправить конверт с письмом? Обведи нужную букву.
а) без марки;
б) без росписи;
в) без открытки.
6. Найди времена года. Вычеркни лишнее.
Зима, осень, весна, март, лето.
7. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
Части велосипеда:
а) рама;
б) якорь;
в) колёса;
г) спица;
д) педали;
е) руль.
8. Сколько ярких звёзд в созвездии Большой Медведицы? Обведи нужную букву.
а) 7 звёзд;
б) 8 звёзд;
в) 6 звёзд.
9. Какие цвета в радуге? Вычеркни лишнее.
Оранжевый, коричневый, жёлтый, красный, зелёный, белый, голубой, синий, фиолетовый.
10.Продолжи предложения:
Наше государство называется _______________________________
Столица нашей Родины - город _____________________