kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОБЖ 8 класс " Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ 8 класс " Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека"»

Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

ЦЕЛЬ:

1.Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье человека.

2.Воспитательная- воспитывать у детей ответственность и заботу за состояние окружающей среды и своего здоровья.

3.Развивающая-развивать у детей чувство ответственности за загрязнение окружающей среды. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник. тетрадь, компьютер, презентация


Ход урока:


Организационный момент

1.Проверка наличия учащихся в классе и их готовности к уроку-2 мин.

Проверка домашнего задания

2.Краткое повторение прошлой темы - 5 мин.

3.Опрос учащихся по домашнему заданию(фронтальный0


Сообщение темы и целей урока


Работа над новым материалом

  1. Рассказ учителя

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это не­обходимо людям для полноценного и здорового существования. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вред­ных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйствен­ных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представля­ет угрозу для здоровья человека.

Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естествен­ном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности чел овека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельно­стью живых организмов, называется биосферой.(запись в тетрадь)

  1. Беседа с учащимися

Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?

Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), пе­редавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основ­ном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от приро­ды ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязне­ние атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную сре­ду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы кон­центрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безо­пасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают ка­ких-либо болезненных изменений в организме человека.

3. знакомство с источниками загрязнения атмосферы, почвы ,вод

Загрязнение атмосферы

ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, поч­вы). В Российской Федерации ПДК устанавливается для каждого вред­ного вещества.

К основным источникам загрязнения атмосферы относятся пред­приятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промыш­ленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообраз­ными примесями, в других — взвешенными частицами.

Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.

Взвешенные частицы представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.

Внимание!

Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металла­ми. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасыва­ется в воздух с выхлопными газами экомобилей.

Загрязнение почв

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их со­единения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды1, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.

Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсо-держащих пестицидов, которые используются для предпосевного

1 Пестицидыхимические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как прави­ло, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Запомните!

Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наибо­лее массовый и опасный характер. Соединения свинца использу­ются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свин­цового загрязнения природной среды. Содержание свинца в поч­вах зависит от расположения автодорог и плотности автомобиль­ного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных ав­томагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радио­активных отходов промышленных предприятий или научно-исследо­вательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в рас­тения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.



Загрязнение вод

Автомагистраль (на 1500 м в обе стороны почвы загрязнены свинцом)

Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в результате естественных выхо­дов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.

Внимание!

Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспор­те, в коммунально-бытовом хозяйстве.

Загрязнение водной среды также происходит в результате поступ­ления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сель­скохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов.

Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат зна­чительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).

Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда элек­тростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают со­держание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровож­даются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей ка­чества воды.

Запомните!

Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям су­ществующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наме­тились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказыва­ются на здоровье человека и состоянии генетического фонда че­ловечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необ­ратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все про­цессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производ­ственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого чело­века реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

Закрепление материала

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду?

  2. Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания?

  3. Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?

  4. Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды?

  5. Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?

Домашнее задание

Составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания и их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в тетрадь, посоветовавшись предварительно с преподавателем ОБЖ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шуличенко Александр Николаевич

Дата: 15.02.2020

Номер свидетельства: 539775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок ОБЖ в 8 классе. Загрязнение окружающей природной среды и здоровья человека "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-obzh-v-8-klassie-zaghriaznieniie-okruzhaiushchiei-prirodnoi-sriedy-i-zdorov-ia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "182497"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425542340"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока ОБЖ в 6 классе по теме :"Влияние окружающей среды на здоровье человека." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-obzh-v-6-klassie-po-tiemie-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "241354"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445237934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План - конспект урока по ОБЖ для 11 класса "Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-11-klassa-zashchita-chielovieka-v-opasnykh-i-chriezvychainykh-situatsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138819"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612254"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства