Презентация к уроку географии и природоведения "Землетрясения и вулканы".
Презентация к уроку географии и природоведения "Землетрясения и вулканы".
Тема урока: Землетрясения и вулканы.
Презентация может быть использована в 5 классе, в курсе природоведения, в 5 классе в курсе география (по ФГОС) и в курсе география 6 класса при изучении темы "Землетрясения и вулканы"
Цель урока:
- осознание и осмысление информации о природных явлениях,
- познакомить учащихся с видами движения земной коры,
- сформировать представление о происхождении землетрясения и
вулкана, цунами и гейзера.
Задачи: сформировать представление о землетрясениях, причинах их возникновения, распространения, методах изучения; о вулканизме и вулканах, основных районах вулканизма.
Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь.
Содержание: что такое землетрясения, причины возникновения землетрясения, чем страшны землетрясения, где происходят, для чего изучают. Что такое цунами, почему происходит цунами, где чаще всего бываю цунами. Что такое вулканы и вулканизм. Где наблюдается вулканизм. Что такое гейзеры и где встречаются.
Термины и понятия:землетрясение; очаг и эпицентр землетрясения; сила землетрясения; сейсмически активные зоны земли; сейсмограф; извержение вулкана; вулкан; кратер, жерло, очаг вулкана;действующий, потухший вулкан; гейзер, цунами.
Географические названия: сейсмически активные зоны: Тихоокеанский, Средиземноморско-Азиатский; вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Эльбрус, Аконкагуа, Кракатау; острова: Исландия, Новая Зеландия; полуостров Камчатка; горы Анды, Кавказ; Тихий океан.
Виды деятельности учащихся: определение по карте места нахождения вулканов, сейсмических поясов, мест образования гейзеров, приводить примеры действующих и потухших вулканов, нанесение вулканов на контурную карту.
Описание землетрясения по картине К. Брюллова "Последний день Помпеи". Выполнение теста на закрепление изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Составил: Белицкая Т.Н, учитель географии МБОУ «Марьевская ООШ им. В.Д. Федорова», д. Марьевка, Яйского р-на, Кемеровской обл.
.
Землетрясения
Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности.
Землетрясение происходит тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.
Это грозное природное явление .
Схема землетрясения
эпицентр
очаг
Чем страшны землетрясения?
Землетрясения страшны внезапностью.
В эпицентре происходят большие разрушения, а порой и изменение ландшафта в целом (в зависимости от силы землетрясения).
Предсказать землетрясение практически невозможно.
Цунами (от японского «волна в гавани»)- гигантская волна, возникающая на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов.
При средней глубине 4000 метров скорость распространения цунами 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500—1000 километров. При выходе волн на мелководье, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать высоты до 30—40 метров. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.
Цунами в Японии
2011г.
Наука, занимающаяся изучением
землетрясений, называется
сейсмология («сейсмос»- колебания).
Прибор для
Регистрации
движения
в земной коре –
сейсмограф.
Прогноз землетрясений
В областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, чем дольше нет землетрясения, тем вероятность сильного землетрясения возрастает.
Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды.
Необычное поведение животных: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокоятся, пытаются покинуть помещение. Эти симптомы усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.
Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.
Сила землетрясения измеряется в баллах
1 балл- колебания ощущаются исключительно приборами. Человек колебаний не ощущает.
2 балла- колебания могут почувствовать только люди, что находятся в спокойном, неподвижном состоянии.
3 балла- колебания чувствуют некоторые люди, находящиеся дома.
4 балла- колебания чувствует большинство людей. В зданиях могут дребезжать стекла.
5 баллов- колебания могут разбудить спящего человека. В помещениях нетрудно заметить раскачивание висячих предметов (например, ламп или люстр).
6 баллов- зданиям наносятся некоторые косметические повреждения, в штукатурке могут возникать небольшие трещины.
7 баллов- неизбежны трещины в штукатурке, ее частичное разрушение. Возникают трещины в стенах, а в некоторых зданиях возникает угроза частичных обрушений.
8 баллов- существенные конструктивные повреждения зданий: крупные трещины в стенах, обрушение балконов, карнизов и дымовых труб.
9 баллов- в некоторых зданиях возникают обвалы, обрушение перекрытий и стен.
10 баллов- большинство зданий находятся под угрозой обрушения. На поверхности земли возникают трещины шириной до 1 метра.
11 баллов- полномасштабное обрушение всех построек и конструкций, крупные обвалы в горах, большое количество крупных трещин на поверхности земли.
12 баллов- изменение рельефа местности вплоть до неузнаваемости. Катастрофические последствия землетрясений.
Самые разрушительные землетрясения в истории
№
1
Год
2
Дата
2010
3
1976
Страна
12 января
4
28 июля
2004
Эпицентр
Гаити
5
1923
26 декабря
в 22 км от Порт-о-Пренс
Сила землетрясения
Китай
6
1948
1 сентября
Таншан/провинция Хэбэй
Индонезия
Погибших
7.0
7
1939
6 октября
Суматра
Япония
8.2
232 000
2005
27 декабря
8
в 90 км от Токио
Туркменская ССР
9.1 - 9.3
230 000*
9
8 октября
2008
Ашхабад
Турция
8.3
230 000
10
12 мая
1970
Эрзинджан
Пакистан
9.0 - 10.0
174 000**
11
31 мая
1990
Кашмир
Китай
110 000
8.0
2003
12
21 июня
Сычуань
Перу
100 000
7.6
26 декабря
в 25 км от Чимботе
Иран
13
1939
7.8
84 000
24 января
Гилян
Иран
1950
14
69 000
7.7
Бам
15 августа
Чили
67 000
7.7
15
1978
Консепсьон
6.3
40 000
Индия
16 сентября
16
1985
35 000
8.8
Ассам
19-20 сентября
Иран
17
1988
30 000
Тебес
9.0
Мексика
7 декабря
18
1976
30 000
7.8
Мехико
4 февраля
Армения
2001
19
25 000
Спитак
8.1
Гватемала
26 января
1999
20
25 000
в 160 км от столицы
6.9
17 августа
Индия
21
1970
25 000
Бхудж
7.5
5 января
Турция
22
1960
23 000
Измит
7.7 - 7.9
Китай
29 февраля
1993
20 000
7.4
Юньнань
Марокко
30 сентября
17 000
7.7
Агадир
Индия
15 621
5,9
штат Махараштра
12 000
6.0
10 000
Вулканы
Вулкан – это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород
Вулкан – это геологическое образование,
возникшее над трещиной в земной коре, по
которой извергается на земную поверхность
лава.
Типы вулканов
Картина «Последний день Помпеи»
Гейзеры- это источники,периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность.
Долина гейзеров на п-ве Камчатка
Выберите правильный ответ.
1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:
а) эпицентр б) очаг в) сейсмограф г) жерло
2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются:
а) тектоническими в) сейсмически активными
б) литосферными г) сейсмически устойчивыми.
3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется:
а) конусовидный б) щитовой.
4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется:
Вулкан – это ... , в верхней части которой есть углубление - ... . Излившаяся на поверхность магма называется ... . Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии называется ... .
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
Плешаков А. А., Сонин Н. И., Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.