Работа по «Ленте времени». Назовите даты, размещённые на «Ленте времени», размещённой на доске. С какими историческими событиями они связаны? 988 год – Крещение Руси (князь Владимир – Красно Солнышко); 1147 год – Первое упоминание о Москве (князь Юрий Долгорукий); 1240 год – Нашествие на Русь монголо – татар (хан Батый); 1242 год – Ледовое побоище (князь Александр Невский); 1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской); 1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III); 1564 год – напечатана первая печатная книга в России (Иван Фёдоров); 1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский); 1703 год – основание Петербурга (царь Пётр I); 1709 год – Полтавская битва (Пётр I). - Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей (Родина – мать, умей за неё постоять?) -Почему? -Молодцы! - Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой. -Послушайте отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Скажи-ка дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые Да говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. -Скажите, а вы знаете, между какими странами происходили боевые сражения? -Как вы думаете из стихотворения, какую страну хотел покорить Наполеон? -Правильно , этот 1812 год . Этот год был не простым для России, а вот почему мы и узнаем на уроке. _-Как вы думаете о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке? -Какие цели мы поставим на урок? - Как вы думаете война- это «хорошо» или «плохо»? - Часто ли происходят в мире войны? - По какой причине начинаются войны? Какие войны новой истории вам известны? - Какими признаками можно наделить слово «Война» -А как лично вы относитесь к войне? -Как вы думаете, что значит Отечественная война? -Как вы думаете, что значит Отечественная война? (люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества). - Вот так трактует понятие «Отечество» Сергей Иванович Ожегов -составитель толкового словаря.( показ на слайде -Кто на ваш взгляд является главной решающей силой победы в войне: -Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война-это потери близких, трагедия в каждом доме. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали своего родину в 1812 году. - Рассмотрите портреты французского императора( показ на слайде) -Какое у вас сложилось впечатление об этом человеке -Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти пришел в 1799 году. Это человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчиненных, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый человек. Он замахнулся на мировое господство и едва не достиг своей цели. Самой большой ошибкой было вторжение в Россию. Но это он поймет немного позже. А накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев - я схвачу Россию за ноги, если я овладею Петербургом - я возьму её за голову, а заняв Москву - я поражу её в сердце. Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её» -Объясните его слова (Москва была и остаётся главным городом страны, её сердцем, как без сердца нет жизни, так и без Москвы нет государства). -Но вы слышали, наверно, не раз такое выражение « у тебя наполеоновские планы» - Что означают эти слова? (т.е. планы которым не суждено сбыться никогда). -Теперь посмотрите на портрет Александра 1 -Что вы можете сказать о нем? В начале ХIХ века возглавлял Российскую империю Александр Павлович Романов.(1777 – 1825). Александр I был незаурядным дипломатом. Есть небольшой нюанс в отношениях Александра и Наполеона. Дело в том, что в 1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится личным врагом Александра I . с В ночь на 12 июня 1812 года 600 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии. (работа с картой) 1 –ая армия прикрывала Петербургское направление . 2 -ая армия– московское направление. 3 – я армия - киевское направление. 3 августа 1812 года 1- я и 2 – я русские армии потерпели поражение под Смоленском от армии Наполеона. - Рассмотрите карту боевых действий. Синим цветом изображено движение французских войск – красным – русские После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны ,закрывая неприятелю дорогу на Москву. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил. Александр I принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет полководца .Слайд 6.) Кутузов родился в Петербурге. Был образованным человеком своего времени .Он стал известен ещё при Екатерине2 ,при взятии крепости Измаил. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя .Его доктор говорил: «Бог бережёт голову Кутузова на что нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран.» В Кутузове соединялись огромный жизненный опыт и редкостная интуиция, а расчёт с даром предвиденья не может не изумлять. Кутузов принял командование армии, ему в это время было 67 лет, но он был бодр и активен .Прибыв в армию отдаёт приказ отступать. Сопровождалось это отступление хитрыми и искусными манёврами, за что Наполеон прозвал Кутузова « старой лисицей». |