Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
В работе описано как происходит защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Перечисляются опасные для человека природные явления, дается определение понятия "ликвидация чрезвычайных ситуаций". Раскрывается понятие Гражданской обороны, рассказывается история создания Гражданской обороны. Перечисляются осные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вконце подводится итог и дается дамашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. »
Урок 1Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Учебные вопросы:
1. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
2. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
Цели:познакомить учащихся с основными понятиями и определениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной агитации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ход урока
1. Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.
III. Изучение новой темы.
Изучение первого вопроса.
Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:
• ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;
• пожары - до 70 %;
• паводки, наводнения - до 40 %;
• оползни, извержения вулканов - до 18 %;
• землетрясения, засухи - до 15 %.
К опасным явлениям техногенного характера относятся загрязнение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбросами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблагоприятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.
1. Определение понятия «ликвидация чрезвычайных ситуаций».
Учащиеся записывают определение в тетради:
Ликвидация чрезвычайных ситуаций- это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также налокализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.
Изучение второго вопроса.
Учащиеся записывают основные понятия:
Гражданская оборона- это система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.
Цели и задачи гражданской обороны- обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.
2. Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.
Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповещение, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий нападения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицинской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводилась на специальных курсах.
В годы Великой Отечественной войны система ПВО существенно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.
В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.
В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприятий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спасательных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.
Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.
Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.
В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.
Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федерации - соответствующие руководители.
Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
«Статья 4.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.»
После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.
В ее задачи входит:
• проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
• проведение мероприятий по защите населения и территорий;
• оповещение и информирование населения о ЧС;
• ликвидация ЧС;
• создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;
• выполнение мероприятий ГО и др.
Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС:
• федеральный;
• региональный (ЮФО);
• территориальный;
• местный;
• объектовый.
На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управления.
IV. Итог урока.
- Какова основная задача Гражданской обороны страны?
- Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ ввоенное время, в мирные дни?
- Какие существуют сигналы оповещения Гражданской обороны и каков порядок действия по ним?
- Какова структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
- Назовите задачи, решаемые этой системы.
- Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например ввашей школе)?
Домашнее задание:начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хозяйства.