kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Создание экологической тропы в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тропа – разновидность учебных троп природы, которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание экологической тропы в школе"»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА.

Экологическая тропа – разновидность учебных троп природы, которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы.

Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Первоначально экологическая тропа использовалась в основном в образовании школьников и студентов. Однако опыт показал, что большое значение они имеют в работе со младшим школьным возрастом.

Создание экологической тропы для младших школьников имеет свою специфику. У большинства школ нет возможности организовать тропу в естественных условиях с соблюдение всех правил создания таких троп. Единственных выход в этом случае – организовать экологическую тропу на своей пришкольной территории. При чем такую тропу, вероятно, правильнее называть экологической тропкой или экологической тропинкой. Это отражает и возраст младшего школьника, для которого она предназначена, и ее масштаб, по сравнению с типичной экологической тропой.

Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например, холм, выровненный участок луга, берег реки и т.д. В условиях начальной школы такое разнообразие конечно же должно создаваться искусственно. Можно и нужно сформировать на тропе фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для местности школы. Это будут лесной, луговой и водный ландшафты, где дети могут познакомиться с растительностью своей местности. Чем больше разнообразия на тропе, тем больше и разнообразие животных, так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить место для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию пришкольного участка, выделив наиболее затененные и открытые участки, более влажные и более сухие. Тем самым мы определяем, где лучше всего условия и подходят для степных растений (открытые сухие участки), для лесных растений (затененные, влажные участки) и так далее.

При необходимости необходимо создать небольшой водоем с водными растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

На тропе должны быть разного возраста деревья, в том числе хотя бы одно усыхающее дерево. Это позволит нам познакомить учащихся начальной школы с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях, и объяснить круговорот веществ в неживой и живой природе. Для этих целей необходимо включить в состав точек на тропе пень и уже лежачее старое дерево, обросшее мхами и лишайниками. Такое дерево можно привезти из ближайшего леса или парка.

На тропе должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволит организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевым потоком, сформированным атмосферными осадками – дождем. Отдельные большие камни также украсят нашу тропу и в тоже время послужат убежищем для многих мелких животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц.

Особое место необходимо отвести растениям лекарственным. По возможности необходимо создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории государства. Тем самым создадим свою «Живую Красную книгу». В состав растений топы могут войти растения - часы и растения – барометры (клумба «цветочные часы» и клумба «цветочные барометры»). На экологической тропе должны быть представлены разнообразные жизненные формы растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы, грибы, мхи и лишайники. Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течении года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад «непрерывного цветения».

Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает нам выращивать другие растения, ее не нужно уничтожать: она тоже войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных растений можно объяснить многие биологические особенности растений , влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, мы наглядно покажем младшим школьникам, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Одним словом, объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Не нужно стремиться, чтобы все на тропе выглядело идеально: убирать осенью сухие листья, выкорчевывать старые деревья, уничтожить абсолютно все сорняки. Экологическая тропа – это не клумба! Наша задача, чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, в разнообразие условий – максимальным, как и в природе.

Длина тропы может быть разной, в зависимости от размеров нашего участка и разнообразия условий на нем. Выделив интересные объекты тропы, необходимо их пронумеровать, дать им название, например:

· Дуб – точка № 1;

· Лес – точка № 2;

· Клумба с Анютиными глазками – точка № 3 и так далее.

Затем необходимо составить план тропы и выполнить его в цвете на большом листе бумаги. Возможны разные варианты, например:

Номерами обозначены видовые точки:

1. рябина;

2. ива;

3. небольшой водоем;

4. камни;

5. береза;

6. ствол упавшего дерева;

7. кустарники;

8. пень;

9. ель;

10.липы;

11.грядки с культурными растениями;

12.охраняемые растения.

В центре показано здание школы. План тропы, выполненный на листе или листе фанеры, или пластика, можно, и даже нужно, укрепить у начало тропы.

К выбору объектов, оформлению тропы необходимо привлечь учащихся начальных классов, выслушать их предложения, постараться учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дадим детям возможность почувствовать свою причастность к организации экологической тропы, они будут по -особенному относиться к ней, считать своей, проявлять большой интерес к занятиям на тропе.

Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных текстов и названий. Необходимо использовать символы, рисунки. Можно придумать «хозяина тропы», например сказочного лесного человечка Боровичка. Можно предварительно устроить конкурс среди учеников начальной школы и их родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж будет помогать нам проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, но особенно на начальной точке (где он встречает ребят) или последней (где он их провожает).

На тропе можно разместить и различные природоохранные знаки, которые изготовляются вместе с детьми во время занятий труда и рисования. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. выбираемые цвет должен быть обоснован.

- лесная аптека

- сбор лекарств, растений запрещен

- костровище

- осторожно, легко воспламеняющийся участок

- птичья столовая

- загрязненный участок леса

- загрязненный водоем

- родник

- чистый водоем

- сбор грибов запрещен

- растения из красной книги

- животные из красной книги

- громкие звуковые сигналы запрещены

- палаточный лагерь

- палаточный лагерь запрещен

- молодняк

- ловля рыбы запрещена

- проезд запрещен

- туристическая тропа

- мусорный контейнер

- лесная стоянка машин

и другие.

Работу с экологической тропой можно вводить уже с первого класса.

АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА.

Альпийская горка является одной из видовых точек нашей экологической тропы. В тоже время альпийская горка может рассматривать как самостоятельный природный объект для наблюдений: познавательных и эстетических значение. Растения альпийских горок, как правило, неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить младших школьников ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются живой и неживой природы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетания различных красок – все это способствует развитию эстетического вкуса. Альпийская горка сделает участок оригинальным, неповторимым, при ее оформлении можно использовать фантазию учеников, что сделает данную природную точку особенно неповторимой и значимой.

Сооружения подобного рода стали популярны не так давно. Однако их количество быстро растет, так как альпинарий дает возможность соприкоснуться с природой не выходя из города. Это еще одна причина создание альпийских горок на пришкольных участках.

Важной особенностью альпийской горки является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Если растения подобраны правильно, альпинарий будет выглядеть привлекательно в любое время года – с ранней весны до поздней осени. К тому же, время о времени, можно изменять видовой состав растительности, создавать различные композиции растений на горке.

Какие же условия требуются для альпийских горок? Безусловно, необходимо правильно выбрать место для этого сооружения с учетом экологических условий, сочетания этого объекта с ландшафтом нашего участка в целом, его сохранность и так далее. Из экологических факторов следует принять во внимание:

· Свет. На нашей горке будут расти растения, по-разному относящиеся к свету. Светолюбивые виды надо высадить на наиболее освещенных (открытых) участках, теневыносливые – в тени больших камней. Важно также учесть влияние близко расположенных деревьев: они не должны постоянно затенять всю горку. В противном случае на ней смогут расти лишь небольшое количество тенелюбивых растений.

· Тепло. Многие растения альпийских горок в природных условиях выдерживают довольно большие колебания температуры, как правило, они морозоустойчивы. Однако желательно, чтобы зимой горка была укрыта снегом, что защитит ее от больших морозов. В летнее время камни, особенно крупные, сильно нагреваются и затем отдают в окружающую среду. Поэтому возле них температура будет повышаться по сравнению с окружающей территорией. Следовательно, в жаркую погоду растения горки нужно поливать и опрыскивать, чтобы они не перегрелись.

· Вода. Многие растения, которые выращиваются в альпинариях, в природе довольно долго могут существовать без воды. Это растения с сочными, мясистыми листьями, запасающими влагу, часто с белым восковым налетом. Их называют суккулентами. Например, молодило, хорошо известное как «заячья капуста». Такие растения не требуют постоянного полива, более того он для них вреден. Поэтому при высадке растений следует выделить на горке наиболее сухие (обычно возвышенные) места и наиболее влажные участки, куда стекает и где накапливается влага, и в соответствии с этими размещать растения. Точно так же следует учитывать отношение растений к воде и при поливе. Некоторые растения необходимо поливать чаще, некоторые реже. Отношение растений к воде, как и другие их требования к экологическим условиям, послужит основой для наблюдений, для бесед с младшими школьниками. Необходимо отметить, что альпийскую горку лучше поливать рассеянным потоком (например, из лейки), а не направленным (из шланга), так как мощная струя воды может смыть почву и растения, разрушив экосистему горки.

· Почва. Почва для альпинария создается искусственно. Для этих целей может быть использована естественная почва, характерная для данного региона. Можно добавить в нее торф, перегной из листьев, немного песка, дробленный кирпич и каменную крошку (последние увеличивают проницаемость почвы в отношении воздуха и влаги). Специалисты предлагают использовать следующую смесь: верхний слой почвы + песок + торф в сочетание 2:1:1.

Технология создания альпийской горки.

1. Выбрав участок – перекопайте его поглубже.

2. Уберите весь мусор, корни растений.

3. Разместите на участке почву и камни по своему усмотрению, предварительно подобрав камни разного размера, желательно, чтобы преобладали крупные. Камни могут отличаться по цвету и по характеру поверхности. Старайтесь не переусердствовать: слишком большое разнообразие камней выглядит как безвкусное нагромождение.

4. Рекомендуем подобрать следующие растения: молодило, низкорослые астры, кошачья лапка, живучка ползучая, копытень европейский, камнеломки, горицвет (адонис), прострел (сон-траву), гиацинт мышиный, анемоны.

5. Составить краткое описание растений альпийской горки, указав: название растения, где произрастает, как используется человеком, подлежит ли охране.

6. Отдельно указать требования ухода, с точки зрения экологических факторов.

7. Описание заносится в альбом или тетрадь.

8. Занесите данные о наиболее распространенных представителях животного мира – насекомых: бабочках, жуках, комарах, муравьях и так далее.

9. Рекомендация: отснимите «историю развития альпийской горки», начиная с фотографий места, где создавалась горка, и кончая уже оформленным альпинарием. Это поможет увидеть наглядно плоды Нашей работы не только самим младшим школьникам, но и их родителям, и гостям школы. ( 10. страницы 24-30)

Наблюдение - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. В практике школы содержание выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления детьми устных рассказов. Кроме того, они призваны развивать в детях важное качество личности – наблюдательность. Это важнейшая, познавательная способность. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторений и упражнений, которые могут быть организованны в разнообразных беседах и играх через специальные приемы.



Одной из важнейших особенностей проведения наблюдений является использование бесед на подготовительном этапе и при проведении итогов. Причем с помощью беседы мы можем подвести ребенка к открытию через группу вопросов. Например:



У. Посмотрите на комочек почвы. Что вы можете о нем сказать?



Д. Он сухой, коричневого цвета.



У. Что будет с почвой, если мы поместим ее в стакан с водой?



Д. Смешается с водой, ода станет мутной.



У. Посмотрите, что будет с водой через некоторое время? (Прошло время) – Что, мы видим в воде?



Д. Пузырьки воздуха.



У. Какой вывод мы можем сделать?



Д. Мы можем сделать вывод, что в почве есть воздух.



Во втором варианте этого же наблюдения мы ставим первым проблемный вопрос, - какой будет результат взаимодействия воды и почвы?



Учитель не оговаривает с детьми порядок действия, он ставит проблему и ребенок должен сам определиться с собственной последовательностью в работе, чтобы получить результат и сделать вывод: В почве есть воздух! Это мы привели пример, когда беседа используется непосредственно при наблюдении.



Особое значение беседа имеет, как подготовительный этап к проведению экскурсии, где определяется: тема, цель, группа вопросов, подводящая к выводу, или закрепляющая полученные знания и опыт учащихся. Например: перед тем как мы выводим детей на зимнюю экскурсию в близ лежащий парк, то вспоминаем с детьми: какое время года закончилось, какие месяцы входили в осенний период, какое время года сейчас.



Вопросы:



- Чем осень отличается от зимы?



- Какие факторы неживой природы ярко изменились зимой?



- Как растения изменились осенью?



- Что осенью произошло с животными, птицами?



- Какой вывод мы с вами можем сделать, ответив на вопросы?



- Чем стала осень для представителей живой природы? и т. д.



Беседа используется также после проведения экскурсии, подводя итог наблюдения и способствуя формирования вывода. Так после проведения зимней экскурсии ученики вместе с учителем с помощью итоговой беседы анализируют материал, формируют выводы. Например:



У. Мы с вами были на экскурсии в парке. Какая была цель данной экскурсии?



Д. Провести взаимосвязь влияния факторов неживой природы на жизнедеятельность растений и животных.



У. То вы можете сказать о погоде?



- Что вы можете сказать о растениях?



- Что вы можете сказать о животных?



- Какой вывод мы можем сделать?



Мы разработали и провели экскурсию, в ходе которой с помощью беседы и наблюдения, дети пополняли свои знания, самостоятельно делали выводы по поставленным проблемам.



Содержание экскурсии:



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: вводная беседа.



(приводится вариант разработанной вводной беседы).



ЧАСТЬ ВТОРАЯ: проведение экскурсии «Природа весной».



Учитель: Итак, мы с вами находимся на участке, который нам предстоит исследовать. Обратим внимание на признаки неживой природы. Перечислите их.



Ученик: Описывая факторы неживой природы, мы отмечаем: облачность, осадки, температуру, направление ветра.



Учитель: Дайте характеристику этим факторам, которые в объединении мы называем как?



Ученик: Мы называем это погодой.



Учитель: А что такое погода?



Ученик: Погода – это состояние тропосферы в данном месте в данное время.



Учитель: Дайте характеристику погоде.



(ученики дают характеристику погодным условиям, которые мы занесли в таблицу, представленную ниже).



ЧИСЛО



ТЕМПЕРАТУРА



ОБЛАЧНОСТЬ



ОСАДКИ



ВЕТЕР













Учитель: Совсем недавно какое время года было?



Ученик: Была зима.



Учитель: По каким признакам вы определяли, что была зима?



Ученик: Погода была холодной, с низкими температурами, частая облачность, осадки наблюдались твердые, в виде снега. Ветер часто бывал холодный пронизывающий. Деревья стояли голые, без листьев. Большая часть животных попряталась от мороза.



Учитель: Как изменения в неживой природе сейчас отразились на растениях, которые нас окружают?



Ученик: На деревьях набухли почки.



Ученик: Появились освобожденные от снега участки – проталины.



Ученик: Ветки деревьев и кустарников стали влажными, «живыми», т.к. по ним начал бежать сок.



Учитель: А как весенний приход в природу отразился на животных?



Ученик: Прилетели первые птицы: грачи, скворцы, галки.



Ученик: Птицы стали звонче петь весенние песни.



Ученик: Птицы стали вить гнезда.



Ученик: Просыпаются мухи.



Учитель: Некоторых животных мы с вами не увидим и не сможем точно сказать, как они ведут себя с приходом весны. Но мы можем предположить, опираясь на те знания, которые у нас уже есть.



Ученик: Просыпаются животные после зимней спячки.



Ученик: У зайца, белки, меняется шубка с зимней на весеннюю.



Ученик: У большинства животных появляется потомство.



Учитель: Молодцы! Какой мы с вами сделает вывод?



Ученик: природе все взаимосвязано: объекты и явление неживой и живой природы.





Таким образом, мы делаем вывод, что нельзя проводить наблюдения, не используя беседы, которые помогают обобщить материал и сделать вывод.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Создание экологической тропы в школе"

Автор: Хвесь Алина Александровна

Дата: 26.03.2018

Номер свидетельства: 463570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Индивидуальный проект "Экологические тропинки села""
    ["seo_title"] => string(55) "individual_nyi_proiekt_ekologhichieskiie_tropinki_siela"
    ["file_id"] => string(6) "420899"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496846611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) ""живи родник-живи" "
    ["seo_title"] => string(18) "zhivi-rodnik-zhivi"
    ["file_id"] => string(6) "119674"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413477954"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства