№ | Календарные сроки | Тема | Личностные | Планируемые УУД | Предметные результаты | Возможные виды деятельности учащихся |
| | | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | | |
1 | | Земля и человечество Мир глазами астронома | Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку,умения оценивать богатство внутреннего мира человека | Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела | Формулировать и удерживать учебную задачу | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию | Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы Понятия: Астрономия, Вселенная, Космос, Солнечная система | Рассказ в парах или группах, представление результата работы Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 | | Планеты Солнечной системы | Проявлять ценностный взгляд на мир | определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников | воспринимать предложения учителей, товарищей | Готовить сообщения с помощью взрослых | Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года Понятия: Планеты Солнечной системы, бинокль, телескоп | Индивидуальная,самостоятельная работа.Тест с самопроверкой |
3 4 | | Звёздное небо- Великая книга природы Мир глазами географа | Проявлять самостоятельность в информационной деятельности Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности | Моделировать созвездия Работать с терминологическим словарем | Извлекать информацию из учебника, дополнительной литературы Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. | Отвечать на вопросы, пользуясь различными источниками информации Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. | Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо Понятия :созвездие,звезды Иметь представление о географии и географических объектах Понятия: География, географ | Наблюдают картины звездного неба,комментируют ключевые слова,самостоятельно находят ответы на вопросы Определяют значение условных знаков, учатся читать масштаб |
5 | | Мир глазами историка | Проявлять ценностный взгляд на мир | Работать с терминологическим словарем | Формулировать и удерживать учебную задачу | Отвечать на вопросы, пользуясь различными источниками информации | Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников Понятия: История, историк, исторический источник, архив, летопись, архиология, архиолог | Тест с самопроверкой,работают с «лентой времени» |
6 | | Когда и где? | Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности | Извлекать информацию из исторической карты | Формулировать и удерживать учебную задачу | Читать и анализировать текст | Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту. Понятия: Век, тысячелетие, наша эра, летоисчисление, историческая карта, лента времени | Определяют века,работа в парах |
7 | | Мир глазами эколога | Понимать личную ответственность за состояние окружающей среды | Устанавливают причинно-следственные связи | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Представлять полученную информацию | Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения Понятия: Экология, эколог, экологические проблемы, тропические леса, международные соглашения, конвенция, международные организации, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис | Составляют рассказ,используя ключевые слова |
8 | | Сокровища Земли под охраной человечества | Понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия | Составлять план текста и ответа на вопрос | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Готовить сообщения с помощью взрослых | Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги. Понятия: Всемирное природное наследие, всемирное культурное наследие | Работа в паре,анализ карты,взаимопроверка |
9 | | Сокровища Земли под охраной Человечества. Закрепление | Проверят знания по разделу «Земля и человечество» | Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» |
10 11 | | Природа России Равнины и горы России Моря, озёра и реки России | Проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы Работать с контурной картой | Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном сцелью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль Готовить сообщения о географических объектах | Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны. Понятия: Формы земной поверхности, физическая карта Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте | Работа в парах,анализ физической карты Тест с самопроверкой, работа в группах,подписывают географические объекты на контурной карте |
12 | | Природные зоны России | Проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России | Извлекать информацию из карты | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Выдвигать и совместно проверять предположения | Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон | Рассказ о природной зоне по плану,самопроверка,взаимопроверка |
13 | | Зона Арктических пустынь | Понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия | Представлять информацию в виде таблицы | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Готовить сообщения с помощью взрослых | Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану. Понятия: Арктические пустыни, ледяная зона, полярное сияние, заповедник | Работа в паре,моделирование цепи питания |
14 | | Тундра | Проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России | Рассказывать о природной зоне по плану | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Сравнивать природные зоны:определять их сходство и различия | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану | Тест с самопроверкой |
15 | | Леса России | Формирование целостного, социально ориентированноо взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; | Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон. Понятия: Тайга, смешанные леса, широколиственные леса | Тест с самопроверкой,работа в группах |
16 | | Лес и человек | Развитие Самостояте льности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе. | Ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Извлекать и представлять информацию из дополнительной литературы | Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу. Понятия: Вырубка леса, браконьер, заповедник | Работа в парах |
17 18 | | Зона степей Пустыни | Понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия Проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России | Сравнивать природные зоны:определять сходство и различие живой и неживой природы | Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль Готовить сообщения с помощью взрослых | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану. Понятия: Суховей, пыльная буря, чернозём Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.Понятия: Валы, барханы, такыр | Тест с самопроверкой Описывают природную зону по фотографии, работают с картой |
19 | | У Чёрного моря | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; | Сравнивать природные зоны:определять сходство и различие живой и неживой природы | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Представлять информацию в виде таблицы | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря.Понятия: Субтропическая зона, субропики | Проверочная работа по разделу «Природа России».Рассказывают о природной зоне по плану |
20 21 | | Родной край – часть большой страны Наш край Поверхность нашего края | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край Определять личностный смысл учения | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Извлекать и представлять информацию из дополнительной краеведческой литературы | Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте.Понятия: Российская Федерация, республика, край, область, округ Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе.Понятия: Балка, овраг, склон, террикон | Анализируют карты, работают в парах или группах Выступают с сообщениями,работают самостоятельно |
22 | | Водные богатства нашего края | Проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий | Характеризовать природный объект по плану, составлять план по аналогии | Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего края по плану.Понятия: Исток, приток, водоём | Работа в группах |
23 24 | | Наши подземные богатства Земля- кормилица | Проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий. Определять личностный смысл учения Формирова ние чувства гордости за свою Родину, за свой край | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения Определять сходство и различие природных объектов | Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края.Понятия: Полезные ископаемые, недра, месторождение, подземные богатства Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе.Понятия: Типы почв, плодородие, ядохимикаты | Тест с самопроверкой Работа в паре, анализ иллюстраций |
25 | | Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой Страны» | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, формами земной поверхности, разнообразием почв | Актуализируют знания |
26 | | Жизнь леса | Формирова ние чувства гордости за свою Родину, за свой край | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса.понятия: Природное сообщество | Строят модель цепи питания в лесном сообществе |
27 | | Жизнь луга | Определять личностный смысл учения | Рассказывать о природном сообществе по плану | вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия | Извлекать и представлять информацию из дополнительной литературы | Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу | Самостоятельная работа, работа в парах |
28 | | Жизнь в пресных водах | Проявлять целостный взгляд на мир | Рассказывать о природном сообществе по плану | Формулировать и удерживать учебную задачу | определять общую цель и пути её достижения | Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям и животным | Тест с самопроверкой, делятся наблюдениями |
29 | | Экскурсия в природные сообщества родного края | Определять личностный смысл учения | Фиксировать результаты наблюдений | Определять цель и программу наблюдений в природе | Делать выводы на основании наблюдений, сравнивать природные сообщества | Устанавливать экологические связи в природных сообществах | Анализируют знания,работа индивидуально, в парах |
30 | | Природные сообщества.Обобщение | Проявлять целостный взгляд на мир. Определять личностный смысл учения | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Формулировать и удерживать учебную задачу | определять общую цель и пути её достижения | Иметь представление о членах природных сообществ леса, луга, пресного водоема | Актуализация знаний |
31 | | Растениеводство в нашем крае | Формирование чувства гордости за свой край | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Формулировать и удерживать учебную задачу | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений.Понятия: полеводство,овощеводство, плодоводство,цветоводство | Участвуют в дискуссии |
32 | | Животноводство в нашем крае | Формирование чувства гордости за свой край | | | Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных | Работают индивидуально или в группах |
33 | | Проверим себя и оценим свои достижения | Проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения на уроке | Понимать причины успехов и неудач | Проверят знания по разделу | Выполняют тест |
34 | | Презентация проектов | Осуществлять рефлексию проектной деятельности | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия | Знать способы работы с информацией | Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект | Выполняют проект |
35 | | Страницы всемирной истории Начало истории человечества | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения на уроке | Самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы с помощью текстов учебника | Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь.Понятия: первобытные люди | Самостоятельно составляют вопросы |
36 | | Мир древности: далёкий и близкий | Проявлять самостоятельность в информационной деятельности | | Формулировать и удерживать учебную задачу | Готовить сообщения с помощью взрослых | Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности.Понятия: Древний мир, иероглифы,пирамиды | Тест с самопроверкой |
37 | | Средние века: время рыцарей и замков | Устанавливать причинно-следственные связи | Определять учебную задачу урока,стремиться ее выполнить | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания.Понятия: Средневековье, иудаизм, христианство, буддизм, ислам, рыцарь | Работают индивидуально или в парах,анализируют фотографии |
38 | | Новое время:встреча Европы и Америки | Познакомить с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Учить сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Использовать установленные правила в контроле способа действия | обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество | Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками Понятия: Мореплаватель, кругосветная экспедиция, технические изобретения | Работают с картой |
39 | | Новейшее время: история продолжается сегодня | Познакомить с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема) | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени. | Самостоятельно повторяют изученный материал. Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории» |
40 | | Страницы истории России Жизнь древних славян | Познакомить с занятиями, верованиями восточных славян | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства.Понятия: Восточные славяне, историческая карта | Составляют вопросы к тексту |
41 | | Во времена Древней Руси | Формировать представления о Древней Руси, учить находить на карте её территорию, границы, города, столицу, показать важность принятия Русью христианства | передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям | составлять план и последовательность действий | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в.Понятия: Великий князь, бояре, дружинники, кочевники, Крещение | Рассказывают о жизни древних славян по плану |
42 | | Страна городов | Формировать представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, учить находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, показать важность находок берестяных грамот | Извлекать информацию из исторической карты | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий | Переводить текстовую информацию в таблицу | Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте.Понятия: Кремль, посадники, вече, берестяные грамоты | Работают в парах |
43 | | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, показать, что Древняя Русь была страной высокой культуры, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных | Извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения на уроке | Определять сходство и различие культурных объектов | Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.Понятия: Кириллица,, чернила, киноварь, орнамент, миниатюра | Выступают с сообщениями |
44 | | Трудные времена на Русской земле | осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонациональ ного российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; | Переводить текстовую информацию в таблицу | будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов.Понятия: Дань, хан, Золотая Орда | Работают в парах,выделяют ключевые даты |
45 | | Русь расправляет крылья | Проявлять основы российской гражданской идентичности-чувство гордости за российский народ и историю России | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий | Переводить текстовую информацию в таблицу | Будут сформированы представления о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации.Понятия: Князь, княжество, монастырь, торжище | Работа в парах или группах |
46 | | Куликовская битва | передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения на уроке | Рассказывать об историческом событии по плану | Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы.понятия: Призыв, предание, основатель | Тест с самопроверкой |
47 | | Иван Третий | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства. Понятия: Собор, Грановитая палата | Будут учиться находить на карте государство его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации |
48 | | Мастера печатных дел | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину, российский народ и историюРоссии | Использовать знаково- символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги.Понятия: Книгопечатание, первопечатники, типография | Анализируют иллюстрации,работают в парах |
49 | | Патриоты России | Определять личностный смысл учения | поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий | Эмоционально отвлекаться на прочитанное | Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков.Понятия: Патриотическое движение, народное ополчение | Работают со словарем |
50 | | Пётр Великий | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Составлять схему по тексту учебника | передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным | Договариваться при работе в группе, принимать чужую точку зрения и обосновывать свою | будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга.Понятия: Царь-преобразователь, европейский государь, наперекор, Кунцткамера | Работают с исторической картой |
51 | | Михаил Васильевич Ломоносов | | поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Стремиться выполнять учебную задачу | Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета | Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии.Понятия: Грамота, обоз | Прослеживают по карте путь М.В. Ломоносова |
52 | | Екатерина Великая | Определять личностный смысл учения | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения на уроке | Готовить сообщения с помощью взрослых | Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым.Понятия: Продолжательница, советник, военачальник, государственный деятель | Тест с самопроверкой |
53 | | Отечественная война 1812 года | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину, российский народ и историю России | Использовать знаково- символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году.Понятия: Главнокомандующий, высота, атака, | Работают в парах или группах |
54 | | Страницы истории 19 века | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения на уроке | Готовить сообщения с помощью взрослых | Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитииэкономики.Понятия: Облик, декабристы,новшества | Читают выдержки из документов |
55 | | Россия вступает в 20 век | | Определять положительные и отрицательные стороны исторического события | Стремиться выполнять учебную задачу | Интервьюировать взрослых членов семьи, готовить с их помощью сообщения | Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне. Понятия: Император, трон, революция, гражданская война | Работают с дополнительной литературой |
56 | | Страницы истории 1920-1930 гг | Проявлять самостоятельность в информационной деятельности | Извлекать информацию из исторической карты | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения на уроке | Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзныхреспублик.Понятия: СССР, союзные республики | Участвуют в перекрестной дискуссии |
57 | | Великая Отечественна я война и великая Победа | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину, российский народ и историю России | Определять положительные и отрицательные стороны исторического события | поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Интервьюировать взрослых членов семьи, готовить с их помощью сообщения | Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства-рассказы ветеранов | Называют и объясняют ассоциации |
58 | | Великая Отечественна я война и великая Победа.Обобщение | Рассказывают о войне по плану |
59 | | Страна, открывшая путь в космос | Проявлять самостоятельность в информационной деятельности | Извлекать информацию из фотографий | Определять учебную задачу урока,стремиться ее выполнить | Выступать с сообщениями | Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса.Понятия: Орбита, виток,космическое пространство,независимое государство | Работа в группах |
60 | | Современная Россия Основной закон России и права человека | Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как Гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание | Использовать знаково- символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Извлекать информацию из фрагментов документов | Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России.Понятия: Российская Федерация, многонациональный народ, общепризнанные принципы, Конституция, Конвенция, правадекларация | Работа со словарями |
61 | | Мы-граждане России | Извлекать информацию из фрагментов документов | Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и ПравительствеРоссии.Понятия: Президент, парламент, правительство | Тест с самопроверкой |
62 | | Славные символы России | Проявлять самостоятельность в информационной деятельности | Определять сходство и различие изображений и текстов | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения | Извлекать информацию из словарей и справочной литературы | Будут сформированы представления об истории государственных символов.Понятия: Гимн, герб, флаг | Работают в группах |
63 | | Такие разные праздники | Определять личностный смысл учения | Использовать знаково- символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга.Понятия: Традиции, общероссийские праздники, знаменательные события | Отмечают в календаре все праздники |
64 | | Путешествие по России | Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как Гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание | Структуировать информацию в виде схемы, плана, кластера, таблицы | Определять учебную задачу урока,стремиться ее выполнить | Готовить сообщения с помощью взрослых | Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями | Работают в группах |
65 | | Путешествие по России.Закрепление | Определять сходство и различие объектов | Представлять результаты самостоятельной работы | Тест |
66 | | Путешествие по России.Обобщение | | Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета | Работают в группах |
67 | | Проверим и оценим свои достижения | Проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки | поиск и выделение необходимой информации из различных источников | Стремиться выполнять учебную задачу и оценивать свои достижения | Понимать причины успехов и неудач | Обобщат и закрепят пройденный материал | Выполняют тест |
68 | | Презентация проектов | Осуществлять рефлексию проектной деятельности | Представлять результаты деятельности | | Знать способы работы с информацией | Представлять результаты деятельности | Выступают с проектами |
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 4 класс — 68ч (34 учебные недели).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используется разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и встречи с людьми различных профессий, учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.