kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку географии и природоведения "Землетрясения и вулканы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Землетрясения и вулканы. Презентация может быть использована в 5 классе, в курсе природоведения, в 5 классе в курсе география (по ФГОС) и в курсе география 6 класса при изучении темы "Землетрясения и вулканы" Цель урока: - осознание и осмысление информации о природных явлениях, - познакомить учащихся с видами движения земной коры, - сформировать представление о происхождении землетрясения и вулкана, цунами и гейзера. Задачи: сформировать представление о землетрясениях, причинах их возникновения, распространения, методах изучения; о вулканизме и вулканах, основных районах вулканизма. Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь. Содержание: что такое землетрясения, причины возникновения землетрясения, чем страшны землетрясения, где происходят, для чего изучают. Что такое цунами, почему происходит цунами, где чаще всего бываю цунами. Что такое вулканы и вулканизм. Где наблюдается вулканизм. Что такое гейзеры и где встречаются. Термины и понятия:землетрясение; очаг и эпицентр землетрясения; сила землетрясения; сейсмически активные зоны земли; сейсмограф; извержение вулкана; вулкан; кратер, жерло, очаг вулкана;действующий, потухший вулкан; гейзер, цунами. Географические названия: сейсмически активные зоны: Тихоокеанский, Средиземноморско-Азиатский; вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Эльбрус, Аконкагуа, Кракатау; острова: Исландия, Новая Зеландия; полуостров Камчатка; горы Анды, Кавказ; Тихий океан. Виды деятельности учащихся: определение по карте места нахождения вулканов, сейсмических поясов, мест образования гейзеров, приводить примеры действующих и потухших вулканов, нанесение вулканов на контурную карту. Описание землетрясения по картине К. Брюллова "Последний день Помпеи". Выполнение теста на закрепление изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку географии и природоведения "Землетрясения и вулканы". »

Землетрясения и вулканы Цель урока: - осознание и осмысление информации о природных явлениях, - познакомить учащихся с видами движения земной коры, - сформировать представление о происхождении землетрясения и  вулкана, цунами и гейзера. Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь. Составил: Белицкая Т.Н, учитель географии  МБОУ «Марьевская ООШ им. В.Д. Федорова», д. Марьевка, Яйского р-на, Кемеровской обл. .

Землетрясения и вулканы

Цель урока:

- осознание и осмысление информации о природных явлениях,

- познакомить учащихся с видами движения земной коры,

- сформировать представление о происхождении землетрясения и

вулкана, цунами и гейзера.

Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь.

Составил: Белицкая Т.Н, учитель географии МБОУ «Марьевская ООШ им. В.Д. Федорова», д. Марьевка, Яйского р-на, Кемеровской обл.

.

Землетрясения  Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности.  Землетрясение происходит тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.  Это грозное природное явление .

Землетрясения

Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности.

Землетрясение происходит тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.

Это грозное природное явление .

Схема землетрясения  эпицентр  очаг

Схема землетрясения

эпицентр

очаг

Чем страшны землетрясения?

Чем страшны землетрясения?

  • Землетрясения страшны внезапностью.
  • В эпицентре происходят большие разрушения, а порой и изменение ландшафта в целом (в зависимости от силы землетрясения).
  • Предсказать землетрясение практически невозможно.
Цунами (от японского «волна в гавани»)- гигантская волна, возникающая на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов. При средней глубине 4000 метров скорость распространения цунами 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500—1000 километров. При выходе волн на мелководье, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать высоты до 30—40 метров. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.

Цунами (от японского «волна в гавани»)- гигантская волна, возникающая на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов.

При средней глубине 4000 метров скорость распространения цунами 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500—1000 километров. При выходе волн на мелководье, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать высоты до 30—40 метров. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.

Цунами в Японии  2011г.
  • Цунами в Японии
  • 2011г.
Наука, занимающаяся изучением  землетрясений, называется  сейсмология («сейсмос»- колебания). Прибор для Регистрации  движения в земной коре – сейсмограф.

Наука, занимающаяся изучением

землетрясений, называется

сейсмология («сейсмос»- колебания).

Прибор для

Регистрации

движения

в земной коре –

сейсмограф.

Прогноз землетрясений

Прогноз землетрясений

  • В областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, чем дольше нет землетрясения, тем вероятность сильного землетрясения возрастает.
  • Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды.
  • Необычное поведение животных: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокоятся, пытаются покинуть помещение. Эти симптомы усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.
Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.

Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.

Сила землетрясения измеряется в баллах

Сила землетрясения измеряется в баллах

  • 1 балл - колебания ощущаются исключительно приборами. Человек колебаний не ощущает.
  • 2 балла - колебания могут почувствовать только люди, что находятся в спокойном, неподвижном состоянии.
  • 3 балла - колебания чувствуют некоторые люди, находящиеся дома.
  • 4 балла - колебания чувствует большинство людей. В зданиях могут дребезжать стекла.
  • 5 баллов - колебания могут разбудить спящего человека. В помещениях нетрудно заметить раскачивание висячих предметов (например, ламп или люстр).
  • 6 баллов - зданиям наносятся некоторые косметические повреждения, в штукатурке могут возникать небольшие трещины.
  • 7 баллов - неизбежны трещины в штукатурке, ее частичное разрушение. Возникают трещины в стенах, а в некоторых зданиях возникает угроза частичных обрушений.
  • 8 баллов - существенные конструктивные повреждения зданий: крупные трещины в стенах, обрушение балконов, карнизов и дымовых труб.
  • 9 баллов - в некоторых зданиях возникают обвалы, обрушение перекрытий и стен.
  • 10 баллов - большинство зданий находятся под угрозой обрушения. На поверхности земли возникают трещины шириной до 1 метра.
  • 11 баллов - полномасштабное обрушение всех построек и конструкций, крупные обвалы в горах, большое количество крупных трещин на поверхности земли.
  • 12 баллов - изменение рельефа местности вплоть до неузнаваемости. Катастрофические последствия землетрясений.
Самые разрушительные землетрясения в истории № 1 Год 2 Дата 2010 3 1976 Страна 12 января 4 28 июля 2004 Эпицентр Гаити 5 1923 26 декабря в 22 км от Порт-о-Пренс Сила землетрясения Китай 6 1948 1 сентября Таншан/провинция Хэбэй Индонезия Погибших 7.0 7 1939 6 октября Суматра Япония 8.2 232 000 2005 27 декабря 8 в 90 км от Токио Туркменская ССР 9.1 - 9.3 230 000* 9 8 октября 2008 Ашхабад Турция 8.3 230 000 10 12 мая 1970 Эрзинджан Пакистан 9.0 - 10.0 174 000** 11 31 мая 1990 Кашмир Китай 110 000 8.0 2003 12 21 июня Сычуань Перу 100 000 7.6 26 декабря в 25 км от Чимботе Иран 13 1939 7.8 84 000 24 января Гилян Иран 1950 14 69 000 7.7 Бам 15 августа Чили 67 000 7.7 15 1978 Консепсьон 6.3 40 000 Индия 16 сентября 16 1985 35 000 8.8 Ассам 19-20 сентября Иран 17 1988 30 000 Тебес 9.0 Мексика 7 декабря 18 1976 30 000 7.8 Мехико 4 февраля Армения 2001 19 25 000 Спитак 8.1 Гватемала 26 января 1999 20 25 000 в 160 км от столицы 6.9 17 августа Индия 21 1970 25 000 Бхудж 7.5 5 января Турция 22 1960 23 000 Измит 7.7 - 7.9 Китай 29 февраля 1993 20 000 7.4 Юньнань Марокко 30 сентября 17 000 7.7 Агадир Индия 15 621 5,9 штат Махараштра 12 000 6.0 10 000

Самые разрушительные землетрясения в истории

1

Год

2

Дата

2010

3

1976

Страна

12 января

4

28 июля

2004

Эпицентр

Гаити

5

1923

26 декабря

в 22 км от Порт-о-Пренс

Сила землетрясения

Китай

6

1948

1 сентября

Таншан/провинция Хэбэй

Индонезия

Погибших

7.0

7

1939

6 октября

Суматра

Япония

8.2

232 000

2005

27 декабря

8

в 90 км от Токио

Туркменская ССР

9.1 - 9.3

230 000*

9

8 октября

2008

Ашхабад

Турция

8.3

230 000

10

12 мая

1970

Эрзинджан

Пакистан

9.0 - 10.0

174 000**

11

31 мая

1990

Кашмир

Китай

110 000

8.0

2003

12

21 июня

Сычуань

Перу

100 000

7.6

26 декабря

в 25 км от Чимботе

Иран

13

1939

7.8

84 000

24 января

Гилян

Иран

1950

14

69 000

7.7

Бам

15 августа

Чили

67 000

7.7

15

1978

Консепсьон

6.3

40 000

Индия

16 сентября

16

1985

35 000

8.8

Ассам

19-20 сентября

Иран

17

1988

30 000

Тебес

9.0

Мексика

7 декабря

18

1976

30 000

7.8

Мехико

4 февраля

Армения

2001

19

25 000

Спитак

8.1

Гватемала

26 января

1999

20

25 000

в 160 км от столицы

6.9

17 августа

Индия

21

1970

25 000

Бхудж

7.5

5 января

Турция

22

1960

23 000

Измит

7.7 - 7.9

Китай

29 февраля

1993

20 000

7.4

Юньнань

Марокко

30 сентября

17 000

7.7

Агадир

Индия

15 621

5,9

штат Махараштра

12 000

6.0

10 000

Вулканы Вулкан – это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность  лава.

Вулканы

Вулкан – это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород

Вулкан – это геологическое образование,

возникшее над трещиной в земной коре, по

которой извергается на земную поверхность

лава.

Типы вулканов

Типы вулканов

Картина «Последний день Помпеи»

Картина «Последний день Помпеи»

Гейзеры- это источники,периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность. Долина гейзеров на п-ве Камчатка

Гейзеры- это источники,периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность.

Долина гейзеров на п-ве Камчатка

Выберите правильный ответ. 1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется: а) эпицентр б) очаг в) сейсмограф  г) жерло 2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются: а) тектоническими   в) сейсмически активными б) литосферными   г) сейсмически устойчивыми. 3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется: а) конусовидный б) щитовой. 4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется: а) потухший б) действующий. 5. В глубине вулкана находится: а) кратер  б) лава  в) очаг магмы г) вулканическая бомба. 6. Вставьте пропущенное слово. Вулкан – это ... , в верхней части которой есть углубление - ... . Излившаяся на поверхность магма называется ... . Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии называется ... . Словарные слова: лава, гора, кратер, Ключевская Сопка.

Выберите правильный ответ.

1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:

а) эпицентр б) очаг в) сейсмограф г) жерло

2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются:

а) тектоническими в) сейсмически активными

б) литосферными г) сейсмически устойчивыми.

3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется:

а) конусовидный б) щитовой.

4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется:

а) потухший б) действующий.

5. В глубине вулкана находится:

а) кратер б) лава в) очаг магмы г) вулканическая бомба.

6. Вставьте пропущенное слово.

Вулкан – это ... , в верхней части которой есть углубление - ... . Излившаяся на поверхность магма называется ... . Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии называется ... .

Словарные слова: лава, гора, кратер, Ключевская Сопка.

Домашнее задание ( в зависимости от курса в котором использования презентация ): - прочитать § 15,ответить на вопросы учебника стр.101-102 (учебник 6 кл.География Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.), -прочитать стр.72-76, ответить на вопросы стр.77 (учебник Природоведение. 5 кл. Плешаков А.А., Сонин Н.И.) -прочитать: 1 урок- §25, ответить на вопросы стр.98, творческое задание 6, 2 рок -§26, ответить на вопросы стр.103. (География. Землеведение. 5-6 кл. Дронов В.П., Савельева Л.Е.)

Домашнее задание ( в зависимости от курса в котором использования презентация ):

- прочитать § 15,ответить на вопросы учебника стр.101-102 (учебник 6 кл.География Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.),

-прочитать стр.72-76, ответить на вопросы стр.77 (учебник Природоведение. 5 кл. Плешаков А.А., Сонин Н.И.)

-прочитать: 1 урок- §25, ответить на вопросы стр.98, творческое задание 6,

2 рок -§26, ответить на вопросы стр.103. (География. Землеведение. 5-6 кл. Дронов В.П., Савельева Л.Е.)

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы

  • http://images.yandex.ru/
  • http://vulcanism.ru/volcano-types.html
  • http://www.google.ru/imgres?imgurl
  • edgarcaysi.narod.ruzemlyatreseniya.html
  • http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2013/01/22045-1440x900.jpg
  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  • Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
  • Плешаков А. А., Сонин Н. И., Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  • Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Дронов В.П., Савельева Л.Е., География.Землеведение. 5-6 кл.: учебник-4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку географии и природоведения "Землетрясения и вулканы".

Автор: Белицкая Татьяна Николаевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Открытый урок по природоведению  с применением элементов сингапурской методике.   Тема "Суша земли. Материки". "
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-s-primienieniiem-eliemientov-singhapurskoi-mietodikie-tiema-susha-ziemli-matieriki"
    ["file_id"] => string(6) "100921"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402399576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства