kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Вода в природе, свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках химии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков химии, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении тем по общей химии можно использовать видеофрагменты, имеющиеся на электронных носителях практически по всем темам курса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Вода в природе, свойства воды"»

Курсы «Использование ИКТ в деятельности учителя»

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 2













Методическая разработка урока

«Вода в природе, свойства воды»

(Химия, 8 класс)








Автор: Г.Ю. Газарян















2014 год

Содержание


Об авторе 3

Методические рекомендации 4

Методическая разработка урока «Вода в природе, свойства воды» 5

Список литературы 14



Об авторе

газарян галина юрьевна

г. Нижневартовск

Окончила Петропавловский государственный педагогический институт в 1984 году, естественно-географический факультет, специальность – учитель химии и биологии.

Общий стаж работы – 23 года

Педагогический стаж – 23 года

В данное время – учитель химии и биологии высшей категории МОУ Гимназия № 2

Методические рекомендации

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках химии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков химии, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении тем по общей химии можно использовать видеофрагменты, имеющиеся на электронных носителях практически по всем темам курса.

Информационные объекты, используемые при изучении данной темы:


Этап урока

ПК + принтер

ПК + медиапроектор

ПК + ученик

Проверка домашнего задания

Карточки



Новая тема


Слайды


Закрепление



Тестирование


Методическая разработка урока «Вода в природе, свойства воды»

Цели: дать понятие о способах очистки воды от примесей, физических свойствах воды, мерах по охране воды от загрязнений, химических свойствах воды;

научить составлять уравнения реакции, доказывать экспериментальным путем химические свойства воды.


Тип урока: изучение нового материала.


Химический эксперимент:

  • Очистка воды перегонкой;

  • Взаимодействие воды с металлами (Na и Ca);

  • Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикаторами;


Ход урока


Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

А.С. Пушкин

План урока

  1. Вода – кровь земли.

  2. Вода в природе и способы его очистки.

  3. Физические свойства воды.

  4. Химические свойства воды.

  5. Применение воды и растворов.


1. Учитель:

- Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, более мелкие оплетают их со всех сторон, тончайшие капилляры доходят практически до каждой отдельной клетки.

Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты. Кровь Земли - это вода, а кровеносные сосуды - реки, ручьи и озера. И это не просто метафора. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в человеческом организме, и, как недавно заметили ученые, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. Именно вода, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, соединяя друг с другом различные компоненты природы, превращает их в единую систему. «Возница природы» - так назвал воду Леонардо да Винчи.

Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Она переносит с собой огромное количество химических веществ, транспортируя их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из атмосферы на землю. Растения могут потреблять питательные вещества, содержащиеся в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых плодородных почвах, погибли бы «от голода».

2. Вода в природе и способы ее очистки. (Сообщение учащегося)

Вода — самое распространенное на земле вещество. Ею заполнены океаны, моря, озера и реки; пары воды входят в состав воздуха. Вода содержится в организмах животных и растений. Так, например, в организме млекопитающих массовая доля воды составляет примерно 70%, а в огурцах и арбузах ее около 90%.

Природная вода всегда содержит примеси. В зависи­мости от целей ее использования применяют различные приемы очистки.

Питьевая вода не должна содержать нерастворенных примесей и болезнетворных микроорганизмов, которые обыч­но бывают в водоемах. Если воду для питья берут из озер и рек, то ей дают отстояться в специальных бассейнах (рис. 50) и фильтруют через слой песка. Очищенную от нерастворимых веществ воду обрабатывают хлором, а иногда озоном или ультрафиолетовыми лучами, которые убивают микроорганизмы.

Чтобы очистить воду от растворенных в ней веществ, применяют перегонку, или дистилляцию (с. 9). Большие количества дистиллированной воды, которая используется в аптеках, химических лабораториях, охладительных систе­мах автомашин, получают в перегонных кубах или электри­ческих дистилляторах.

Схема водоочистительной станции:

  1. Река

  2. Бассейн для отстаивания воды

  3. Колодец

  4. Фильтр

  5. Главный насос

  6. Устройство для хлорирования воды

  7. Водонапорная башня

  8. Водопровод в город


3.Физические свойства воды:Чистая вода — бесцветная жид­кость, без вкуса и запаха, кипит при 100 °С (при давлении 101,3 кПа), замерзает при 0 °С, ее максимальная плотность

(при 4 С) равна 1 г/см. Лед имеет меньшую плотность, чем жидкая вода, и всплывает на ее поверхность, что очень важно для обитателей водоемов зимой. Вода обла­дает исключительно большой теплоемкостью, поэтому она медленно нагревается и медленно остывает. Благодаря этому водные бассейны регулируют температуру на нашей планете.


Опорный конспект


ВОДА

жидкость, без цвета, запаха и вкуса.

t кип= 100°С , (при Р=1а™ Maxj D (при 4°С) = 1г/см3

Мг = 18

ЭТАЛОНЫ

1. Температурная шкала Цельсия:

О' - плавление льда, 100* - кипение воды

2. Единица массы:

массе 1 дм3 (л) воды приписано значение 1 килограмм.

Запасы воды на Земле: в морях, океанах - 1,4 млрд. км3 в ледниках (пресная) - 30 млн. км3 в реках, озерах - 2 млн. км3

в атмосфере -14 тыс. км3

в живых организмах - 70 %



АНОМАЛИИ ВОДЫ|

плавает на поверхности водоема При замерзании вода разрывает сосуд.

Cамая большая теплоемкость (в 3100 раз больше, чем у воздуха, в 4 раза больше, чем у горных пород)

Молекулы взаимодействуют между собой с образованием водородных связей (Н20)п

ВОДА-РАСТВОРИТЕЛЬ

Растворитель - это вещество, растворяющее * другие вещества.

В воде хорошо растворяются многие газы, жидкие и твердые вещества.

Вода - универсальный растворитель.

* Процесс растворения сочетает в себе

физический процесс

(дробление до молекул) и химическое

взаимодействие компонентов.


Химические свойства. При изучении способов получения водорода вы ознакомились с некоторыми свойствами воды (с. 6263). Вода вступает в реакции замещения с активными металлами (с. 63).

Под действием постоянного электрического тока или высокой температуры (2000 °С) вода разлагается на водо­род и кислород (с. 13).

Вода вступает в реакции соединения со многими слож­ными веществами, например с оксидами. В этом можно убедиться, проделав следующие опыты.

Опыт 1. В фарфоровую чашку помещают немного све-жепрокаленного оксида кальция СаО (жженая известь) и обливают его водой (рис. 51). При этом выделяется боль­шое количество теплоты, так как происходит химическая реакция. В результате образуется рыхлый порошок, при растворении которого в воде получается мыльный на ощупь раствор.

Уравнение реакции оксида кальция с водой следующее:

СаО +Н20^ Са(ОН)2 гидроксид кальция (основание)

Оксид кальция

Опыт 2. Наливают в химический стакан немного воды, добавляют несколько капель раствора фиолетового лакмуса

и сжигают над водой в металлической ложечке красный] фосфор. Образовавшийся в виде белого дыма оксид фоЩ фора {V) P3Os постепенно растворяется в воде и реагиру* с ней. Это -подтверждает изменение фиолетовой окраски? лакмуса на красную. В данном случае образуется мета^я фосфорная кислота

Р20820-*2НРОз

Метафосфорная кислота

При повышенной температуре (кипячении) образуется ортофосфорная кислота:

P2Os+3H20-t2H3P04

Как видно, вода реагирует с очень многими веществами. В обобщенном виде приведем примеры важнейших хими­ческих реакций, в которых участвует вода.

Вода реагирует с менее активными металлами при нагревании. Продукты реакции — оксиды металлов и водород:

Zn + H20-i-ZnO + 3Fe+4H20-^FeO-Fe203 (или РезО«)+4Н2|

Вода реагирует с оксидами активных металлов, при этом получаются растворимые гидроксиды (щелочи):

Li20 + H20 + 2LiOH гидроксид лития

Вода реагирует почти со всеми оксидами неметаллов с образованием кислот:

so3+h2o-^h2so4 серная кислота

оксид серы

Закрепление: «ВОДА»


КАРТОЧКА 1

1. Охарактеризуйте физические свойства воды.

2. Какова роль воды в хозяйственной деятельности ч



КАРТОЧКА 2

1. Каковы химические свойства воды?

2. Какова роль воды в жизни живых организмов?


КАРТОЧКА 3

1. Допишите уравнения реакций:

Na + Н20 --------

Zn + Н20 —?

С+ Н20 --------

СаО + Н20 --------

so3 + н2о ——

Н20 —? + о2


КАРТОЧКА 4

Запишите уравнения реакций:

а) воды с активным металлом;

б) воды с неметаллом;

в) воды с оксидом активного металла;

г) воды с оксидом неметалла.

Ответьте на вопросы I—8. Решите задачу (с. 76).

..на выращивание 1 т. пшеницы расходуется около 1500 т воды, о на /г хлопчатника — 10000 т воды.

Решите тест:■




Список литературы
  1. Ковалевская Н.Б., Химия в таблицах и схемах, М., 2002 г.

  2. Беляева З.И., Дидактические карточки-задания по химии, 8 класс., М 1997 г.

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия, 8 класс, М., «Просвещение», 2000 г.

  4. Аксенова М.И. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1997.

  5. Володихин Д.В. Вода - кровь земли. - М.: Дрофа, 2000.

  6. Коронкевич Н.И. Великий феномен. Круговорот воды в природе. - М.:

  7. Аграф, 1998.

15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Вода в природе, свойства воды"

Автор: Газарян Галина Юрьевна

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методическая разработка урока " Вода и её свойства""
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-voda-i-ieio-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "303876"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457617042"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока по теме " Химические государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-khimichieskiie-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "112257"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408456547"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Свойства оксидов "
    ["seo_title"] => string(16) "svoistva-oksidov"
    ["file_id"] => string(6) "244648"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445968068"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства