Урок ОБЖ 5 класс « Пожарная безопасность»
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, и я хочу предложить начать его с разгадывания загадок, в них заключено главное слово из темы нашего урока.
«Загадки»: (про огонь). «Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит. Он от злобы ест дрова, целый час, а может два. Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь» (огонь) Шипит и злится, Воды боится, С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. (огонь) Ест дрова он с хрустом, жаром. Благодарен кочегарам. Но лишь тогда не страшен он, Когда бывает покорён. (Огонь).
Итак: вы поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить об огне. Откуда появился огонь? (слайд сделать)
- Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома, охотиться, считать, читать и писать. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям. С тех пор у людей есть огонь.
Огонь в жизни древнего человека (сделать слайд)
-Огонь имел огромное значение в жизни древнего человека.
Огнем человек защищался от нападений животных на охоте!
Огнем человек научился согреваться, разводя костры!
Позже с помощью огня начали обрабатывать пищу термически, то есть варить и жарить!
-Скажите, ребята, а зачем нужен огонь современному человеку? (сделать слайд)
А если я вам скажу, что огонь может быть враг, и может быть друг, вы со мной согласитесь? Тысячи лет назад люди научились добывать огонь. Он был и остаётся одним из первых помощников человека. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло.
Сила огня большая – пребольшая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете ежегодно происходит около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети. Вспомните, как летом у нас вокруг горит лес, все в дыму…(слайд)
Я попрошу вас поработать в группе. Первая группа пишет в тетрадях + ; вторая -. Если огонь друг то +, если враг то -.
1, +++++ тепло, пища, плавит руду, получаем металл, реактивные лайнеры, вырабатывает электроэнергию,
2, ------- Пожар в доме, пожар лесной, пожар торфяной, пожар на объектах нефтяной и газовой промышленности. Но, как вы думаете, почему мог произойти пожар?
А что же такое пожар? (слайд с определением) Пожар - это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека. Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).
Вы наверно уже поняли, что тема нашего урока это (слайд)…. Пожар.
Попробуйте, сформулировать тему урока.
«Пожарная безопасность» (слайд) – записать в тетрадь.
А какие вопросы мы можем с вами разобрать, может вас волнуют какие либо вопросы, исходя из темы урока, и на которые можем вместе ответить.
(сверить ответы учащихся со слайдом, где указаны цели урока и конкретизировать их).
- Сформировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни о возможных последствиях пожаров, формировать у учащихся способности в трудной ситуации найти выход из положения, развивать представление о пожарной безопасности.
(Слайд) - Исторические данные…
За полвека, с 1860 по 1910, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом. С 12 по 19 век Москва выгорала частично или полностью около 60 раз.
Противопожарная служба в России.
17 апреля (по новому стилю - 30 апреля) 1649 года царь Алексей Михайлович подписал указ "О Градском благочинии", который и заложил основы создания первой российской противопожарной службы. В документе был установлен строгий порядок при тушении пожаров в Москве, заложены основы профессиональной пожарной охраны, введено постоянное дежурство, а пожарным дозорам было предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил обращения с огнем.(слайд)
Пожарные каланчи.
Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804). Как правило, каланчи венчали двух- трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации — вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара .(слайд).
Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами и современной техникой. (слайд)
И так… что же может стать причиной пожаров? (слайд)
- Что нужно все таки сделать, если возник пожар? (позвонить 01)(слайд)
А кто из вас знает, как надо правильно вызывать пожарную охрану?
Я вам прочту небольшой стишок,
Если где-то задымится, (слайд)
Если где-то загорится,
По тревоге как один
Позвоним мы «01».
Мы ближайшему району
Сообщим по телефону -
Где горит и что горит
И кто об этом говорит!
При пожаре, очень часто люди теряются, и не отдают своим поступкам отчета. А важно, что бы вы четко сообщили … Где горит и что горит , И кто об этом говорит!
Попробуйте сами написать каждый в своей группе, алгоритм правильного сообщения по телефону о пожаре.
(сверить со слайдом…) на слайде
Задача каждого суметь грамотно сообщить о пожаре.
Практическое занятие «позвонить в пожарную службу». (2 телефонных аппарата)
Предоставить аппарат телефона и желающие вызывают пожарную команду по алгоритму.
Игра физминутка: я буду вам задавать вопросы, а вы должны ответить хором.
«Это я, это, я, это все мои друзья!»
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
(«Это я, это, я, это все мои друзья!»)
Кто из вас, почуяв дым,
Голосит: «Пожар! Горим!»
(«Это я, это, я, это все мои друзья!»)
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
(------------------------------------)
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
(«Это я, это, я, это все мои друзья!»)
Кто костры не поджигает
И другим не разрешает?
Признавайтесь честно в том!
Кто из вас шалит с огнем?
(------------------------------------)
Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избежать их, нужно строго соблюдать правила противопожарной безопасности.
- Я вам предлагаю за 5 мин., работая в группе, составить
правила противопожарной безопасности. (сделать слайдом)
Возвращаемся к целям нашего урока. Мы ответили на наши вопросы? цели нашего урока достигнуты.
Правила пожарные без запинки знайте, (слайдом)
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!
Тесты по пожарной безопасности.
Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а,в, 5-в.
Баллы за тест:
5 Баллов за 5 правильных ответов, 4 балла за 4 правильных ответов, 3 балла за 3 правильных ответа.
5.Рефлексия.
У вас на столах лежат листочки.
На доске вопросы:
-Что я понял?
-Что я не понял?
-Какой вопрос мне хотелось бы задать?
Ответьте мне на вопросы и листочки оставьте на столе.
А теперь ребята у вас на солее лежит лист самооценки. В нем прописаны те задания которые вы выполняли в течении урока . За каждое выполненное задание вы должны поставить себе оценку. Оценка в баллах.
Домашнее задание: § 2.5 ответить на вопросы в конце параграфа. Первая группа приготовить сообщение о катастрофических пожарах на территории России в 2016году, вторая группа приготовит сообщение о количестве пострадавших в пожарах на территории России в 2016 году.
Спасибо за урок ! Сейчас прозвенит звонок с урока. А мы с вами представим, что прозвенел 1 продолжительный звонок. Что это значит?
1 ученик
Продолжительный звонок летит по школе,
Быстротою с птицей споря.
Место построения
Знаем без сомнения!
2 ученик
И пути движенья тоже –
Тренировка нам поможет!
Если что-то вдруг случиться,
То должно всё получиться,
3 ученик
Так как на учениях,
Здесь – не развлечения!
Тут играть не время в прятки-
4 ученик
Брось все вещи и тетрадки-
Вдруг опасный поворот?
Ведь о жизни речь идет.