Просмотр содержимого документа
«Землетрясение.И его последствия.»
План- конспект урока
учителя ОБЖ МБОУ "СОШ №36"
Ялаева Т.П.
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности
класс: 7
Урок:№1
Тема урока :"Землетрясение."
Тип урока: комбинированный
Время проведения: 45 минут
Оборудование:1. Учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" 7 класс, под редакцией Смирнова А.Т.
2. Рабочая тетрадь обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности 7 класс. К учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Смирнов А.Т.
Цель урока: Ознакомить обучающихся с природными явлениями геофизического происхождения, довести до учащихся основные понятия и причины землетрясении ,научить решать практические задания - ситуации.
Задачи урока:
образовательная: изучить правила безопасного поведения при внезапном землетрясении, расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.
развивающая: развивать умения правильно понимать и истолковывать правила по безопасному поведению при землетрясении.
воспитывающая: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасности при землетрясении.
Указать на опасные негативные , разрушительные последствия.
Планируемые результаты: Научить видеть обучающимися возможную причину опасностей при землетрясении и освоить правила поведения.
УУД:
познавательные: осознанно находить решения из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование.
коммуникативные: работать в группе над поставленной задачей и вместе находить решения данной проблемы.
регулятивные: ставить и понимать учебные задачи, составлять план и последовательность действий.
личностные: оценивать содержание усваиваемого материала, формировать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию,самообра-
зованию, владение начальными знаниями адаптации в мире.
Подготовка к уроку:
1.Подбор материала и набор текста.
2.Подбор изображений для слайдов(фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих при землетрясении), ситуативных задач, тестов, кроссворда.
3.Составление и оформление презентаций.
Ход учебного занятия
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.
Организационный момент
Приветствие, нацелить учащихся на урок.
приветствие
Регулятивные:
Сформировать взаимоотношения с окружающими ;коммуникативные
владение приемами и навыками
общения с взрослыми
2.
Актуализация
знаний
Фронтальная беседа
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об опасных природных явлениях.
На доске вывешивает таблицу-схему "Опасные природные явления" (приложение 1) Вызывает для работы учащихся и объясняет задание: "Разложить перечень стихийных бедствий ( гроза, ураган, наводнение, лесной пожар, землетрясение, цунами, падение космических тел, пыльные бури)на 3 группы-1.геологические явления2. метеорологическое явление, 3.гидрологическое явление" .Подводит итог работы с выставлением оценок в журнал самых активных с мест и отвечающих у доски ребят.
Актуализировать имеющиеся у учащихся знаниях о землетрясениях.
Предлагает посмотреть репродукцию картины К.Брюллова"Последний день Помпеи ".Показывает слайд с видами разрушений землетрясений.
Предлагает выступить ребятам с публикациями из средств массовой информации с примерами крупнейших землетрясений.
Подводит класс к теме урока и называет цель урока.
Работа у доски на закрепление домашнего задания 3-х человек с кратким обсуждением проявлений этих природных явлений( класс работает в своих тетрадях).Ребята из класса помогают при затруднении ребятам у доски.
Смотрят репродукцию картины, слайд ,слушают учителя и учащихся с докладами , предварительно подготовленными на темы: Сейсмические волны", "Тектонические плиты", "Природа землетрясений.
Личностные:
социально-психологическо
го(качество отношений
с окружающими людьми)
Регулятивные:сформировать
взаимоотношения с окружа
ющими.
Коммуникативные;
владение приемами и навыками
общения со сверстниками:
владение приемами и навыками
общения со взрослыми;
готовность к коллективным
формам деятельности,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с
со сверстниками и взрослыми
при достижении предметных
и метапредметных результатов
обучения.
3.
Постановка учебных задач
Озвучивает тему урока.
Предлагает записать в тетрадь текст определения "Землетрясение"с пропущенными терминами из предложенного списка.(приложение 2).
Предлагает рассмотреть схему учебника"Сейсмическое районирование нашей планеты" и выписать в тетрадь название сейсмически активных районах в регионах Российской Федерации
Предлагает рассмотреть рисунок из учебника "Эпицентр и очаг землетрясений с расходящимися от него волнами . Предлагает зарисовать его ребятам в тетрадь, подписав определения.
Предлагает выполнить проверочную работу по контролю результатов первичного запоминания.("Карточки соответствия")(приложение 4).
Задает проблемные вопросы:
-Когда был изобретен первый сейсмограф?
-Кто и когда ввел понятие "магнитуда"?
-Поведение домашних животных на приближение землетрясений
Предлагает гипотезу: "Может ли человек предугадать когда будет землетрясение"
Совместно с детьми подводят итог этого этапа урока.
Записывают в тетради определение темы урока.
В рабочих тетрадях(пособие для учащихся общеобразовательных учреждений -7 класс автор А.Т. Смирнов) выполняют задание №3.(Какие регионы РФ из перечисленных ниже относятся к сейсмически опасным регионам? Зачеркните неправильный ответ).(приложение 3).
Рисуют рисунок "Эпицентр и очаг землетрясения" с подписывают определения
Выполняют проверочную работу по результатам первичного запоминания"Карточки соответствия".
Включаются в проблемный
диалог ,пытаются ответить на гипотезу о поведении домашних животных, птиц, как предвестников землетрясений. о возможности предугадать землетрясение.
Личностные: развить интерес
к способам получения знаний
которые выходят за пределы
школьных
Коммуникативные;
владение приемами и навы
ками общения со взрослыми
готовность к коллективным
формам деятельности.
Регулятивные:сформировать
взаимоотношения с окружа
ющими.
Познавательные: познакомиться с причина
ми землетрясений.
4.
Открытие нового
Актуализировать представление о последствиях землетрясений.
По учебнику вместе с детьми просматривают таблицу "Шкала землетрясений" . Просит детей внимательно просмотреть сюжеты и подготовиться к обсуждению по просмотренному. Предлагает записать кластер "Причины землетрясений"
Просит прочитать написанное в тетрадях
1-2обучающихся.
Просмотр таблицы"Шкала землетрясений".
Обсуждение по наводящим вопросам учителя.
Дети приходят к выводу . что проживают в сейсмоопасном районе Раскрывают словарь ,ищут значение слов "эпицентр", "Сейсмограф", "Магнитуда", пишут в тетрадь определение и читают
определение вслух.
Пишут в тетради кластер "Причины землетрясений.
Личностные: развить интерес
к способам получения знаний
которые выходят за пределы
школьных
Коммуникативные;
владение приемами и навы
ками общения со взрослыми
готовность к коллективным
формам деятельности.
Практическая работа
Разбивает класс на группы. Используя сейсмическую шкалу MSK-86 предлагает детям по рисункам из учебника определить силу землетрясения и записать краткую характеристику(Учебник ОБЖ 7 класс. Автор Смирнов А.Т. п .2.1.стр.28-29)
Рекомендует выступить с ответами в мини-сценках
о последствиях несоблюдения правил безопасности при землетрясении:
Наблюдает и корректирует действие детей, оценивает ответы детей.(Критерии оценок работы детей в группе, Критерии оценки тестов. )(приложение 5)
По окончании групповой работы дает детям высказать свое мнение о последствиях и правилах поведения при землетрясении.
Разбиваются на группы по заданиям, смотрят на рисунки и записывают краткую характеристику и количество баллов.
Обсуждают и ответы подготавливают в виде мини -сцен о последст
виях несоблюдения правил безопасности при землетрясении.
Регулятивные:сформировать
взаимоотношения с окружа
ющими.
Познавательные: познакомиться с причина
ми опасных ситуаций в природе, последствиями для человека, последствиями для городов поселков от землетрясений.
5.
Первичное закрепление
Предлагает систематизировать полученные знания ,проверить качество усвоения материала и навыков самостоятельной работы заполнив в тетради памятку"Последствия землетрясения".(приложение 6).
Читает вслух ситуативные задачи, предлагает высказываться как будут действовать в каждом конкретном случае.(приложение 7)
Заполняют в тетради
памятку"Последствия землетрясения".
Класс слушает аргументирует.
Личностные: развить интерес
к способам получения знаний
которые выходят за пределы
школьных.
Проверочная работа
Предлагает для овладения
опытом предыдущих поколений , прочитать в учебнике: Правила поведения при землетрясении".
Перечень стихийных бедствий: гроза, ураган, наводнения, лесной пожар, цунами, тайфун, землетрясение, пыльные бури, цунами, падение космических тел.
Приложение2.
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка:
Землетрясение- подземные_____________ и______________земной поверхности, которые возникают в результате внезапных___
смещений и _____________ в земной коре.
Слова, которые надо вставить: взрывы. толчки, колебания, кора, волны. разрывы.
Приложение3.
Какие регионы Российской Федерации из перечисленных ниже относятся к сейсмически опасным регионам? Зачеркните неправильные ответы:
Нечерноземье, Северный Кавказ. Байкальский регион, Верховья Дона ,Камчатка, Сахалин, Курильские острова, Якутия, Алтай.
Приложение 4."Карточки соответствия"
Правильно соотнесите определения с расшифровкой его используя линейку и карандаш, соединив записи с правильными ответами.
Сейсмология место где происходит сдвиг горных пород
эпицентр наука о землетрясении
сейсмограф место наибольшего проявлении землетрясения над очагом на земной поверхности
очаг землетрясений
чувствительный прибор, который улавливает и регистрирует подземные толчки, отмечает
их силу направление и продолжительность.
магнитуда мера общего количества энергии, излучаемой при сейсмическом толчке в виде упругих
волн
Приложение 5."Критерии оценок работы в группах".
Оценка "5"- ставиться за полные аргументированные ответы, слаженность работы в группе.
Оценка" 4"- ставиться если все задания сделаны с незначительными недочетами. Даны полные аргументированные ответы.
Оценка" 3" - ставиться если задания сделаны более чем на 50 % и ответы являются неверными.
Оценка" 2"- ставиться если группа проигнорировала задание, отсутствие идей при поиске ответа.
"Критерии обучающих тематических тестов. Порядок оценки."
Максимальное количество баллов при выполнении заданий с выбором одного ответа-5 баллов. Каждое правильное задание оценивается 1 баллом при условии, если обведен только один номер верного ответа. если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не зачитывается.
за 5 правильных ответов- оценка -"отлично", за 4-"хорошо", за 3-"удовлетворительно", за 2- и менее -оценка "неудовлетворительно".
Приложение 6.
Последствия землетрясения
Природные последствия: трещины в почве, провалы на земле и поверхности морского дна, активизация вулканов, возникновение селей. оползней....
Последствия для городов и населенных пунктов: разрушение домов, производственных зданий, обрыв линий электропередач. аварии на химически опасных объектах, прорывы плотин на ГЭС...
Последствия для человека: травмы, ушибы, переломы, порезы, сдавливания. гибель людей по неосторожности, психические потрясения.....
Приложения7.
Ситуационные задачи.
1. Представьте себе ситуацию: находясь дома. по радио вы услышали сообщение о том. что через два часа вашему району угрожает землетрясение. составьте план своих действий и попробуйте его объяснить.
2. Представьте себя руководителем сейсмически опасного региона .Какие заблаговременные защитные мероприятия вы организуете?
3.Выберите из перечисленных мест те, что наиболее безопасны для укрытия в здании(помещении) при землетрясении .Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными?
1 место внутри шкафов, комодов, гардеробов. 6. балконы и лоджии.
2.место под прочно закрепленными столами. 7.дверные проемы.
3. места у колонн. 8.места внутри кладовок и встроенных шкафов.
4.места под подоконниками. 9. Углы. образованными внутренними стенами.
5. углы, образованные внутренними перегородками.
Приложение 8.
Тестовые задания.
Выберите один правильный ответ.
1. Прибор для обнаружения и регистрации колебаний земной поверхности в результате землетрясения называется:
а. томографом.
б.барометром
в.сейсмографом
2.Условной величиной, характеризующей общее количество энергии, выделяемой при сейсмическом толчке в виде упругих
волн, является:
а амплитуда
б.магнитуда
в.эпицентр.
3.Энергия землетрясений оценивается в единицах (от 1-9) по шкалам:
а .Рихтера и Бофорта
б. Меркалли и Бофорта
в.Рихтера и Меркалли
4.Что такое землетрясение?
а. подземные удары и колебания поверхности земли
б. область возникновения подземного удара
в. проекция очага землетрясения на земную поверхность.
5. Причиной землетрясений может стать:
а. сдвиг в скальных породах земной коры, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой
б. волновые колебания в скальных породах
в. строительство очистительных сооружений в зонах тектонических разломах.
Литература.
1.Учебники:
ОБЖ -7 класс .Смирнов А.Т. Хренников Б.О. , М., Просвещение ,2014г.
ОБЖ-7 класс .Латчук В,Н . Марков В.В., М., Дрофа, 2010г.
ОБЖ-7 класс Воробьев Ю.Л., М. ,Астрель,2008г.
2. Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Смирнов А.Т, М. Просвещение.2013г.
Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Воробьев Ю.Л. М., Астрель,2008г.
Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Иванюков М. И., Саратов,"Лицей"
3.Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. автор: Латчук В.Н. М., Дрофа, 2014.
4.Тесты
Тестовые задания 8-9 класс Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. автор: Клюев А.В. Ростов-на-Дону, "Легион".2013г.
5.Дидактические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. Тесты. Контрольные и проверочные работы. Справочные материалы. автор Латчук В.Н., М., Дрофа 2000г.
6.Методические пособия.ОБЖ-7 класс. Латчук В.Н. М, Дрофа, 1999г.
8.Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности . К учебнику "ОБЖ.7.класс под редакцией Воробьева Ю .Л., М., Астрель,2008г.