kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Отечественная война 1812 года.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: «Отечественная война 1812 года.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Отечественная война 1812 года.»»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»





Конспект урока по окружающему миру

Класс: 4 «Е»

Тема: «Отечественная война 1812 года.»




Допуск к проведению урока:

Студентка: Мингазова Н.Ф.

____________________(Подпись)

Методист: Осипова Л.В.

____________________(Подпись)

Учитель: Чернышева О.А.

____________________(Подпись)

Оценка за урок_______________



Астрахань, 2023

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года,

основными этапами и событиями, героями;

Образовательные задачи:

формирование компетентностей мобильности, коммуникативных, информационных.

Развивающие задачи:

развитие познавательного и творческого мышления обучающихся;

активизация мыслительной деятельности;

расширение кругозора обучающихся.

Воспитательные задачи:

формирование интереса, уважения к родной истории, , развитие коммуникативных качеств учащихся через умение работать в группах и парах.

Планируемые результаты (формируемые УУД):

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные: осуществляют высказывание предположения, сравнение, анализ, обобщение, «чтение» информации, представленной в иллюстративном ряде и видеоматериалах.

Регулятивные: осуществляют оценку своего отношения к литературе и искусству.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, в парах, частично-поисковая.

Оборудование: презентация, учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова 4 класс 2 часть.

Раздаточный материал:





Технологическая карта урока

Этап урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент


1 мин.

- Здравствуйте, сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут Надия Фардиновна, садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.


Проверяю готовность обучающихся к уроку.


- Школьный прозвенел звонок –

Нам, дружок, пора учиться.

Окружающий нас мир

Интересно познавать?

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать?

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь оценку «пять»!

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку

Организовывают свою деятельность.


Личностные: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация

3 мин

Ребята, посмотрите на пословицы на слайде

1.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

3.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

-О чем эти пословицы?

Мололцы!

-Мы изучаем историю своей Родины








-Все они о Родине




Познавательные: логические: обобщение

Коммуникативные: монологические высказывания, взаимодействие Регулятивные: оценка и взаимооценка

  1. III. Постановка учебной задачи

  2. Цель: умение отвечать на поставленные вопросы; умение работать с книгой.

15 мин

Работа по «Ленте времени».

Назовите даты, размещённые на «Ленте времени», размещённой на доске.

С какими историческими событиями они связаны?

988 год – Крещение Руси (князь Владимир – Красно Солнышко);

1147 год – Первое упоминание о Москве (князь Юрий Долгорукий);

1240 год – Нашествие на Русь монголо – татар (хан Батый);

1242 год – Ледовое побоище (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1564 год – напечатана первая печатная книга в России (Иван Фёдоров);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);

1703 год – основание Петербурга (царь Пётр I);

1709 год – Полтавская битва (Пётр I).

- Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей (Родина – мать, умей за неё постоять?)

-Почему?

-Молодцы!

- Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой.

-Послушайте отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Скажи-ка дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые

Да говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

-Скажите, а вы знаете, между какими странами происходили боевые сражения?

-Как вы думаете из стихотворения, какую страну хотел покорить Наполеон?

-Правильно , этот 1812 год . Этот год был не простым для России, а вот почему мы и узнаем на уроке.

_-Как вы думаете о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке?

-Какие цели мы поставим на урок?





- Как вы думаете война- это «хорошо» или «плохо»?

- Часто ли происходят в мире войны?

- По какой причине начинаются войны?

Какие войны новой истории вам известны?

- Какими признаками можно наделить слово «Война»

-А как лично вы относитесь к войне?











-Как вы думаете, что значит Отечественная война?










-Как вы думаете, что значит Отечественная война? (люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества).








- Вот так трактует понятие «Отечество» Сергей Иванович Ожегов -составитель толкового словаря.( показ на слайде













-Кто на ваш взгляд является главной решающей силой победы в войне:


-Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война-это потери близких, трагедия в каждом доме. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали своего родину в 1812 году.

- Рассмотрите портреты французского императора( показ на слайде)

-Какое у вас сложилось впечатление об этом человеке

-Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти пришел в 1799 году. Это человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчиненных, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый человек. Он замахнулся на мировое господство и едва не достиг своей цели. Самой большой ошибкой было вторжение в Россию. Но это он поймет немного позже.


А накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев - я схвачу Россию за ноги, если я овладею Петербургом - я возьму её за голову, а заняв Москву - я поражу её в сердце. Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её»

-Объясните его слова (Москва была и остаётся главным городом страны, её сердцем, как без сердца нет жизни, так и без Москвы нет государства).

-Но вы слышали, наверно, не раз такое выражение « у тебя наполеоновские планы»

- Что означают эти слова? (т.е. планы которым не суждено сбыться никогда).

-Теперь посмотрите на портрет Александра 1

-Что вы можете сказать о нем?

В начале ХIХ века возглавлял Российскую империю Александр Павлович Романов.(1777 – 1825).

Александр I был незаурядным дипломатом. Есть небольшой нюанс в отношениях Александра и Наполеона. Дело в том, что в 1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится личным врагом Александра I . с

 В ночь на 12 июня 1812 года 600 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии.

(работа с картой)

1 –ая армия  прикрывала Петербургское направление .

2 -ая армия– московское направление.

3 – я армия - киевское направление.

   3 августа 1812 года 1- я и 2 – я русские армии потерпели поражение под Смоленском от армии Наполеона.

- Рассмотрите карту боевых действий. Синим цветом изображено движение французских войск – красным – русские

   После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны ,закрывая  неприятелю дорогу на Москву. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения.   Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.

        Александр I принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова  Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет полководца .Слайд 6.) Кутузов родился в Петербурге. Был образованным человеком своего времени .Он  стал  известен  ещё  при Екатерине2 ,при  взятии  крепости  Измаил. Не  раз  его  жизнь  находилась в  опасности, от  одной  раны  он  лишился  глаза, в  другой  раз  пуля  прострелила  ему  шею, но судьба хранила героя .Его  доктор говорил: «Бог бережёт  голову Кутузова на что нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран.» В Кутузове соединялись огромный жизненный опыт и редкостная интуиция, а расчёт с даром предвиденья не может не изумлять.

  Кутузов принял командование армии, ему в это время было 67 лет, но он был бодр и активен .Прибыв в армию отдаёт приказ отступать. Сопровождалось  это  отступление  хитрыми  и  искусными  манёврами, за  что  Наполеон  прозвал  Кутузова « старой  лисицей».







отвечают




















1240, 1242, 1380, 1480, 1612.


- Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю









Отвечают на вопросы





-О Отечественной войне 1812 года

-познакомиться с историческим периодом Отечественной войны 1812 года

отвечают



люди не хотят договариваться друг с другом, не хотят уступать, происходит захват чужих территорий, полезных ископаемых и водных ресурсов

- І мировая война, Великая отечественная 1941-1945 год, Японская война, Чеченская война, Афганская


-Страшная, грозная, разрушительная и т.д…


















Отвечают на вопросы и смотрят на слайд













командир, армия, народ











Ответы учеников


слушают




















отвечают

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: мотивация к новому учебному материалу


Физкультминутка

2 мин

- Но создание таких прекрасных зданий заслуга не только архитекторов, но и строителей. Сейчас мы немного отдохнем и проведем игру, которая называется «Строители». Встали все.

- На стройке жаркая пора,

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра

К работе приступил.

Кладёт кирпич за кирпичом -

Растёт этаж за этажом.

И с каждым часом,

С каждым днём

Всё выше, выше новый дом!

- Садитесь.

Поднимают руки в стороны – вверх. Три раза хлопают в ладоши. Приседают на корточки. Медленно поднимаются, прикладывая поочередно ладонь на ладонь. Становятся на носочки, поднимают руки вверх.

Регулятивные: Организовать свою физическую деятельность


IV. Этап обобщения затруднений во внешней речи


8 мин


Бородинское сражение.

  В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа (8 сентября) 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в  Отечественной войне 1812 года. Вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

«Земля тряслась, как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...»

М. Ю. Лермонтов

 -А теперь обратите внимание на схему Бородинского сражения(Слайд 7). Синими прямоугольниками обозначены французские войска – красными – русские.

        Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек , а русские – свыше 40 тысяч. Вот как об этом сражении скажет Наполеон: «Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой».

- Объясните его слова.

 1 сентября1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву

Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён. Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин.

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою».

- Дождался ли Наполеон ключи от города?

Но не всё складывалось так, как ожидал Наполеон. Никто не  поднёс ему ключи от Москвы, как это было в других странах Европы.

  2 сентября 1812 года Наполеон вошёл в покинутую жителями, горящую Москву стал  ждать  просьбы  императора  Александра 1 о  мире .Напрасно! Из воспоминаний Наполеона о московском пожаре: «Я был готов ко всему, кроме  этого. Кто бы мог подумать, что народ может сжечь свою столицу». Кутузов  заявил  Наполеону, что  войны  настоящей  ещё не  было, она  только  начинается. Оставаться зимовать в опустошённом городе французы  не могли. Тогда  Наполеон принимает решение покинуть Москву. 7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по смоленской дороге, т. е. откуда пришёл.

- Как вы считаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления?

-С первых дней войны в ней участвовали все народы России. По всей стране  шёл сбор средств; для нужд действующей армии. Сумма собранных средств была огромна. Свою лепту в сбор средств внесли жители и нашей тогда Курской губернии.

  Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь русской армии продовольствием , но и сами боролись с противником. Стали создаваться партизанские отряды.

  Жители сёл и городов уходили в леса, подальше от военных действий, забирали продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы ничего не досталось врагу. Французские солдаты голодали, гибли от бескормицы лошади. Партизанские отряды наносили большой урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете из лесов и засад.  Лишь за первый месяц после Бородинского сражения  неприятель потерял от действия партизан 30 тысяч человек. Кутузов - первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.   Обратите внимание на одного из командиров партизан – Дениса Давыдова – героя Отечественной войны 1812 года (Слайд 9).

  Голод, сильные морозы, дело в том, что французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство (Слайд 10). Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. А в  битве у реки Березины остатки французской армии потерпели сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.

25 декабря 1812 года Александр  I подписал Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года.

Причины победы в войне 1812 года.

- Как вы думаете, почему, непобедимый Наполеон, мечтавший о мировом господстве, потерпел поражение в России?

(Сопоставляю, исправляю ответы учеников)

-Никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ ,когда дело идёт о защите Родины…Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Всё это Наполеон узнал слишком поздно. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер.

Герои Отечественной Войны 1812 года.

        Я считаю, что было бы несправедливо не назвать героев той войны.  Согласитесь, ребята, перечислить всех героев невозможно сегодня на уроке. Рассмотрите  портреты некоторых героев той войны. (Голицын Дмитрий  Владимирович, Васильчиков Илларион Васильевич, Раевский Николай Николаевич ,  Ермолов Алексей Петрович, Волконский Сергей Григорьевич, Дурова Надежда Андреевна)(Слайд 11).








Слушают учителя











Рассматривают
























Отвечают на вопросы


























Регулятивные: умения участвовать в диалоге.

Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение

Познавательные: строить речевое

высказывание в устной форме

V.Закрепление изученного

8 мин

-А сейчас давайте по работаем в парах

-На слайде будет тест, на листочках записываем ответы, потом проверим себя

1. Когда французская армия вторглась в Россию?

  1. В 1480 г                                                         3) в 1812 г.

  2. В 1612 г.                                                        4) в 1704 г.

2. Кто был назначен главнокомандующим русских войск?

  1. А.В. Суворов                                                3)М.И.Кутузов

  2. Ф.Ф.Ушаков                                                  4)М.И.Платов

3. Почему война 1812 года осталась в истории под названием «Отечественная»

  1. Русские люди защищали границы Отечества

  2. На борьбу за Отечество поднялся весь народ

  3. Русская армия дошла до самого Парижа

  4. Наполеон напал только на наше Отечество

 4.Почему М.И.Кутузов принял решение отступить и отдать Москву Наполеону?

  1. У него не было сил сражаться

  2. Он хотел сохранить армию

  3. Наполеон был сильнее

  4. Он был тяжело ранен

5.Какую цель преследовал Наполеон, когда нападал на разные страны?

1 . Любил войну

2 . Мечтал покорить весь мир

3 . Мстил  своим обидчикам

6.Дата окончания  Отечественной войны?

  

1.     9 мая 1945

2.     26 августа 1812

3.     14 декабря 1812

4.     1 января 1813

7. Что происходило в Москве, когда вошли французы?

1. Пожары

2.  Наводнение

3.  Землетрясение


8. Кому принадлежат строки: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина…

1. А. С. Пушкину

2. М.Ю. Лермонтову.

3. Д. В. Давыдову.

-А теперь давайте проверим ваши ответы( на слайде )

-Если есть ошибки, то ставим знак - , если все правильно , то знак +

-Молодцы!









Решают тест в парах



















Коммуникативные: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


Итог урока

2 мин

О  каком  историческом  событии  мы  говорили?

Почему война  1812года  называется  Отечественной?

Каких героев войны вы знаете?

а)Вы наверное хотите узнать, а что же случилось с Наполеоном и Кутузовым?

        Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году сильно заболел. 5 мая1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.

б)  М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало.

в)  В ХХ веке был учреждён «Орден Кутузова» трех степеней.

 Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.

г) Закончить урок я хочу словами Наполеона. Я надеюсь, что вы поймёте почему.

 «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

- Как вы понимаете его слова?

- Понравился ли вам урок?




Отвечают на вопросы

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия


1 мин

- Если Вам понравился урок и вы все поняли, то поднимите зеленый карандаш, если были затруднения, то желтый, если ничего не поняли и вам не понравился урок, то поднимите красный карандаш.

Домашнее задание

Стр. 119. Ответить на вопросы

Рефлексия



Записывают домашнее задание

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Отечественная война 1812 года.»

Автор: Мингазова Надия Фардиновна

Дата: 19.12.2023

Номер свидетельства: 642793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Историко – познавательное мероприятие "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ГОД ЗА ГОДОМ""
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko_poznavatelnoe_meropriiatie_velikaia_otechestvennaia_voina_god_za_godom"
    ["file_id"] => string(6) "489148"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544072869"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Герой Великой Отечественной войны -  летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов". "
    ["seo_title"] => string(82) "gieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-lietchik-shturmovik-talghat-bieghiel-dinov"
    ["file_id"] => string(6) "212511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431863628"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Какое участие принимали животные в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(78) "kakoie-uchastiie-prinimali-zhivotnyie-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "201136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428993658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства