Просмотр содержимого документа
«Планирование по предмету Окружающий природный мир.»
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 8 года обучения для обучающегося
Зайцева Василия составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями(вариант 2) ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат№1;
Учебным планом 8 класса ,АООП ,вариант 2.
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето , осень, зима, весна, день, ночь);
Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы, о цикличности в природе – сезонных изменениях, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание учащегося обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у детей с интеллектуальными нарушениями должно происходить по принципу «от частного к общему».
Нормативная база
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Форма организации – индивидуальная.
Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Естествознание» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в классе «Особый ребенок» 3года обучения отводится, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
Класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Электронные учебно-методические материалы
8класс
освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
Проявлять интерес к объектам живой природы.
Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.
Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
знать:
Объекты неживой природы (огне , почве, земле, воздухе, лесе, формах земной поверхности).
Временах года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.
Животный и растительный мир, их значении в жизни человека.
Элементарные представления о течении времени.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Методическая литература:
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
Оборудование:
- Магнитная доска, набор букв на магнитах.
- Образцы письменных букв.
- Касса букв и слогов.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Календарно-тематическое планирование по «Окружающему природному миру».
№
Тема
Кол-
во
час
Дата
по плану
Планируемые результаты
Электронные учебно-методические
материалы
Мониторинг
Предметные
Личностные
1четверть 8ч.
1
«Мы живем на планете Земля».
Знать элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы.
Замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
https://www.art-talant.org/
https://kopilkaurokov.ru/
https://kopilkaurokov.ru/
https://multiurok.ru/www-14/?act=auth
http://умксипр.рф/
Текущий контроль.
Зачет:
2
Живая и неживая природа.
3
Рассмотри рисунок.
4
Земля и Солнце.
5
День и ночь.
2 четверть 6ч
«Что нам осень принесла?». Экскурсия.
Уметь выделять существенные признаки осени.
Уметь узнавать овощи и фрукты.
Умение по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.
Формирование социально ориентированного взгляда.
https://multiurok.ru/www-14/?act=auth
https://mersibo.ru/
https://mersibo.ru/
Текущий контроль
1
Сутки.
2
Занятия людей в течении суток.
3
Значение солнца.
4
Солнце и жизнь растений.
5
Обобщающий урок "В
гости к зиме».
https://mersibo.ru/
3 четверть 10ч.
1
А кто такие птички? (домашние и дикие).
Умение устанавливать аналогии.
Овладение начальными навыками адаптации.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.