kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КТП по окружающему миру в соответствии с ФГОС, УМК "Школа России", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование. УМК "Школа Росии", 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП по окружающему миру в соответствии с ФГОС, УМК "Школа России", 4 класс»

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

по окружающему миру (68 часов)

п/п

Тема урока

(тип урока)

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Земля и человечество (9ч)

1

Мир глазами астронома

(открытие нового знания)

Понятие об ас­трономии как о науке.

Вселенная (Кос­мос).

Солнце. Солнеч­ная система. Планеты Сол­нечной системы. Их расположение относительно Солнца в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и смены времен года

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;  характеризовать  особенности Солнца и Солнечной системы;  моделировать строение Солнечной системы; извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать результаты своей работы на уроке.


2

Планеты Солнечной системы (открытие нового знания)

Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и смены времен года

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;  устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


3

Звездное небо – великая книга природы.

(открытие нового знания)

Правила наблю­дения звездного неба.

Созвездия Малой Медведицы, Большого Пса, Тельца, Плеяды. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


4

Мир глазами географа.

(открытие нового знания)

Практ раб. «Работа с географической картой»

Понятие о гео­графии как о нау­ке и географиче­ских объектах. Карта полуша­рий. История создания карт в мире и в Рос­сии, история создания глобуса

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять рассказы о мире с точки зрения географа; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.


5

Мир глазами историка.

(открытие нового знания)

Понятие об исто­рии как о науке. Источники исто­рических сведе­ний. 1

Значение летопи­сей и археологии, архивов и музеев для изучения ис­тории

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); работать с терминологическим словариком;  формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.


6

Когда и где? (открытие нового знания)

Практ раб. «Работа по ленте времени».

Понятия о веке (столетии) и ты­сячелетии, нашей эре.

Летосчисление в древности. Историческая карта.

«Лента времени»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


7

Мир глазами эколога.

(открытие нового знания)

Практ раб. «Плакат Планета заболела».

Понятие об эко­логии и экологи­ческих пробле­мах.

Международные соглашения по охране окру­жающей среды, международные организации, эко­логические дни

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России; готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога;  формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.


8

Сокровища Земли под охраной человека. (открытие нового знания)

Понятие о Все­мирном насле­дии, Всемирном природном, Все­мирном культур­ном наследии. Наиболее значи­мые объекты Всемирного при­родного и куль­турного наследия в России и за ру­бежом. Между­народная Крас­ная книга

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.


9

Сокровища Земли под охраной человечества (построение системы знаний,)

Понятие о Все­мирном насле­дии, Всемирном природном, Все­мирном культур­ном наследии. Наиболее значи­мые объекты Всемирного при­родного и куль­турного наследия в России и за ру­бежом. Между­народная Крас­ная книга


Природа России (10 ч)

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

(развивающий контроль)

Целеполагание раздела.

Формы рельефа России.

Наиболее круп­ные равнины, плоскогорья, горы.

Вулканы Кам­чатки, Ильменский заповедник

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.


11

Моря, озера и реки России

(открытие нового знания).

Моря Северного Ледовитого,

Атлантического и Тихого океанов. Озера: Каспий­ское, Байкал, Ла­дожское и Онеж­ское.

Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать  особенности изучаемых водных объектов; извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; готовить сочинения на тему урока; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


12

Природные зоны России (открытие нового знания).

Практ раб. «Знакомство с природными зонами».

Карта природных зон России.

План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и вы­сотная поясность

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; различать широтную и высотную поясность; находить на карте природных зон зоны высотной поясности; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


13

Зона арктических пустынь

(открытие нового знания).

Местоположение зоны арктиче­ских пустынь. Зависимость природных осо­бенностей Арк­тики от освещен­ности её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Северные сияния. Флора и фауна Арктики.

Цепи питания в зоне арктиче­ских пустынь. Освоение Аркти­ки человеком и возникшие вследствие этого экологические проблемы. Природоохран­ные мероприятия

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; прослеживать цепи питания в Арктике; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу;

оценивать свои достижения на уроке.



14

Тундра

(открытие нового знания)

Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природ­ных зон. Природные осо­бенности зоны тундры, флора и фауна. Экологические связи в зоне тундры.

Занятия местного населения. Освоение

полез­ных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы. Природоохран­ные мероприятия. Животные из Красной книги России. Заповедники

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на карте природных зон зону тундры; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; выявлять экологические связи в зоне тундры; извлекать из дополнительной литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; характеризовать зону тундры по плану; моделировать природные особенности тундры; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


15

Леса России

(открытие нового знания).

Местоположение зоны тайги, сме­шанных и широ­колиственных лесов, зависи­мость их флоры и фауны от осве­щенности и почв. Флора и фауна зоны лесов. Экологические связи в лесных зонах

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; сопоставлять природу тундры и лесных зон; извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


16

Лес и человек

(открытие нового знания).

Роль леса в при­роде и жизни людей.

Экологические проблемы и охрана приро­ды в лесных зонах.

Растения и жи­вотные, занесен­ные в Красную книгу России. Правила поведе­ния в лесу. Заповедники


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;  обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения;  совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; характеризовать лесные природные зоны по плану; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


17

Зона степей

(открытие нового знания).

Местоположение зоны степей, ее природные осо­бенности, флора и фауна. Экологические проблемы степ­ной зоны. Питомники для редких животных. Заповедники.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на карте природных зон зону степей;  устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники,  обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризовать зону степей по плану;  формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.


18

Пустыня

(открытие нового знания).

Местоположение зоны полупус­тынь и пустынь, ее природные особенности, флора и фауна. Приспособление растений и жи­вотных полупус­тынь и пустынь к природным условиям. Освоение полу­пустынь чело­веком

Экологические проблемы зоны. Заповедник «Чер­ные земли»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на карте природных зон зону полупустынь; устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;  характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники,  обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризовать зону степей по плану;  формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.


19

У Черного моря

(открытие нового знания).

Местоположение зоны субтропи­ков, ее природ­ные особенности, флора и фауна. Курорты Черно­морского побе­режья. Сочин­ский дендрарий. Экологические проблемы зоны, животные и рас­тения, внесенные в Красную книгу. Национальный парк «Сочин­ский»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на карте природных зон зону субтропиков;  устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба»;  опознавать растения субтропиков;  знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными,  устанавливать экологические связи;  моделировать цепи питания;  анализировать экологические проблемы зоны;  совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета;  обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; работать с терминологическим словариком;  характеризовать зону субтропиков по плану;  формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.


20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

(развивающий контроль)

Проверка и оценка своих знаний по разделу «Природа России»


Выполнять тесты с выбором ответов; объективно оценивать свои достижения по шкале баллов; выбирать тему проекта; намечать план работы; отбирать информацию в избранных для проекта книгах; готовить оформление доклада (слайды); готовить доклад; презентовать доклад в классе; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.


Родной край – часть большой страны (15 ч)

21

Наш край

(открытие нового знания).

Практ раб. «Работа с картой своего края».

Знакомство с политико-административной кар­той России. Знакомство с кар­той своего края, его главным горо­дом. Нахождение своего региона на физической, административ­ной карте и карте природных зон. Выяснение с по­мощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверх­ности, в какой природной зоне находится.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;  находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;  характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте;  определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон;  находить на карте региона крупные города, а также свой город (село);  обобщать полученную информацию, готовить сообщение;  оценивать свои достижения на уроке.



22

Поверхность нашего края

(открытие нового знания).

Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терри­конов

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  находить на карте региона крупные овраги и балки;  интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждать меры по охране поверхности своего края;  моделировать знакомый участок поверхности своего края;  оценивать свои достижения на урок



23

Поверхность нашего края (экскурсия) (открытие нового знания).


24

Водные богатства нашего края

(открытие нового знания).


Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники за­грязнения вод в регионе. Правила поведе­ния на воде

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;  составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;  описывать одну из рек по данному в учебнике плану;  составлять план описания озера (пруда);  моделировать наиболее знакомый водный объект;  выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;  обсуждать материалы рассказа «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;  интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе);  формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.


25

Наши подземные богатства

(открытие нового знания).

Практ раб. «Определение полезных ископаемых»

Выяснение по карте региона наличия полез­ных ископаемых: нефти, природно­го газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, из­вестняка. Экономное ис­пользование по­лезных ископа­емых

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого,  составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу;  выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;  извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;   интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки;  формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.


26

Земля – кормилица

(открытие нового знания).

Типы почв. Почвы родного края.

Охрана почв

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;  извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;  моделировать тип почв своего региона;  готовить доклад о значении почвы для жизни на земле;  выполнять задания из электронного приложения к учебнику;  обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»; извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.


27

Экскурсия в лес и на луг. (открытие нового знания).

Понятие о при­родном сообще­стве. Природное сообщество сме­шанного леса

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;  обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; выполнять задания из электронного приложения к учебнику;  выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


28

Жизнь леса (открытие нового знания).




29

Жизнь луга (открытие нового знания).

Практ раб. «Моделирование цепей питания луга».

Природное со­общество луга. Влияние челове­ка на экосистему луга.

Охрана лугов

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; определять животных луга на иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека,  предлагать пути решения экологических проблем; обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне» составлять памятку «Как вести себя на лугу»; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


30

Жизнь в пресных водах (открытие нового знания).

Природное со­общество пре­сных вод. Правила поведе­ния у водоема. Охрана пресно­водной флоры и фауны.

Болота и их охрана

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод своего региона; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


31

Экскурсия к водоему (открытие нового знания).

Природные со­общества, харак­терные для края, где живут уча­щиеся

Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.


32

Растениеводство в нашем крае (открытие нового знания).

Практ раб. «Работа с гербарием культурных растений».

Растениеводство как отрасль сель­ского хозяйства. Сорта культур­ных растений. Отрасли расте­ниеводства, раз­витие их в ре­гионе

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы; готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


33

Животноводство в нашем крае (открытие нового знания).

Животноводство как отрасль сель­ского хозяйства. Породы домаш­них животных. Отрасли живот­новодства, разви­тие их в регионе

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе; готовить доклады и презентовать их в классе; характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.

(рефлексия)

Проверка и оценка своих знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».

Презентация про­ектов с демонст­рацией иллюст­раций (слайдов) и других подго­товленных мате­риалов

Выполнять тесты с выбором ответов; объективно оценивать свои достижения по шкале баллов; выбирать тему проекта; намечать план работы; отбирать информацию в избранных для проекта книгах; готовить оформление доклада (слайды); готовить доклад; презентовать доклад в классе; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.


Страницы всемирной истории (5 ч)

35

Начало истории человечества (открытие нового знания).

Целеполагание

раздела.

История перво­бытного обще­ства;

Первобытное ис­кусство

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


36

Мир древности: далекий и близкий

(открытие нового знания).

История Древне­го мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Культура, рели­гия, археологиче­ские находки

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации; готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях; выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества; сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


37

Средние века: время рыцарей и замков

(открытие нового знания).

Средние века в истории Европы. Возникновение городов.

Появление миро­вых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья; определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии;  выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


38

Новое время: встреча Европы и Америки

(открытие нового знания).

Новое время в истории Европы. Развитие пред­принимательства, достижения в об­ласти науки и культуры. Великие геогра­фические открытия. Развитие техники

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени; сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


39

Новейшее время: история продолжается сегодня

(открытие нового знания).

Исследования Арктики и Ан­тарктики. Развитие парла­ментаризма и республикан­ской формы правления. Достижения со­временной науки и техники. Освоение кос­моса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке


Страницы истории России (5 ч)

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

(развивающий контроль)

Проверка и оценка своих знаний по разделу «Страницы всемирной истории».

Целеполагание раздела. Расселение вос­точных славян. Древнеславян­ские племена. Занятия древних славян, их жи­лища, быт, веро­вания.

Союзы племен

Понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


41

Во времена Древней Руси

(открытие нового знания).

Торговый путь «из варяг в греки». Основание Нов­города и Киева. Призвание на княжение Рю­рика.

Возникновение

Древнерусского государства. Многонациональ­ный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древ­ней Руси

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


42

Страна городов

(открытие нового знания).

Устройство древ­нерусского горо­да. Древний Киев и Древний Нов­город. Берестя­ные грамоты как исторический ис­точник. Основа­ние Москвы

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода; характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде; готовить сообщения, презентовать их на уроке; сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

(открытие нового знания).

Кирилл и Мефодий - создатели славянской пись­менности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «По­весть временных лет».

Рукописные

книги


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


44

Трудные времена на Русской земле

(открытие нового знания).

Феодальная раз­дробленность Руси в середине XII века.

Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Нев­ский

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике  сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывать своё отношение к личности Александра Невского; работать с терминологическим словариком; заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


45

Русь расправляет крылья

(открытие нового знания).

Возрождение се­веро-восточных земель Руси в конце XIII - на­чале XIV века. Московский князь Иван Кали­та - собиратель русских земель. Сергий Радонеж­ский

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


46

Куликовская битва

(открытие нового знания).

Поход Мамая на Русь.

Подготовка объ­единенного рус­ского войска под командованием московского кня­зя Дмитрия Ива­новича. Благословение Сергия Радонеж­ского.

Поединок Пере- света и Челу бея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавать роль Куликовской битвы в истории России; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


47

Иван Третий (открытие нового знания).

Проти востояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возник­новение единого независимого Российского го­сударства со сто­лицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль - символ Москвы.

Герб государства - двуглавый орел. Укрепление эко­номики.

Иван Г розный - первый россий­ский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Начало освоения Сибири

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


48

Мастера печатных дел (открытие нового знания).

Начало книгопе­чатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебни­ков Василия Бур­цева, Мелетия Смотрицкого, Кариона Исто­мина

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам); рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работать с терминологическим словариком; развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


49

Патриоты России (открытие нового знания).

Смута. Польская интервенция. Народное опол­чение под руко­водством Кузьмы Минина и Дмит­рия Пожарского. Освобождение Москвы. Избра­ние на царство Михаила Рома­нова


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


50

Петр Великий

(открытие нового знания).

Организация «потешных пол­ков». Путешест­вие Петра в Ев­ропу и работа в качестве плот­ника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русско­го флота. Петр I - первый российский им­ператор

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; прослеживать по карте приобретения Петра I; высказывать свое отношение к личности Петра Великого; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


51

Михаил Васильевич Ломоносов

(открытие нового знания).

Биография М. В. Ломоносо­ва. Энциклопе­дический харак­тер его деятель­ности.

Основание Мос­ковского универ­ситета

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


52

Екатерина Великая

(открытие нового знания).

Екатерина Вели­кая - продолжа­тельница реформ Петра I.

Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие про­свещения. Положение кре­стьянства. Вос­стание под руководством Емель­яна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азов­скому и Черному морям

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоев российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; прослеживать по карте рост территории государства; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


53

Отечественная война 1812 года

(открытие нового знания).

Вторжение в Рос­сию армии Напо­леона.

Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокоман­дующим. Бородинская битва.

Пожар Москвы.

Отступление Наполеона.

Партизанское движение.

Д. В. Давыдов. Победа над На­полеоном

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года; готовить доклады; презентовать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


54

Страницы истории 19 века

(открытие нового знания).

Декабристы, ос­новные идеи дви­жения, выступ­ление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от кре­постной зависи­мости в 1861 го­ду, его значение. Петербург и Мо­сква после 1861 го­да, рост промыш­ленности, город­ские контрасты. Технические до­стижения России в XIX веке: элек­трическое осве­щение городов, трамвай, теле­фон, развитие железной дороги, Транссиб, откры­тие Политехнического музея.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника; выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику;  готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами; находить на карте Транссибирскую магистраль; сопоставлять исторические источники; извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


55

Россия вступает в 20 век

(открытие нового знания).

Николай II - по­следний импера­тор России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой миро­вой войне. Февральская рево­люция 1917 года. Октябрьская рево­люция 1917 года. Гражданская война.

Гибель царской семьи.

Победа больше­виков.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

(открытие нового знания).

Образование

СССР.

Государственная собственность в промышлен­ности.

Борьба с негра­мотностью. Индустриализа­ция, коллективи­зация, культур­ная революция. Репрессии 1930-х годов

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


57

Великая Отечественная война и Великая Победа

(открытие нового знания).

Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленин­града.

Разгром фашист­ских войск под Москвой.

Битва за Сталин­град.

Курское сражение. Изгнание фашист­ских войск с территории СССР. Освобож­дение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Го- рода-герои, горо­да воинской сла­вы. Цена Победы

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны;  делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; собирать материал о мероприятиях празднования 70-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовить праздник ко Дню Победы; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


58

Великая Отечественная война и Великая Победа

(построение системы знаний.


59

Страна, открывшая путь в космос

(открытие нового знания).

Начало освоения космоса в 1957 го­ду. Юрий Гага­рин - первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС.

Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Эпоха пере­стройки в 1980-х. Распад СССР


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с электронным пособием; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


Современная Россия (9 ч)

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека.

(развивающий контроль)

Проверка и оценка своих знаний по разделу «Страницы истории России». Целеполагание раздела.

Понятие о феде­ративном уст­ройстве России. Многонацио­нальный харак­тер населения России. Конституция - основной закон страны.

Всеобщая декла­рация прав чело­века, Конвенция о правах ребенка

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


61

Мы – граждане России

(открытие нового знания).

Понятие о граж­данстве.

Права и обязан­ности граждани­на Российской Федерации.

Государственное устройство РФ: Президент, Фе­деральное Собра­ние, Правитель­ство

Понимать  учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


62

Славные символы России


Государственный герб, флаг и гимн

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств; знакомиться с флагом Победы, знать его историю; выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего класса, семьи; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


63

Такие разные праздники

(открытие нового знания).

Понятие о госу­дарственных праздниках, День России, День Го­сударственного флага, День на­родного единст­ва, День Консти­туции, День за­щитника Отече­ства, День Побе­ды, Новый год, Рождество Хри­стово, Междуна­родный женский день, День весны и труда

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.


64-66

Путешествие по России (открытие нового знания).

Регионы и города России

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и  изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект; оценивать свои достижения и достижения товарищей.


67

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

(развивающий контроль)

Проверка и оценка своих знаний.

Выполнение тестов. Развитие рефлексии. Формирование объективной

самооценки

Тесты выполняются устно в порядке, предусмотренном замыслом учителя. По ходу выполнения тестов проводится обобщение материала по соответствующим темам. Каждый учащийся отмечает для себя, правильно или неправильно он ответил на поставленный вопрос в тесте, а потом подсчитывает баллы в шкале и делает вывод об уровне усвоения им материала за полугодие, о том, какие темы усвоены им недостаточно и нуждаются в повторении.


68

Презентация проектов

(рефлексия)

Презентация проектов с де­монстрацией иллюстраций (слайдов) и других подго­товленных мате­риалов

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и  изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект; оценивать свои достижения и достижения товарищей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КТП по окружающему миру в соответствии с ФГОС, УМК "Школа России", 4 класс

Автор: Штабская Ольга Викторовна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 класса. УМК "Школа России" ФГОС "
    ["seo_title"] => string(107) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassa-umk-shkola-rossii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "196008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427990041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир". "Школа России", 3класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-okruzhaiushchii-mir-shkola-rossii-3klass"
    ["file_id"] => string(6) "109759"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404996377"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "КТП по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(29) "ktp-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "110413"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406017801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства