Тема урока: Цунами
Вид урока: изучения нового материала
Место урока в учебном плане: урок изучения нового материала из раздела ЧС природного характера и защита населения от их последствий.
Цель:
1. Ознакомить учащихся с опасным морским гидрологическим явлением- цунами;
2. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения цунами и их последствиях.
3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
Задачи:
-Образовательные:
- Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
- Раскрыть причины возникновения цунами и последствия воздействия цунами;
- Ознакомить с параметрами цунами и мерами по защите от цунами
-Развивающие:
- Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
- Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
- Воспитательные:
- Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
физическая карта мира,
План урока:
1. Организационный момент – 1 минута.
2. Актуализация межпредметных связей - 2минуты
3. Вступительное слово преподавателя – 1 минута.
Изложение нового материала- презентация –32 минуты.
4. Закрепление материала. Ответы на вопросы – 2 минуты
5. Итог урока – 1 минуты.
6. Домашнее задание – 1 минута.
По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
- способы оповещения о приближении цунами;
- поражающие факторы;
- основные мероприятия по защите населения от цунами;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от цунами;
в) иметь представление о последствиях цунами.
Ход урока:
I этап Организационный момент (1 минута)
Организация начала урока.
Проверяется наличие учеников и готовность класса к работе.
Объявляю место урока в учебном плане, план работы -
урок изучения нового материала из раздела ЧС природного характера и защита населения от их последствий, урок № 12.
II этап Актуализация межпредметных знаний – (2 мин)
География: Волны в океане: ветровые волны, приливы и отливы, цунами.
История: Даты и районы стихийного бедствия в России, в мире.
III этап Изучение нового материала – (32 мин)
Объявляется тема, цель и задачи урока Слайд1
Вступительное слово преподавателя – Слайд 2
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите,
Перед стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать
Рассказ преподавателя. Цунами относится к морским опасным гидрологическим явлениям.
В 4 часа ночи 5 ноября 1952 года жители города Северо- Курильск и ряда прибрежных поселков на острове Паршумир, входящем в состав Курильских островов, были разбужены сильными подземными толчками, которые продолжались около получаса. Землетрясения бывают здесь достаточно часто, и люди опять легли спать, когда земля как будто успокоилась. Вскоре со стороны моря раздался сильный шум и треск- на город наступал огромный водяной вал, который прокатился по острову, дошел до уклона сопки и отхлынул назад. Полуодетые люди бежали в сопки, спасаясь от страшной волны. Была на редкость тихая лунная ночь.
Первый вал воды сошел через 15 минут, и некоторые жители вернулись к своим домам, чтобы успеть спасти хоть что-то из имущества. В этот момент пришел второй, более страшный вал 10-метровый высоты, который разрушил весь город. Сметая все на своем пути, страшная волна унесла в море все городские постройки, машины, сельскохозяйственную технику. Город был наполнен грохотом зданий и криками гибнущих людей.
После катастрофы на месте города образовалась пустая площадь в несколько квадратных километров. В городе и поселках погибли более 2000 человек.
Данное стихийное бедствие, вызванное нахлынувшими на берег волнами огромной разрушительной силы, называется цунами.
Слайды 2 Понятие - цунами. Происхождение и причина цунами. Характеристика волн цунами. Классификация цунами: по причинам его возникновения; по интенсивности.
Слайды 3-5 Поражающие факторы цунами и его опасные воздействия на людей, здания и сооружения. Вторичные последствия разрушительных воздействий цунами. Действие цунами в открытом море.
Слайд 6. Наиболее цунамиопасные районы России, мира.(Камчатка, Сахалин, Курилы, побережье Тихого океана, Индонезия, Чили, Перу, Япония, Восточная Ява, Алеутские острова, Аляска, Гавайские острова).Вывести слайд № 17 на интерактивную доску и отметить наиболее цунамиопасные районы. Показать эти районы на карте мира.
Слайды 7-11 Последствия цунами
Слайд 23 Признаки и предвестники близкого цунами. Оповещение населения о приближающемся цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении цунами.
Слайд 12-13 Прогнозирование цунами. Мероприятия по снижению потерь от цунами, осуществляемые органами государственного управления и населением цунами- опасных районов.
Слайды 14-15-16 Правила безопасного поведения при внезапном приходе цунами: при эвакуации из здания; если вы остались в здании. Возвышенные безопасные места на рельефе местности и безопасные места в здании.
Правила безопасного поведения, если вы оказались в волне цунами. Правила безопасного поведения после ухода волны цунами.
IV этап Закрепление материала
V этап Итоги урока
VI этап Домашнее задание. Раздел 1, глава 1, темы 5.1-5.6, задания 2; 3 стр.64.
Список литературы
1. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва.: АСТ, 2005.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. – М.: ДРОФА, 2002.
Интернет – ресурсы
1. Видео цунами http://rest.msun.ru/rest/tsunami/tsunami.php
2. Фото, иллюстрации цунами http://cynami.com/