ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Покормите птиц зимой» (предмет: «Окружающий мир») (1класс)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Покормите птиц зимой» (предмет: «Окружающий мир») (1класс)
Проект «Покормите птиц зимой» рассчитан на 60 учебных часов.
Основной целью проектной деятельности является создание условий для становления личности, её самоопределения в культурном пространстве;(в условиях реализации ФГОС) создание условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по окружающему миру и технологии.
Основные задачи:
- развитие познавательного интереса;
- научиться общению, уметь договариваться друг с другом, слушать другое мнение, работать в группах;
- возможность заинтересовать предметом более «слабых» учащихся.
Сегодня все более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не помогут улучшить состояние окружающей среды. Поэтому экологическое образование в школе необходимо чтобы раскрыть перед учениками всю многообразную ценность природы в их жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Этап. Разработка проектного замысла. Интеллектуальный поиск.
- создание проблемной ситуации;
- обоснование проекта: обсуждение темы и задачи проекта, определение конкретного результата и продукта деятельности;
- разработка плана действий.
2. Этап. Реализация проектного замысла.
- деление на группы;
- определение темы и сбор материалов по теме;
- подготовка презентации по итогам сбора материала;
- защита презентационной работы.
3. Этап. Разработка плана выполнения проектной задачи.
- составление технологической карты (распределение обязанностей в группе выбор материала, продумывание возможных проблем и способов их
решения).
4. Этап. Подведение итогов проекта.
- выполнение проектного замысла;
- защита проектной работы;
- дискуссия;
- самооценка и взаимооценка;
- рефлексия.
Пояснительная записка.
Проект «Покормите птиц зимой» рассчитан на 60 учебных часов.
Программа составлена на основании:
1. Закон «Об образовании»;
2. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей;
3. Нормативных документов Министерства образования РФ;
4. «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» (№ 28-51-391/16 от 20.05.2003 г.);
«О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образовании детей» (утверждены на заседании Научно- методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., письмо Минобразования России №
28-02-484/16 от 18.06.2003 г.).
Основной целью проектной деятельности является создание условий для становления личности, её самоопределения в культурном пространстве;
(в условиях реализации ФГОС) создание условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по окружающему миру и технологии.
Основные задачи:
- развитие познавательного интереса;
- научиться общению, уметь договариваться друг с другом, слушать другое мнение, работать в группах;
- возможность заинтересовать предметом более «слабых» учащихся.
Сегодня все более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не помогут улучшить состояние окружающей среды. Поэтому экологическое образование в школе необходимо чтобы раскрыть перед учениками всю многообразную ценность природы в их жизни.
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу содержания образования будут положены образовательные компетенции (личностные, метапредметные, предметные). К, сожалению, компетенции, относящиеся к области экологического образования, в стандарте объеме не представлены.
С учетом государственной политики по модернизации российского образования в нашем регионе реализуется областная целевая программа «Экологическое оздоровление саратовской области на 2009-2013гг.)».
Цель курса: развитие личностных достижений учащихся в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы.
Задачи курса:
1. оценить отношение школьников к природе родного края;
2. развить социальные и экологические знания школьников, сформировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края, обеспечить школьникам опыт самостоятельного социально - экологического действия.
Формы проведения занятий:
- экологический театр, игровые занятия;
- этическая беседа;
- защита проектных задач;
- презентации учащихся;
- работа в группах;
- практические занятия;
- работа с научно - популярной литературой, интернетом.
Занятия организованны по принципу: теория - практика.
Введение:
Данный проект призван воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь малым, можно спасти птиц зимой от гибели, тем самым сохранить их численность.
Цель проекта: обобщение знаний о зимующих птицах нашей местности. Оказание помощи птицам в добывании пищи.
Задачи проекта:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в тркдных зимних условиях;
- расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города;
- рассмотреть роль человека в помощи пернатым друзьям в зимнее время;
- вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу;
- сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм;
- научить детей правильно их подкармливать;
- обобщить результат проделанной работы.
Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега, то можно сохранить их численность.
Сроки работы: ноябрь - декабрь (с 26.11.2012 - 09.12.2012).
Ожидаемый результат: посещение пернатыми друзьями нашей столовой.
Птицы в зимнее время испытывают серьезные трудности. Низкая температура и отсутствие свободного доступа к корму, который скрыт снегом, приводят к гибели многих зимующих птиц. Для сохранения птиц, которые остаются на зимовку в нашем регионе, необходимо регулярно их подкармливать.
Прочитав книги о природе, мы узнали, что птиц на земле очень много – около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые не могут летать, например пингвин.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие - только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми.
Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена как, например, щегол и дятел.
Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.
Есть птицы перелетные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы, зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. В нашей местности зимующие птицы это: ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Мы расскажем о некоторых из них.
Воробей в нашей местности представлен двумя видами – воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.
Воробей домовый – одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком. Ведет оседлый образ жизни.
Вес его составляет 23—35 г. Общая окраска оперения у него коричневато - бурая сверху, белова- тая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно - серым верхом головы.
Домовый воробей – постоянный сожитель человека, замечательно приспосабливающийся к жизни в обстановке, меняющейся под влиянием хозяйственной деятельности человека. В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм, обеспечивающий ему оседлый образ жизни. гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. Гнезда воробей помещает в самых разнообразных местах – в щелях различных строений, в дуплах деревьев, занимает скворечники, норы береговых ласточек. В постройке гнезда участвуют оба пола. Питается домовый воробей в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми, которыми также выкармливает и птенцов.
В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной – цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав.
Ворона – длина тела 58 – 62 см., масса самцов 1100 – 1550 г., самок – 800 – 1315г.. Оперение однотонное черное с металлическим блеском. Клюв очень мощный и острый. Окраски самца и самки одинаковы.
Продолжительность жизни – рекордная для птиц – 50 – 75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Часто встречается рядом с жильем человека, и на свалках. Ведет оседлый образ жизни.
Гнездится в лесах, парках, пойменных насаждениях. Гнезда располагает на деревьях. Всеядны. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. Очень осторожны, избегают человека. Однако в неволе легко приручается и даже способна имитировать человеческую речь.
Снегирь – одна из наиболее широко известных перелетных птиц России. Снегирь – самец – красногрудая птичка с голубовато – серой спинкой и черной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато – серым. Значительно крупнее воробья:
весит 32 – 34 г. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Насекомые и пауки – только в качестве дополнительного корма. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто – нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Часто содержится в клетках как красивая певчая птица.
Синица – длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже – голубоватая), брюшко ярко – желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Чаще других птиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.
Предпочитает гнездиться на участках не особенно густого лиственного леса, рощах, парках, старых фруктовых садах, уремных зарослях по берегам рек.
Встречается в населенных пунктах с древесной растительностью. Оседлая птица.
Голубь – длина тела 30 – 35 см., вес 260 – 380 г. У голубей насчитывается 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно – красным и зеленым отливом на шее. Светлая поясница, почти белая внутренняя сторона крыла, сверху на сером крыле две сплошные черные полосы. Оперение вокруг глаз отсутствует. Клюв черный, с восковицей беловатого цвета у основания. «Дикие» голуби держатся вдали от человеческого жилья. Они гнездятся в горных ущелья, пещерах и трещинах скал, на береговых обрывах рек и оврагов. «Полудомашние» голуби обитают в населенных пунктах, рядом с жильем человека.
Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби, живущие рядом с людьми, легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.). Все породы домашних голубей произошли от сизого голубя. Голубь был одомашнен около 5000 лет назад в Египте, где голубя считали священным.
Мы сделали кормушки для птиц. Прошло некоторое время и у нас в классе стали появляться различные интересные кормушки и у нас с ребятами возникла идея не только сделать кормушки, но и создать «птичью столовую».
Люди давно уже придумали, как помогать зимовать птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою – они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей.
Как хорошо сказано в стихотворении А. Яшина
«Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.»
Изготовление кормушек и постоянная забота о зимующих птичках считается делом младшего поколения. И мы все с восторгом исполнили его: как радостно смотреть, как благодаря тебе в сад прилетают изголодавшиеся птички и, отведав угощения, ласково поют на ветках – будто спасибо добрым людям говорят.
Изготовление кормушки – дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик – так еда не выпадет и ветром ее не унесет.
Чтобы сделать встречу с пушистым хищником менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться.
Подвешивают кормушку за веревочки, привязанные к четырем сторонам дна поделки (для этого в краях проделываются дырочки и веревочки завязываются узелком). Но, как показала практика, у ребят проявилась бурная фантазия и кормушки были сделаны из самого разнообразного материала: из коробок из – под молочных продуктов, соков, пластиковых бутылок.
Корм может быть самый разнообразный. Мы с ребятами использовали: овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные и не соленые), крошки белого хлеба, несоленое свиное сало, вареные яйца, творог, зерновые смеси.
Заключение
В ходе реализации проекта мы сделали выводы:
- понаблюдав за птицами, мы заметили, что они с удовольствием прилетают к нашим кормушкам и лакомятся кормом;
- в нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы;
- сытой птице мороз не страшен;
- главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель, привыкших к подкормке пернатых.
В нашей столовой каждый день много гостей. птицы стали нашими друзьями. Мы постараемся оправдать их доверие. На следующий год, мы с ребятами собираемся продолжить эту работу и принести много радости нашим пернатым друзьям.