Муниципальное образовательное учреждение
«Разветьевская средняя общеобразовательная школа»
Проект урока
Тема урока: «Уход за волосами».
Тип урока: комбинированный
Выполнила учитель технологии
Биленко Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Урок «Уход за волосами» призван познакомить учащихся восьмого класса с правилами определения типа волос, приемами правильного ухода за своим типом волос, методам улучшения состояния кожи головы и волос, систематизировать сведения о разнообразии средств ухода за волосами, дать понятие об аккуратности прически как о первейшей необходимости внешнего вида девочки - подростка.
Обучение является активным процессом, нуждающимся в личном участии школьника, которое является необходимым условием эффективности обучения.
Возможности урока неисчерпаемы. Всё в школе от него: общая культура и дружелюбие в отношении учеников с учителями, от него зависит осуществление пусть крошечной, но такой значительной в жизни приставки "СО": сотворчество, сотрудничество, соучастие в учебном процессе.
Данный урок является комбинированным. Проводится он для учащихся 8 классов, получающих образование по обслуживающему труду в рамках образовательной области "Технология". Урок содержит предметную, личностно-ориентированную и деятельностно-коммуникативную составляющие. Задания направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся в необходимости изучения правил ухода за волосами, так как уход за волосами, устранение проблем внешнего вида волос, информация о средствах ухода за волосами, их свойствах и назначениях, правила подбора прически необходимы в жизни. Задания также дают возможность проявить учащимся коммуникативные качества, умение самостоятельно мыслить, работать в паре, в коллективе. Практическая работа исследовательского характера и творческое задание развивают логическое мышление, речь, учат анализировать, делать выводы. Урок такого плана расширяет кругозор учащихся, прививает эстетический вкус, улучшает внешний вид, что так важно для современного подростка.
Данный урок проводится в форме « Салона красоты», применяя элементы игры. Игра всё больше осознается сегодня как один из основных видов жизнедеятельности человека. Игровая деятельность открывает новые возможности развития ученика, раскрывает его творчество.
Задание для учащихся
Учащимся за месяц до урока дается задание подбирать материал на тему «Волосы» в газетах, журналах, энциклопедиях. Учащимся дается индивидуальное задание подготовить материал для презентации на тему «Прическа, уход за волосами» .
Конспект урока
Тема урока. Уход за волосами.
Цели:
•1. Образовательные
•· Развивать умения и навыки правильного ухода за волосами;
•· Научить пониманию закономерностей выбора причесок;
•· Систематизировать знания о средствах ухода за волосами
•2. Развивающие.
•· Способствовать развитию речи учащихся,
•· Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать;
•· Развивать самостоятельности учащихся.
. 3. Воспитательные.
•· Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности
Задачи:
определить свой тип волос;
проработать основные этапы ухода за волосами;
обратить внимание на необходимость изучения инструкций по применению различных косметических средств;
научить определять форму лица и дать рекомендации по подбору прически.
Оборудование урока:
подбор литературы на тему «Волосы»;
учебник "Технология " 8 класс;
тест «Определение типа волос»
Доклады обучающихся средства по уходу за волосами;
На рабочем столе монитора файл с моделями разнообразных причесок;
Добавить по 1модели к каждому типу формы лица
инвентарь по уходу за волосами: расчески, резинки, шпильки, зажимы для волос и др.;
средства для укладки волос: лак, гель;
Средства обучения.
•1. Монологическая речь учителя.
•2. Монологическая речь учащихся - защита презентации.
•3. Диалог учителя с учеником, ученика с учеником.
•4. Исследование, анализирование, сопоставление, выводы..
•5. Дополнительная литература.
•6. Тест.
•7. Учебник «технология», 8 класс под ред. В.д. Симоненко.
•8. Иллюстративный и наглядный материал.
Структура урока.
1 урок.
•1. Организационно - мотивационный блок.
1.Оргмомент. - 1 мин.
2. Цели, задачи урока, мотивация на учебную деятельность. - 2 мин.
•2. Исполнительный блок.
1. Изучение нового материала.
б) Вступительное слово учителя( постановка проблемной ситуации). - 2 мин
б) Работа по плану урока.
•· Рассказ учителя, определение типа волос. - 7 мин
•· Самостоятельная работа с дополнительной литературой. - 10 мин
•· Выступление учащихся. - 10 мин
2. Закрепление материала
•· Составление «Памятки по уходу за волосами» - 4 мин
•· Игра - «Посещение магазина» - 4 мин
2 урок.
1. Объяснение нового материала - 10 мин
2. Защита презентация 20 мин
3. Сообщение познавательных сведений. - 5 мин
4. Рефлексивно - оценочный блок.
5. Выставление оценок. -1 мин.
Ход занятия.
1 урок.
1.
Организационно – мотивационный блок
Проверка готовности класса к уроку. Взаимоприветствие.
Мотивация на учебную деятельность.
Здравствуйте, уважаемые посетители и сотрудники нашего Салона красоты. Я рада вас приветствовать в наших стенах, спасибо за то, что вы решили посетить именно наш салон. Сегодня мы с вами поговорим о волосах.
- Еще с давних времен люди придавали большое значение своим волосам, видя в них, в зависимости от их состояния, либо источник красоты, либо причину жизненных неудач. С волосами ассоциировались такие ценности, как индивидуальность, сила, самосознание и независимость. И поныне, для того чтобы придать своему облику неповторимый стиль, люди во всем мире неустанно проделывают со своими волосами самые различные манипуляции: расчесывают, стригут, красят, завивают, выпрямляют, покрывают лаком и прочими косметическими средствами.
Волосы являются яркой иллюстрацией невероятного разнообразия людей, населяющих нашу планету. Например, пучок волос на макушке борца сумо настолько тесно ассоциируется с его спортивной деятельностью, что торжественно отрезается, когда борец заканчивает свою карьеру. В Малайзии мужчинам запрещено законом носить длинные волосы, а вот в индийском штате Пенджаб, наоборот, смертная казнь грозит мужчине с короткой аккуратной стрижкой.
Прическа - доминирующий фактор нашего внешнего облика и через нее мы пытаемся донести до окружающих некий эмоциональный посыл, то мы всегда будем стараться придать прическе самый лучший вид. А стало быть, сегодня на первый план выходят здоровье волос и правильный уход за ними. И сегодня, в нашем салоне красоты мы с вами попытаемся выяснить, что же нужно для того, чтобы наши волосы были источником красоты, хорошего настроения, главным фактором нашей неотразимости.
Сообщение дежурного об отсутствующих
2.
Исполнительный блок.
Объяснение нового материала
Для грамотного и эффективного ухода за волосами важно правильно определить свой тип волос, так как в противном случае есть риск ухудшить их состояние.
Волосы делят на нормальные, сухие, жирные и смешанные. И для начала, мы попробуем определить , обладательницами какого типа волос является каждая из нас.
См. Приложение № 1
Итак , я предлагаю вам ответить на 7 вопросов, выбрав один ответ из 4 предложенных вариантов под буквами а,б,в,г.
Отвечают на вопросы теста, подсчитывают результат, определяют свой тип волос.
Слово учителя - краткая характеристика типов волос. Волосы нормального типа хорошо отражают свет, переливаются на солнце. Если ваши волосы эластичны, почти не секутся, легко укладываются и расчесываются, имеют живой вид и сохраняют эти качества в течение нескольких дней после мытья головы, значит, вы грамотно и правильно ухаживаете за ними с помощью подходящих вам средств и ваши волосы здоровы.
Жирные волосы имеют характерный тусклый блеск, спустя небольшое время после мытья слипаются и начинают казаться грязными, неопрятными. Жирность волос зависит от активности сальных желез кожи головы, которая, в свою очередь, является сугубо индивидуальной и закладывается генетически. В какой-то степени количество вырабатываемого кожного сала зависит от типа питания и количества потребляемых с пищей углеводов (в первую очередь) и жиров.
Сухие волосы плохо отражают свет, вследствие чего они смотрятся тусклыми, не имеющими глянца. Они легко рвутся, путаются, трудно расчесываются, секутся на концах. Нередко сухие волосы - это результат неправильного ухода, а не следствие пониженной активности сальных желез.
Волосы смешанного типа - это, как правило, длинные волосы - жирные у корней и сухие на концах вследствие того, что они недостаточно смазываются жиром по всей длине. Концы волос этого типа, не получая необходимой смазки, часто секутся.
Им нужны комбинированный уход с помощью различных специальных средств и скорректированная диета. К сожалению, волосы без проблем встречаются редко. Для того чтобы волосы были здоровыми и блестящими им нужен правильный уход.
Основной принцип ухода за волосами
Нормальные - Мыть два раза в неделю шампунем для нормальных волос, переодически использовать маски для поддержания здоровья волос, химия, окраска волос и прочие парикмахерские процедуры не противопоказаны в разумных пределах.
Жирные - мыть каждый день или через день мягким шампунем для ежедневного мытья, иногда (1 раз в 10-14 дней используя шампунь для жирных волос. Масками не увлекаться. Химия окраска волос рекомендуются. Скорректировать диету.
Сухие - мыть голову 1 раз в 5-6 дней увлажняющими шампунями, регулярно пользоваться увлажняющими масками, кремами и прочими увлажняющими средствами в промежутках между использованием шампуня. Химия и окраска волос не рекомендуется регулярно отстригать кончики. Скорректировать диету.
Смешанные - мыть голову два раза в неделю мягким шампунем для ежедневного применения, изредка ( 1 раз в 12-14 дней) используя шампунь против жирных волос. Отдельное внимание сухим кончикам - маски и кремы на концы волос. Регулярно отстригать кончики.
Постановка проблемной ситуации.
Что же включает в себя понятие уход за волосами?
Из всего спектра процедур ухода за волосами мытье является самым важным компонентом, поскольку преследует как гигиенические, так и косметические цели. Для здоровых волос, не поврежденных и не истощенных, правильное и своевременное мытье - минимально достаточная процедура по уходу.
Сейчас мы с вами отправимся к нашим косметологам, чтобы получить советы по уходу за волосами, а так же как правильно мыть и сушить волосы.. Здесь мы попросим наших сотрудников подготовиться к ответу на этот вопрос. Мы дадим им время для подготовки ответа на этот вопрос (Учитель дает карточку с вопросами - планом ответа «Как правильно мыть и сушить волосы»).
Теперь о главном - как подобрать нужное средство для мытья волос. Что лучше - мыло или шампунь, если шампунь, то какой , как среди разнообразия шампуней правильно выбрать и купить нужный нашим волосам. Ответ на этот вопрос мы получим в кабинете «Средства по уходу за волосами»
Слово учителя.
Для выбора шампуня используйте простой принцип: внимательно читайте текст на упаковке и используйте тот шампунь, который предназначен для вашего типа волос, а после начала использования анализируйте результаты.
Все названные здесь средства, и не только их , но и многое другое, можно купить в магазинах. Самое главное не ошибиться и не купить подделку. В связи с этим можно порекомендовать использовать натуральные продукты для мытья волос и для их дополнительного ухода. Какие же средства можно использовать с минимальными затратами и с максимальной пользой для своих волос. Ответы на этот вопрос мы сможем узнать в кабинете «Народные рецепты по уходу за волосами»
Предположительные ответы детей: мытье, защита , питание, сушка, расчесывание.
Самостоятельная работа группы учениц.
Делают вывод , что самое важное - это мыть волосы по мере загрязнения.(Записывают в тетрадь)
Дети получают карточку с заданием Самостоятельная работа
Выступление о средствах по уходу за волосами
Делают вы вод о том, что самое главное подобрать шампунь в соответствии с типом своих волос, а дополнительные средства по уходу (кондиционеры, маски, бальзамы и т.п.) применять, если есть проблемы волос. (Записывают в тетрадь)
Подготовка к выступлению на темы «Бабушкины рецепты мытья головы», «Маски для волос из натуральных компонентов» «Использование лекарственных растений для мытья волос и их ополаскивания»
Закрепление материала.
Составление памятки «Правильный уход за волосами»
•- Правильно определи тип своих волос.
•- Правильно подбери шампунь для своих волос.
•- Мой волосы по мере необходимости.
•- Суши волосы естественным путем.
•- Прежде, чем нанести на волосы что - либо, внимательно ознакомься с инструкцией по
применению.
Помни: все средства предназначены для определенного типа волос.
•- Блестящие красивые волосы - это правильный и систематический уход.
Дети заполняют подготовленные бланки «Памятка по уход уза волосами»
Практическое применение знаний.
Итак, теоретически вы теперь все знаете. А сейчас, я предлагаю применить эти знания на практике. Задание очень простое. Перед вами средства для ухода за волосами. Выберите себе каждый, что пожелаете, а потом объясните свой выбор.
Дети выбирают флаконы со средствами по уходу за волосами, обосновывая свой выбор.
2 урок
Объяснение нового материала.
Показ иллюстраций.
Слово учителя.
Мы поговорили о том, как правильно ухаживать за волосами. Я надеюсь, что все вы будете применять свои знания на практике, и ваши волосы будут выглядеть здоровыми и красивыми. Уже одного этого порой достаточно, чтобы девочка чувствовала себя неотразимой. Но , как говорится , нет предела совершенству. И женские волосы порой являются для мастера источником вдохновения. И женские прически - это поистине неисчерпаемая тема.
Прически украшают человека, молодят, старят, порой до неузнаваемости меняя его внешность
И сегодня мы с вами поговорим еще и о том, как правильно подобрать прическу, какие средства и инструменты необходимы для того, чтобы сделать прическу,
Итак, при выборе прически необходимо учитывать такую особенность лица, как овал.
Облик каждого человека неповторим. Иногда можно встретить похожие лица, но абсолютно одинаковых не бывает. Одни лица нам кажутся красивыми, другие нет, причем это восприятие часто индивидуально. На критерии красоты влияет также мода и временная эпоха. Если бы Джаконда жила в наши дни, едва ли ее можно было бы назвать красивой, и, напротив лицо Нифертити вызывает восхищение и сегодня. Одним из важных критериев красоты лица является его форма. С помощью правильно подобранной прически можно корректировать форму лица, приблизить ее к идеальной.
Итак, форма лица может быть овальной, удлиненной, круглой, квадратной, треугольной
Показ иллюстраций.
Овальное лицо.
Эта форма лица считается идеальной. Для нее характерен плавный переход линий лба, висков, скул и подбородка, которые образуют овал. Для такого лица подойдут как длинные волосы, так и любая стрижка. Можно носить прически с челкой и без, высокие или низкие прически, гладкие волосы или пышные кудри, пробор любого типа, прически с открытыми или закрытыми ушами. Конечно, даже при овальной форме лица нужно принимать во внимание такие факторы как черты лица . Например, если лоб низкий, то прямой пробор будет лишь подчеркивать этот недостаток.
Показ иллюстраций
Круглое лицо. В этом случае нужно с помощью прически оптически удлинить лицо. Для круглого лица очень важно, чтобы лоб оставался открытым, а волосы теменной зоны были пышными. В связи с этим идеально подходит короткая стрижка, объемно уложенная в теменной зоне. Объем можно придать с помощью начеса, бигуди или химической завивки. Поклонницам длинных волос можно посоветовать высокую прическу, пышную в теменной зоне и особенно надо лбом, без челки. Избегайте гладких причесок и прямого пробора.
Показ иллюстраций
Удлиненное (вытянутое) лицо. Для такого лица характерна некоторая продолговатость из-за высокого лба и длинного подбородка. С помощью прически нужно оптически расширить лицо в боковых частях. Идеально подходит стрижка длиной до уголков нижней челюсти или до подбородка, пышно уложенная на концах, с редкой или полной пышной челкой до бровей, либо с объемом на уровне скул и ушей. Если у Вас длинные волосы, придайте им объем с помощью бигуди или химической завивки. Пышное обрамление сделает узкое лицо шире.
Показ иллюстраций
Треугольное лицо. Широкое в области лба и скул (иногда скулы шире лба), резко сужается к подбородку. Резкий переход от широкого лба к узкому подбородку можно смягчить длинной косой челкой или густой прямой челкой. Рекомендуемая стрижка - длиной чуть ниже подбородка, возможен небольшой начес на макушке. Концы прядей можно подкрутить как вовнутрь (при этом щеки будут казаться полнее), так и наружу (они будут отвлекать внимание от заостренного подбородка). Длинные волосы можно носить гладко расчесанными с прямым или косым пробором. Прилегающие к лицу волосы замаскируют широкий лоб и скулы. При желании боковые пряди волос, прилегающие к лицу, постричь ступенчато (начиная от подбородка) и уложить феном вовнутрь.
Показ иллюстраций
Работа со схемой.
Квадратное лицо. Характеризуется широким лбом, скулами, нижней челюстью и тяжеловатым подбородком. При такой форме лица желательно лоб оставить открытым, волосы надо лбом приподнять и теменную зону укладывать объемно. Это зрительно удлинит лицо. Хорошо подойдет стрижка длиной до подбородка, волосы будут прикрывать развитые углы нижней челюсти. Отвлечь внимание от некоторой угловатости лица поможет короткая "взъерошенная" прическа с "рваной" челкой до середины лба, а при волнистых или кудрявых волосах - чуть удлиненная прическа, мягко обрамляющая лицо.
Условно это можно изобразить схемой.
ЛИЦО
Работа сильных учащихся – работа над презентацией.
Ну а теперь предоставляем слово нашим мастерам.
Они предложат нашему вниманию три прически. И расскажут, почему они выбрали именно эти прически.
Защита презентаций детьми.
Дополнительные сведения.
Осталось еще сказать несколько слов покраске волос. Красить волосы - это значит вмешиваться в структуру волос и как правило, наносить им вред. Особенно наносит вред обесцвечивание волос гидроперитом, входящим в состав очень многих красок для волос. И тем раньше вы начнете красить волосы, тем больше вреда вы им принесете. Поэтому я вам просто не рекомендую в вашем возрасте использовать краски для волос. Но , если вам очень хочется поэкспериментировать с цветом, то я дам вам несколько советов, как это сделать без ущерба для волос.
Есть два абсолютно безобидных средства.
1.Тушь для волос. Её можно купить в магазине, она имеем множество оттенков. Использовать её очень просто - надо нанести на волосы при помощи кисточки непосредственно на прическу. Она продержится на голове максимум сутки., если вы не вымоете голову раньше.
2. Луковый отвар. Луковую шелуху залить кипятком и довести до кипения, дать остыть и этим отваром ополоснуть волосы после мытья. Волосы получают красивый огненный оттенок, становятся мягкими, шелковистыми. Цвет держится до следующего мытья. (можно окрасить куклу со светлыми волосами)
3.
Рефлексивно - оценочный блок
Ребята, сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу самоконтроля и предложений, для того чтобы вы могли оценить свою работу на уроке, урок в целом, а я постараюсь учесть ваши пожелания, чтобы сделать нашу работу более плодотворной.
Ну, что ж , урок подошел к концу. Я выставляю оценки.
Всем спасибо за урок.
Самоанализ урока.
Урок проводился в 8 классе.
Общий поведенческий характер класса - активный. Общий эмоциональный настрой - активность, дружелюбие, способность работать в парах, индивидуально, коллективно.
Урок по теме «Уход за волосами» входит в раздел «Личная гигиена». В 8 классе на данную тему отводится 2 часа.
Цели урока.
Образовательные
•· Развивать умения и навыки правильного ухода за волосами;
•· Научить пониманию закономерностей выбора причесок;
•· Систематизировать знания о средствах ухода за волосами
Развивающие.
•· Способствовать развитию речи учащихся,
•· Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать;
•· Развивать самостоятельности учащихся.
. Воспитательные.
•· Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности
Тип урока - комбинированный.
Считаю, что урок получился результативным, так как все дети справились с предложенными заданиями. При подборе учебного материала учитывала психологические особенности детей и применяла дифференцированный подход. Положительные результаты урока обеспечили а) смена одного вида деятельности другим, б) игровые упражнения, фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа с иллюстрациями, тестами, самостоятельная работа.
На уроке использовались различные методы и приемы.
•1. Основной метод, используемый на уроке - эвристический, который базируется на беседе. Главной функцией этого метода является побуждение учащихся к участию в уроке. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов, и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следить за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигались в освоении новых знаний. На данном уроке использовались метод беседы, сообщения новых знаний, эвристический, ( ставящий ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В ходе эвристической беседы учащиеся приобретали знания путем собственных усилий и размышлений.
•2. Рассказ - монологическое изложение учебного материала. Основные функции - обучающая, сопутствующие - развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно - коррекционная. На уроке использовались следующие виды рассказов - рассказ вступление, рассказ - повествование, рассказ - заключение. Рассказ служит образцом для построения связной , логической речи, учит грамотно излагать свои мысли. Использовались следующие приемы сравнение, сопоставление, резюмирование. Данные метод особенно эффективен в сочетании с другими методами - иллюстративным, обсуждением, которые также использовались мною на уроке.
•3. Работа с дополнительной литературой, - важнейший метод обучения. Главное достоинство этого метода - возможность для ученика многократно обрабатывать учебную и дополнительную информацию в доступном для него темпе. Этот метод в данном классе целесообразен, т.к. учащиеся свободно читают и понимают прочитанное; умеют выделять главное в изучаемом материале, умеют вести записи, составлять структурные схемы. Обучение работе с литературой формирует у школьников навык самоконтроля.
•4. Иллюстрация - данный метод предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении. Дает возможность наглядно представить предметы, учит описывать их, развивает словарный запас.
На уроке также использовались методы тестирования, проблемного обучения, обучающего контроля.
На уроке были использованы различные формы деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, фронтальная. Фронтальная деятельность под руководством учителя. Индивидуальная работа - самостоятельное выполнение заданий учеником на уровне его способностей и возможностей. Коллективная деятельность одновременная, но распределенная между членами коллектива работа на основе взаимопомощи, при осуществлении взаимоконтроля, направленная на достижение общего результата.
Групповая работа - как разновидность коллективной работы, способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.
Применение системы разных средств вовлечения учащихся в активную деятельность способствовало повышению эффективности обучения, продуктивной деятельности на уроке.
Я выбрала данные методы и формы обучения согласно поставленным целям и задачам урока, содержанию учебного материала, учебным возможностям учащихся и своему педагогическому мастерству.
Качество знаний учащихся на уроке высокое. Усвоение материала шло успешно, благодаря прочным знаниям детей, различным приемам , формам и средствам обучения. Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг другу, способствовали активной умственной деятельности.
Таблица самоконтроля и предложений учащихся сыграла рефлексивную роль. Она позволила подвести итог деятельности учеников и учителя на уроке, способствовала формированию навыков объективного анализа своей работы.
В целом урок достиг поставленных целей и обучающих, и развивающих, и воспитывающих.
Карта самоконтроля и предложений учащихся.
Фамилия , имя. класс._______________________________________________________________________
Тема урока
Моменты урока, вызвавшие мой интерес
Что не понравилось на уроке
Моя(личная) активность
(по пятибалльной системе)
Моя оценка
за весь урок
(по пятибалльной системе)
Мои предложения к учителю по совершенствованию урока.
Карта самоконтроля и предложений учащихся.
Фамилия , имя. класс._______________________________________________________________________
Тема урока
Моменты урока, вызвавшие мой интерес
Что не понравилось на уроке
Моя(личная) активность
(по пятибалльной системе)
Моя оценка
за весь урок
(по пятибалльной системе)
Мои предложения к учителю по совершенствованию урока.
Карта самоконтроля и предложений учащихся.
Фамилия , имя. класс._______________________________________________________________________
Тема урока
Моменты урока, вызвавшие мой интерес
Что не понравилось на уроке
Моя(личная) активность
(по пятибалльной системе)
Моя оценка
за весь урок
(по пятибалльной системе)
Мои предложения к учителю по совершенствованию урока.