Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия
Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия
Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа№1 города-курорта Железноводска Ставропольского края
Разработка открытого урока ОБЖ по теме:
Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия 5 класс
Учитель: Хлопков Игорь Николаевич– преподаватель-организатор ОБЖ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г-к Железноводск
Тема: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.
Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания о землетрясениях;
Познакомить с последствиями и основными характеристиками землетрясений;
Развивающие:
Развить навыки по определению потенциально опасных мест при землетрясениях;
Развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;
Развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций;
Воспитательные:
Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
Повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности;
Сегодня мырассмотрим одно из самых опасных природных явлений,а какую определите сами
Просмотр видеосюжета:«Землетрясение-1» часть 1
Учитель: Какую чрезвычайную ситуацию вы наблюдали в предложенном сюжете?
Ученики: Землетрясение.
Учитель: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Ученики: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.
Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ученики: Изучить землетрясения, причины их возникновения и возможные последствия.
3. Изучение нового материала.
Выступление учителя с использованием компьютерной презентации.
СЛАЙД -3.
Землетрясение-это подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности. Они возникают в результате внезапных разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения связаны с глубинными процессами, в результате чего происходит движение литосферных плит.
СЛАЙД -4.
УЧИТЕЛЬ;причины землетрясений
УЧЕНИКИ:
Причины землетрясений:
1. извержение вулкана;
2. обрушение подземных карстовых пустот и рудников
3. падение космических тел;
4. изменения в земной коре.
5.искусственные
СЛАЙД -5.
Учитель: Как называется район где проходят землетрясения ?
Ученики:СЕЙСМИЧЕСКИ ОПАСНЫМ.
Учитель:
СЛАЙД -6-7
Учитель: :ПОКАЖИТЕ НА КАРТЕ ЭТИ РАЙОНЫ.
Ученики: показывают на карте
СЛАЙД -8-9
Учитель: Рассмотрим ОЧАГ и ЗПИЦЕНТР землетрясения где они находятся?
Ученики:ОЧАГ-гипоцентр и эпицентр
СЛАЙД -10
Учитель: Что возникает в результате выброса общей энергии?
Учитель: Сейсмические волны, распространяющиеся во все стороны и
В горных поясах это напряжение нарастает, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит выброс общей энергии и разрыв горных пород, и их смещение. Землетрясения зарождаются на глубине, а место разрушения горной породы называют очагом землетрясения или гипоцентром. Для измерения энергии в гипоцентре была введена шкала Рихтера (американский сейсмолог), имеющая 9 делений. За единицу измерения взята магнитуда-величина, характеризующая энергию сейсмических колебаний. Сила землетрясения оценивается по шкале Меркалли (итальянский ученый) от 1 до 12 баллов.
Презентация шкалы Рихтера и шкалы Меркалли с возможными разрушениями.
рассмотрим основные показатели землетрясения
Ученики: читают и записывают
Сила землетрясений на поверхности Земли зависит:
- от количества высвобождаемой энергии;
- от отдалённости очага.
Основные показатели:
- кинетическая энергия сейсмических волн;
- интенсивность и глубина очага.
Кинетическая энергия измеряется магнитудой землетрясения.
Магнитуда – условное число М, зависящее от максимальной амплитуды смещения частиц почвы.
Учитель: рассмотрим силу на примере шкалы Меркалли
4.Динамическая пауза.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -РОЛИК
СЛАЙД 16
Учитель:Предвестники землетрясения!
Ученики: читают и записывают
Появление запаха газа.
Беспокойное поведение животных.
Всплески в виде зарниц.
Голубое свечение стен дома.
СЛАЙД 17-19
Учитель:СЕЙСМОГРАФ-прибор измеряющий магнитуду
Ученики: читают и записывают
Просмотр видеосюжета:«Землетрясение-1»часть 2
СЛАЙД 20-23
Учитель:Действия во время землетрясения:
1.покиньте дом, если вы живете на первом или втором этаже и отойти на открытое место;
2.остерегайтесь падающих обломков;3.если вы живете выше второго этажа ищите убежище в своей квартире;4.покиньте угловые комнаты, встаньте в проём двери и накройте голову руками или книгой
Ученики: читают и записывают
5.подведение итогов урока
Учитель: Как вы думаете, где зарождается очаг землетрясения?
Ученики: Внутри земных недр.
Учитель: Что при этом выделяется и в чем измеряется?
Ученики: Общая энергия, измеряется в магнитудах.
Учитель: Что возникает в результате выброса общей энергии?
Ученики: Сейсмические волны, распространяющиеся во все стороны и вызывающие колебания земной поверхности .
Таким образом, мы с вами рассмотрели причины возникновения землетрясений.
Учитель: Как вы думаете, где наиболее часто происходят землетрясения?.
Ученики:Ответы учащихся.
Местности, подверженные частым землетрясениям называют сейсмическими зонами.
Рассмотрим карту мира и сейсмические зоны.
Презентация с картой мира.
Учитель: Где расположены наиболее сейсмические зоны?
Ответы учащихся.
Учитель: Относится ли наша область к сейсмической зоне?
Ученики:ДА.
Учитель: зачем мы изучаем землетрясения?
Ученики: Чтобы знать причины возникновения и возможные последствия землетрясений и применить эти знания для своей безопасности.
СЛАЙД-28
Учитель: ВАШИ действия при землетрясении.
Ученики: Рассказывают основные действия.
6.Рефлексия деятельности.
Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока.
Учитель предлагает дома выполнить задание на выбор:
Найти информацию о предвестниках землетрясений в различных регионах.
Найти информацию о том, как реагируют животные на приближение землетрясения?