Урок по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека"
Урок по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека"
Тема урока – «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» (слайд 1)
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока : Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности.
Оборудование:
ОБЖ –учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
Мультимедийный компьютер
Презентация «Загрязнение окружающей природной среды»
Рассмотренные вопросы:
1. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды
2. Загрязнение атмосферы, почвы, и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
3. Влияние последствий загрязнения природной среды на здоровье человека
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека" »
Урок основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе
Тема 4 Экология и безопасность
Тема урока – «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» (слайд 1)
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока : Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности.
Оборудование:
ОБЖ –учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
Мультимедийный компьютер
Презентация «Загрязнение окружающей природной среды»
Этапы урока и хронометраж:
Орг.момент -1 мин.
Актуализация знаний – 5-6 мин.
Новая тема – 18-20 мин.
Закрепление – 8-9 мин.
Рефлексия -5 мин.
Домашнее задание – 3 мин.
Содержание урока
Орг.момент
- Здравствуйте ребята, мы сегодня с вами приступим к изучению новой темы «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».
Запишите тему урока в тетрадь. Тема очень интересная и близкая всем нам. Надеюсь каждый из вас примет активное участие в уроке и получит новые знания и хорошие оценки.
- Мы рассмотрим вопросы:
Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды.
Загрязнение атмосферы, почвы и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
Влияние последствий загрязнения природной среды на здоровья человека.
Актуализация знаний.
- Вы знаете, что качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды.
- Что необходимо людям для полноценного и здорового существования? (ответы учащихся)
- А что произойдет, если природная среда будет загрязнена? (ответы учащихся)
(загрязнение природной среды представляет угрозу для человека)
Новая тема
- Сегодня мы рассмотрим много понятий:
- окружающая среда – чистый воздух, чистая вода и плодородная почва (слайд 2)
- природная среда (природа) – совокупность объектов материального мира в естественном состоянии, не являющиеся продуктом трудовой деятельности человека (слайд 3)
- биосфера – оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов (слайд 4)
Различие живой и неживой природы состоит в способах использования энергии:
- живые существа улавливают энергию, удерживают её в виде сложных органических соединений, передают её друг другу, преобразовывают в механическую, электрическую, тепловую и т.д. Человек – часть живой природы (слайд 5)
- неживые тела преимущественно рассеивают энергию, например, нагреваются (слайд 6)
- На уроках биологии и географии вы уже получали знания о том, что все в природе взаимосвязано. И человек тоже часть природы. Зная о том, что территория нашей страны богата полезными ископаемыми, растительностью, озерами, реками и т.д., мы не заботимся о сохранении природного богатства. Кажется, что оно неисчерпаемо. Проблема состоит в том, что человек рассматривает окружающую среду как источник ресурсов, возвращая обратно в основном отходы (мусор). Сейчас состояние биосферы и существование самого человека под угрозой, т.к. только 2% используется, 98% возвращается в виде отходов. Происходит загрязнение окружающей среды, что наносит вред здоровью самого человека.
- давайте послушаем сообщение ученика: сколько лет разлагаются разные виды мусора (задание дано заранее – найти в Интернете, библиотеке) (слайд 7)
(При рассказе обратить внимание на чрезвычайную важность и актуальность проблемы отходов и изменить свое отношение к мусору; в какой экологической обстановке будут расти дети и внуки, если некоторые виды мусора разлагаются более 100 лет, выделяя токсичные соединения).
- Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Разработаны ПДК вредных веществ в воде, воздухе, почве для каждого вещества (стр. 79 учебника).
- Рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей природной среды по направлениям: загрязнение атмосферы, почв, вод.
(В ходе самостоятельной работы учащихся учитель координирует работу, отвечает на вопросы учащихся, проверяет правильность выполнения заданий. Просит более способных учащихся озвучить ответы, для того чтобы остальные могли справиться с заданием).
-Давайте подведем итог: (обобщение результатов работы):
основные источники загрязнения предприятия топливно-энергетического цикла, транспорт, промышленные предприятия и т.д.
Загрязнение окружающей природной среды негативно влияет на органы дыхания, центральную нервную системы, кровообращения, возникают онкологические заболевания и т.д.
Физкультминутка
- Мы с вами уже знаем, что загрязнение природной среды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии и приводит к негативным последствиям:
(Слайд 9)
ЧС экологического характера
ЧС суши (почвы)
ЧС в атмосфере
ЧС в гидросфере
ЧС в биосфере
Выработка недр – оползни, просадки
Изменения погоды, в результате деятельности человека
Загрязнение источников питьевой воды
Исчезновение видов животных и растений
Выброс тяжелых металлов
Превышение ПДК
Истощение водных ресурсов
Опустынивание
территорий
Заболачивание почв, эрозия почв
«Кислородный голод» в городах
Загрязнение внутренних морей и мирового океана
Уменьшение способности биосферы к воспроизводству новых ресурсов
Переполнение свалок промышленными и бытовыми отходами
Разрушение озонового слоя
Массовая гибель животных
- Рассмотрите предложенную схему.
- Привести примеры, подтверждающие данные таблицы. (обсуждение)
- Итак, подведем итог. К чему приводит загрязнение окружающей среды?
Примерные ответы учащихся:
к разрушению озонового слоя
изменению климата,
гибели флоры и фауны,
ускоренному разрушению объектов,
снижению урожайности,
ухудшению качества продукции.
А всё вместе к ухудшению здоровья и благополучия человека
- Формирование у каждого человека экологического мировоззрения и экологической культуры для защиты окружающей природной среды и сохранения человека как вида на Земле от самоуничтожения важно начинать с самого раннего возраста.
- Существуют качества человека, которые характеризуют экологическую культуру.
- Используя материал учебника на стр. 82,83. выполните задание, заполнив таблицу (слайд 10)
Качества человека
Качества, способствующие формированию экологической культуры человека
- Как вы думаете, что конкретно каждый из Вас может сделать уже сегодня для сохранения окружающей природной среды нашего поселка? (Ответы учащихся)
- Как вы думаете, для того чтобы было чище у нас в поселке, что необходимо сделать? (увеличить количество урн для сбора мусора и правильно их использовать).
-Для этого нам надо разделиться на группы, для подготовки выступления по данному вопросу в классах школы, собрать подписи учащихся для обращения в администрацию поселения с просьбой установки дополнительного количества урн для мусора.
- На следующем уроке подведем итог нашей работы.
- если в ходе работы у вас будут возникать вопросы, подходите, вместе их решим.
Закрепление нового материала
- Как влияет жизнедеятельность человека на загрязнение окружающей среды.
- Как происходит загрязнение атмосферы, почвы и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
- Назовите основные источники загрязнения окружающей среды?
- воздух (выбросы вредных веществ промышленными предприятиями, транспортом, энергетикой)