kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Проблема безопасности личности в нашей стране возникла в 80-е годы прошлого столетия. Временем активного развития правовой основы обеспечения безопасности стали 90-е годы XX в. Принципы личности безопасного типа отражены в законодательстве РФ: доступ к информации и знанию о наличии опасности во внешней среде, защита от этих опасностей закреплена в ряде положений законодательства напрямую. При этом действия должностных лиц, личности и населения в целом, урегулированы правовыми нормами с учетом уважения и жизненных потребностей всего населения. А правовая безопасность является частью безопасности личности. Под правовой безопасностью необходимо понимать, как юридически обеспеченную посредством права и в правовой системой защищенность законных прав и интересов личности и правотворчество, применение правовых законов. Защищённость личности на сегодняшний момент постепенно начинает выражаться в понятии «национальная безопасность».

    В методической разработке раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» представлен материал, который познакомит учащихся с законами РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

   На занятиях учащиеся   ознакомятся:

  • с положениями Конституции РФ, гарантирующими права и свободы человека,
  • с законами нашей страны по обеспечению безопасности,
  • с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
  • с правилами безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

         Система методических разработок по разделу «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» оформлена в электронную оболочку, что позволяет ее легко транслировать, широко использовать в учебно-воспитательном процессе, это:

      1. Демонстрация презентаций уроков.

      2. Изучение законов РФ.

      3. Выполнение тестовых заданий.

      4. Самостоятельная работа учащихся с интерактивами.

      5. Структурирование информации с помощью графических организаторов.

       Учебник имеет следующую структуру. Раздел разбит на блоки, блоки разбиты на темы.

        Блок I. «Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Урок 1: «Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности».

Урок 2: «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Урок 3: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Блок II. «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны»

Урок 4: «Гражданская оборона, основные понятия и определения».

Урок 5: «Оружие массового поражения».

Урок 6: «Обычное оружие».

Блок III. «Организация защиты населения»

Урок 7: «Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях».

Урок 8: «Организация инженерной защиты населения».

Урок 9: «Средства индивидуальной защиты».

Блок IV.  «Тесты. Ключи к тестам»

Блок V. «Презентации уроков»

Блок VI. «Приложения»

Рассказ учителя осуществляется с мультимедийным сопровождением.

        Для проверки качества усвоения нового материала предусмотрены тестовые задания по каждой теме.

        Анализ результатов показал, что учащиеся занимаются с интересом, проявляя активность и самостоятельность в решении учебных задач.

Использование данного учебного пособия открывает широкие возможности его тиражирования и для самостоятельной работы обучающихся. Оно может быть использовано как преподавателями, так и обучающимися.

   Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Ее игнорирование дорого обошлось и государству, и обществу, не говоря уже об отдельных людях. Чрезвычайные ситуации социального характера не раз сотрясали нашу страну. Это и революции, и войны, и экстремизм различного толка, и криминал, и экономические потрясения, и экологические угрозы. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется, о чем свидетельствуют наряду с прочим включение в образовательные стандарты такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности».

   Таким образом, можно констатировать, что наряду со становлением новой российской государственности в настоящее время формируется и новая модель обеспечения ее безопасности. Причем происходит смена приоритетов от ориентации на обеспечение государственной и военной безопасности к гармоничному обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важное место в этой модели безопасности России занимает безопасность жизнедеятельности.

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагог высшей категории  Кадыров Э.Т.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» »


Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»


Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Для российского общества проблема безопасности социума приобретает особое значение. Возрастание риска техногенных катастроф, ухудшение экологической ситуации, изменение парадигмы общественного развития от социалистического уклада к рыночным отношениям – все это поставило большинство российских граждан на грань выживания и потребовало пересмотреть отношение к проблемам безопасности личности, общества и государства. В связи с этим сейчас особенно необходимо, чтобы люди с должным вниманием относились к этим проблемам, чтобы у них сформировалось соответствующее мышление и поведение, иными словами, выработалась идеология безопасности. Важнейшая роль здесь принадлежит образованию. По мнению многих исследователей проблем безопасности, безопасность жизнедеятельности (БЖ) является фундаментом общего образования специалистов в этой области.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности.

Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются и в ряде федеральных законов. Закон РФ "О безопасности" оговаривает неприкосновенность прав и свобод граждан. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 7).



Понятие «безопасность», согласно российскому законодательству, охватывает такие аспекты, как защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, состояние защищенности личности, общества и государства от последствий воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф , безопасность продукции, работ для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества .

Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖ в подготовке населения к выживанию в опасных ситуациях.

Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий ЧС, если люди сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ БЖ в соответствии с решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, требованиями образовательного стандарта.

Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.

Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи – эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).




В ЧС ежегодно погибает до 2–3 тыс. человек. А основные потери (до 250 тыс.) происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в учебниках, программах и других материалах по БЖ.

Количество пострадавших от всех видов криминальных опасностей по российской статистике – около 3 млн. человек ежегодно, а с учетом скрытых и незаявленных фактов преступлений – около 10 млн. человек. Принимая во внимание страдания близких и членов семей потерпевших, эту цифру можно увеличить в пять-шесть раз.

Развитие современного общества характеризуется расширением и углублением межгосударственных контактов не только в сферах экономики, науки и техники, но и в области гуманитарных, в том числе правовых отношений, создающих условия для формирования глобального мирового сообщества. В этой связи в нашей стране все интенсивнее формируется общественная мысль об ориентации на приверженность общечеловеческим моральным и правовым ценностям, что является основой для успешной интеграции России во всемирное сообщество.

Вместе с тем, нестабильная обстановка в стране в последнее десятилетие породила элементы новой идеологии. Недостаточное развитие духовности у части молодежи, правовой нигилизм, недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов и другие проблемы, потребовали переосмысления всего процесса воспитания и правового воспитания в частности.

В рамках построения правового государства наиболее остро стоит вопрос о не применении правовых санкций, так как социальная нестабильность

общества, несовершенство законодательства в отношении несовершеннолетних правонарушителей учащихся, помещение его в случае осуждения в крайне негативную среду ведет только к ухудшению его социальных характеристик, ценностей и усвоение им искаженных, удобных для него стереотипов поведения.



В условиях быстроразвивающегося общества, формировании новых принципов отношений государства и личности, в эпоху глобализации и угроз информационного века, возникает необходимость выстраивания четкого соотношения взаимодействия таких понятий как право и безопасный тип личности. В научной литературе существует несколько различных пониманий безопасного типа личности, однако, по моему мнению, наиболее полным и охватывающим понятием является следующее: «Личность безопасного типа - личность, хорошо знакомая с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающая их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества» .

Неотъемлемым компонентом, который должен соблюдаться личностью безопасного типа, является право. «Право - в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения, либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом. По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают право писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное» . Из данных определений видно, что важной частью является осознанное понимание своего поведения и его реализация не в ущерб другим, формирования культуры взаимоотношений с миром и реализация и закрепление личной безопасности как таковой. Человек постоянно вступает в различные отношения с другими людьми, общественными и коммерческими организациями или структурами государства. Из этих контактов с точки зрения права формируются

правоотношения, т.е. урегулированное нормами права общественные отношения, участники которого (лица или организации) выступают как носители юридических прав и обязанностей. Это формирует сознание и отношение не только к миру и его пониманию, но и отношение к праву как одной из части его, и выражается в виде правосознания, т.е. в совокупности



взглядов, идей, отражающих отношение к праву, законности, правосудию, и представление о том, что является правомерным или неправомерным. С другой стороны проявление у личности безопасного типа таких чувств как чувство справедливости, отвращение к беззакониям, преступлениям и необходимость защиты от внешних угроз влияет как на правоотношения, так и на развитие норм права в целом и является гарантом принципов безопасности права. Таким образом, рождается «правовая культура, как качественное состояние правовой жизни общества»

Россия выбрала демократический путь развития, а формирование основ истинного демократического миропонимания развивает способность человека учитывать разнонаправленные точки зрения, учит корректно относиться к ним. В этих условиях значительно повышаются требования к морально-психологической и правовоспитательной подготовленности всех категорий граждан России, в том числе школьников.

Правовое воспитание рассматривается в тесном взаимодействии с нравственным. Правовое и нравственное воспитание понимается как две развивающиеся системы социальной регуляции, внутриструктурные элементы которых взаимосвязаны, постоянно и одновременно влияют на поведение личности.

Отсутствие правовой культуры или безопасного типа личности, может привести как к«правовому нигилизму», так и к экстремизму и породить угрозы для общества и отдельных людей, усиливает отдельные риски и опасности присутствующие во внешней среде. Таким образом, с точки зрения права «безопасный тип личности» – это личность, с формированной правовой культурой, действующая в своих интересах и в рамках нормативно-правовых актов территории проживания, закрепляющих ее поведение и

безопасность, в обществе и жизни, и формирующая не в ущерб другим эти нормы, согласно чувству справедливости и необходимости защиты от внешних угроз.

Термин "безопасность" во время Советского Союза был забыт и почти 70 лет не упоминался даже в энциклопедических словарях. Проблема безопасности



личности в нашей стране возникла в 80-е годы прошлого столетия. Временем активного развития правовой основы обеспечения безопасности стали 90-е годы XX в. Принципы личности безопасного типа отражены в законодательстве РФ: доступ к информации и знанию о наличии опасности во внешней среде, защита от этих опасностей закреплена в ряде положений законодательства напрямую. При этом действия должностных лиц, личности и населения в целом, урегулированы правовыми нормами с учетом уважения и жизненных потребностей всего населения. А правовая безопасность является частью безопасности личности. Под правовой безопасностью необходимо понимать, как юридически обеспеченную посредством права и в правовой системой защищенность законных прав и интересов личности и правотворчество, применение правовых законов. Защищённость личности на сегодняшний момент постепенно начинает выражаться в понятии «национальная безопасность».

В методической разработке раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» представлен материал, который познакомит учащихся с законами РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

На занятиях учащиеся ознакомятся:

  • с положениями Конституции РФ, гарантирующими права и свободы человека,

  • с законами нашей страны по обеспечению безопасности,

  • с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,

  • с правилами безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Система методических разработок по разделу «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» оформлена в электронную оболочку, что позволяет ее легко транслировать, широко использовать в учебно-воспитательном процессе, это:

1. Демонстрация презентаций уроков.

2. Изучение законов РФ.





3. Выполнение тестовых заданий.

4. Самостоятельная работа учащихся с интерактивами.

5. Структурирование информации с помощью графических организаторов.

Учебник имеет следующую структуру. Раздел разбит на блоки, блоки разбиты на темы.

Блок I. «Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Урок 1: «Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности».

Урок 2: «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Урок 3: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Блок II. «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны»

Урок 4: «Гражданская оборона, основные понятия и определения».

Урок 5: «Оружие массового поражения».

Урок 6: «Обычное оружие».

Блок III. «Организация защиты населения»

Урок 7: «Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях».

Урок 8: «Организация инженерной защиты населения».

Урок 9: «Средства индивидуальной защиты».

Блок IV. «Тесты. Ключи к тестам»

Блок V. «Презентации уроков»

Блок VI. «Приложения»

Рассказ учителя осуществляется с мультимедийным сопровождением.

Для проверки качества усвоения нового материала предусмотрены тестовые задания по каждой теме.







Анализ результатов показал, что учащиеся занимаются с интересом, проявляя активность и самостоятельность в решении учебных задач.

Использование данного учебного пособия открывает широкие возможности его тиражирования и для самостоятельной работы обучающихся. Оно может быть использовано как преподавателями, так и обучающимися.

Безопасность – одна из основных потребностей человечества – приобретает сегодня актуальнейшее значение. Ее обеспечение требует учета различных аспектов жизнедеятельности людей – социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др.

Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Ее игнорирование дорого обошлось и государству, и обществу, не говоря уже об отдельных людях. Чрезвычайные ситуации социального характера не раз сотрясали нашу страну. Это и революции, и войны, и экстремизм различного толка, и криминал, и экономические потрясения, и экологические угрозы. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется, о чем свидетельствуют наряду с прочим включение в образовательные стандарты такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности».

Таким образом, можно констатировать, что наряду со становлением новой российской государственности в настоящее время формируется и новая модель обеспечения ее безопасности. Причем происходит смена приоритетов от ориентации на обеспечение государственной и военной безопасности к гармоничному обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важное место в этой модели безопасности России занимает безопасность жизнедеятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кадыров Эрик Табрирович

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205107

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства