Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»
МОУ Николаевская СШ
Конспект
внеклассного мероприятия
по теме: "Покормите птиц зимой",
проведённого в 1 «В» классе
учителем начальных классов
Живаевой Анастасией Николаевной
Внеклассное мероприятие по Окружающему миру "Покормите птиц зимой"
Класс: 1 «В»
Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах, создать атмосферу доброжелательности, веселья;
обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи:Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Уметь изготовить простейшую кормушку
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Познавательные УУД:
Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
Изготавливать простейшие кормушки
Подбирать для птиц корм
Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
Участие в диалоге
Обсуждать, слушать и понимать речь других
Отвечать на вопросы
Работать в группе
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
Определять и формулировать цель своей деятельности
Оценивать свои достижения
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), творческие работы детей ( выставка кормушек), карточки с надписями корма для птиц, плакат « Покормите птиц зимой».
Ход занятия:
Организационный момент.
Глаза закрываем и представляем
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас,
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшие, что есть на свете,
Глаза открываем-
Здравствуйте, дети!
-Присаживайтесь.
Учитель: О каком времени года эта загадка?
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины? (зима)
(слайд 1)
Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Как изменилась природа с наступлением зимы?
(Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).
А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?
(есть, но очень мало).
(слайд2)
- Можно ли увидеть зимой насекомых?
(нет)
Учитель: Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь отгадав загадку:
Снится ночью пауку, чудо - юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла:
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это: (птица) (слайд 3)
Определение темы и целей урока.
- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.
- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)
- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами ? (зимующие)
Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
- Каких зимующих птиц вы знаете? Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.
Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.
- Смотрите, а вот и наша кормушка. Посмотрим какая первая птица прилетит к ней.
Игра«Покормите птиц»
Узнайте ее, отгадав загадку:
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это : (снегири)
( вывешивают картинку снегиря на кормушку)
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
…Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
Учитель: У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах.
Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
-Какое же любимое лакомство у снегиря?
(вывешивает гроздь рябины) (слайд 5) Ещё любит семечки арбуза, тыквы.
Учитель: - А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (слайд 6)
Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
Следующая птица:
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей) (слайд 7)
- Чем питается воробей? (крупой, хлебом, зерном)
- А вот новый гость (слайд 8)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клест)
-Кто знает его?
Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.
- А это что за птица?
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел)
-Его называют « доктором леса» Почему? (слайд 9)
Своим крепким клювом он долбит кору дерева, достаёт личинки и жуков. Делает много дупл для себя и других птиц.
-Чем питается? ( личинками насекомых)
Зимой дятел, как правило, питается семенами сосны и ели, что делает опять же "профессионально" - приносит шишки к специально оборудованной "кузнице", где их удобно "потрошить"
-Давайте отдохнём. Физминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут – тоже покажем…
Крылья сложили назад.
-И последняя гостья, угадайте
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких …
Песню севера запели
Для детишек …
Вот крушина, вот калина,
А в деревне у овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели ...,
Заскрипели, засвистели,
Всё до ягодки поели.
(Свиристели) Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.
Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть".
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – гость одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Игра «Угощение для птиц» (Работа в паре)
- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.
Рябина
Апельсины
Макароны
Семечки
Картофель
Хлеб
Котлеты
Шоколадные конфеты
Яблоки
Пшено
Чеснок
Сало
Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.
Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.
Самоанализ внеклассного мероприятия по окружающему миру в 1 «А» классе по теме
Данное занятие представлено по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда? Тема: «Покормите птиц зимой?» Данное занятие относится к типу: открытия новых знаний на основе жизненного опыта. Исходя из темы и учитывая особенности класса мною были поставлены следующие цели и задачи. ( см. конспект урока) Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно – коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников, побуждая к действию. На уроке были использованы методы работы: словесный, наглядный, практический, а также метод стимулирования интереса к учению. Организация познавательной деятельности происходила через интерактивные формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, т.е. имела коммуникативную направленность, где у детей развивались такие умения и навыки как умение говорить, слушать, рассуждать. Форма педагогического общения была игровая, эмоциональная. Эта форма рациональна, т.к. соответствует возрастным особенностям детей, их жизненному опыту, наглядно – образному мышлению. Все этапы урока логически последовательны, взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности и подчинены теме, цели и задачам урока. На уроке были использованы технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая (физ. минутка, смена видов деятельности), личностно – ориентированного обучения (создание психологического комфорта для учеников, условий для самовыражений), информационная (предоставляются слайды из презентации, которая работает в ходе урока поэтапно), различные виды активности: физической ( говорят, слушают, творят), социальной (отвечают на вопросы), познавательной( находят решение проблемы, делают выводы).
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. На уроке давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока был доступен, посилен для учеников 1 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт этого повысилась возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Важен последний этап урока – самооценка (оценочная самостоятельность учащихся). Учебное время использовалось на уроке эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Вывод: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС направлены на формирование функционально- грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это человек самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью УУД, которые отражены в ФГОС.