Тема: "ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Тема: "ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Нет на нашей планете места, где бы не жил человек. И всегда на здоровье людей влияют различные природные факторы. С одной стороны они для нас полезны и человек использует их, чтоб укрепить свое здоровье, сделать свою жизнь комфортной. Но с другой стороны люди еще не достаточно научились управлять Природой и, сами прирдные факторы могут нести в себе различные опасности. Урок ознакомит учащихся с такими понятиями: "погода", "климат", "что влияет на погоду" и "как защитить себя от переохлождения или перегрева"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"»
Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №2
Учитель по «Основам здоровья» Марина Наталья Николаевна
Урок по «Основам здоровья» для 6-го класса
Урок: изучение новой темы. Практическая работа.
Слайд №1 (тема урока)
ТЕМА УРОКА:
«ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. КЛИМАТ И ЗДОРОВЬЕ. ПОДБОР ОДЕЖДЫ ПО ПОГОДЕ И СЕЗОНУ»
Слайд №2 (цель урока)
ЦЕЛЬ УРОКА:
узнать:
-что такое климат, погода;
-как различные погодные и климатические условия влияют на здоровье и, как организм человека приспосабливается к изменениям погодных условий;
Проанализировать:
-влияние природных факторов, климатических и погодных условий на жизнь и здоровье людей;
Исследовать:
-положительное и отрицательное влияние природных факторов на здоровье человека;
Научиться:
-подбирать одежду по погоде и сезону.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
-учебник «Основы здоровья» для 6-го класса;
-рабочая тетрадь;
-карточки для формирования групп;
-магнитная доска;
-картинки на магнитах для оформления времен года;
-бумажная кукла и набор одежды по погоде и сезону;
-компьютер, экран, компьютерная презентация слайдов по теме.
Слайд №3 (структура урока)
СТРУКТУРА УРОКА:
*организационный момент – 0,5 мин.
*проверка домашнего задания – 3 мин.
*актуализация опорных знаний – 3 мин.
*сообщение темы и целей урока – 1 мин.
*изучение нового материала:
-работа в группах – 6 мин.
-лекция с элементами беседы – 3 мин.
*ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА – 1 мин.
-работа в парах с учебником и терминами – 6 мин.
*ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
-работа в группах – 13,5 мин.
*подведение итогов урока -3 мин.
*оценивание работы учеников на уроке – 3 мин.
*домашнее задание – 2 мин.
Слайд №4 (проверка Д/З)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Вопросы:
Что такое окружающая среда? Назовите виды окружающей среды.
Объясните, что значит среда «социальная», «искусственная», «природная».
Какие компоненты природной среды вы знаете? Назовите примеры живых и неживых компонентов природной среды. Как человек их использует в своей жизни?
Расскажите о влиянии природных факторов на здоровье человека.
Как человек использует солнце, воздух, воду? Что вы знаете о закаливании?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
Слайды № 5,6,7.
В пятом классе мы говорили о том, чем человек отличается от животных.
- Чем же? (назовите одно, но самое основное отличие)
Правильно. Животные приспосабливаются к природным условиям: шерстка меняет цвет, становится более пушистой, некоторые животные впадают в спячку и т. д..
- А как человек приспосабливает природу к своим потребностям?
Слайды №8,9.
Человек берет у Природы ресурсы (запасы): воду, нефть, газ, растения, энергию солнца, ветров и т. д., все это перерабатывает и изготовляет предметы быта; строит дома, заводы, дворцы, машины; ткани , из которых шьет одежду, обувь; осваивает земли, моря и океаны, космос; готовит себе пищу, обогревается и т.д.
Слайд №10 (сообщение темы урока)
ТЕМА нашего урока:
«ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. КЛИМАТ И ЗДОРОВЬЕ. ПОДБОР ОДЕЖДЫ ПО ПОГОДЕ И СЕЗОНУ»
(ученики записывают тему урока в тетрадь)
Слайд №11 (сообщение целей урока)
Цель нашего урока:
узнать:
-что такое климат, погода;
-как различные погодные и климатические условия влияют на здоровье и, как организм человека приспосабливается к изменениям этих условий;
Проанализировать:
-влияние природных факторов, климатических и погодных условий на жизнь и здоровье людей;
Исследовать:
-положительное и отрицательное влияние природных факторов на здоровье человека;
Научиться:
-подбирать одежду по погоде и сезону.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Нет на нашей планете места , где бы не жил человек. И всегда на людей влияют природные факторы. С одной стороны они для нас полезны и человек использует их, чтоб сделать свою жизнь комфортной. Но с другой стороны, люди еще не достаточно научились управлять Природой и сами природные факторы могут нести в себе различные опасности.
(С помощью карточек класс объединяется в 3 группы.)
Задание:
Каждой группе необходимо заполнить таблицу:
«Позитивное и негативное влияние фактора природной среды».
Группа 1 – «Солнце»
Группа 2 – «Растения»
Группа 3 – «Вода»
Слайд № 12 (таблица)
Компонент природной среды
Позитивное влияние
Негативное влияние
Вывод
Солнце
Дает жизнь всем живым организмам на Земле; дает энергию, свет, тепло, здоровье
Могут возникать пожары от высокой температуры воздуха; засухи, может быть причиной теплового или солнечного удара, ожогов на коже
Благодаря солнцу мы живем, укрепляем здоровье. Иногда оно может быть опасным
Растения
Поглощают углекислый газ, вырабатывают кислород; могут быть для человека пищей, лекарством, сырьем для изготовления одежды, предметов быта, строительного материала
Бывают ядовитыми, могут вызывать отравления, ожоги, аллергию
Человек использует растения в своих нуждах, но они иногда могут быть опасными
Вода
Без воды не может жить ни один живой организм, вода входит в состав всего живого на планете; Люди используют ее для приготовления пищи, утоления жажды, укрепления здоровья, гигиены
Существуют опасные природные стихии: ливень, шторм, цунами, наводнение. В водоеме человек может утонуть
Вода – источник жизни на Земле, но иногда она может быть опасной
Презентация работы групп.
Слайды № 13, 14, 15, 16, 17, 18 (видеоряд различных природных зон)
На нашей планете существуют различные природные зоны: где-то всегда холодно - земля покрыта снегами и окована вечными льдами; где-то всегда тепло и светит солнце; где-то бушует океан; где-то – горы; где-то степи или луга; где-то леса…
Под воздействием ветров, солнечной радиации, рельефа земной поверхности и других факторов формируется климат.
-Знаете ли вы, что такое климат?
Многолетний режим погоды, присущий определенной местности, называется КЛИМАТОМ.
В местности, где мы с вами проживаем, ярко выражены времена года.
-Назовите их.
Правильно. Каждое из них отличается своими погодными условиями.
Слайд №19 (валеологическая пауза)
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
(ученики выполняют упражнения, проговаривая слова. Исходное положение – сидя за партой)
Потянулись и прогнулись,
Потянулись и прогнулись.
Наклонились, наклонились,
Удивились, удивились.
Выросли и потянулись –
Небу, солнцу улыбнулись!
Повернулись, повернулись
И, как кошечки, прогнулись.
И к уроку все вернулись.
Слайд №20 (тема урока)
РАБОТА В ПАРАХ.
Работа с учебником и терминами. Задание:
-прочитать текст учебника стр. 15-16;
-выполнить самостоятельную работу (задание №1) стр. 17-18 рис.8
-выписать определения: что такое климат, погода.
Слайд №21 (климат, погода)
Вопросы:
-Что такое климат?
(Многолетний режим погоды, присущий определенной местности)
-Что такое погода?
(состояние нижнего слоя атмосферы в данное время на данной местности)
-Что влияет на погоду?
(Рельеф земной поверхности, ветра, солнечная радиация и другие факторы)
Слайд №22 (люди в одеждах)
-Как человек защищает себя от переохлаждения или перегревания?
( надевает одежду, обувь)
-Комментарии по стр.18 рис.8
Слайд №23 (для чего нужна одежда)
-Для чего нужна одежда человеку?
(Защитить себя от переохлаждения или перегревания организма)
Слайд №24 (какой должна быть одежда - схема)
-Какой должна быть одежда?
(Соответствовать погоде и сезону, удобной, эстетичной, соответствовать возрасту , быть из натуральных материалов, соответствовать размеру)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Слайд №25 (тема и цели практической работы)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Тема практической работы:
«ПОДБОР ОДЕЖДЫ ПО ПОГОДЕ И СЕЗОНУ»
Цель практической работы:
Проанализировать:
-влияние природных факторов, климатических и погодных условий на жизнь и здоровье людей;
Научиться:
-подбирать одежду по погоде и сезону.
( Ученики класса объединяются в 4 группы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).
Слайд №26 (Задания практической работы)
Задания практической работы:
Назвать различные факторы данного времени года (гололед, дождь, снегопад, жара, ветер, град и т.п.) и рассказать, как они могут повлиять на здоровье, как организму приспособиться к изменениям погодных условий.
Прокомментировать ситуацию.
Выбрать предложенную одежду. Одеть по погоде и сезону бумажную куклу Алису
Сделать вывод.
Презентация.
Слайд №27 (ситуация «Осень»)
Осень. Моросит холодный дождик. Лена и Саша идут со школы домой. Утром дождя не было, одеты они очень легко. Холодно! Саша накинул на голову капюшон, а Лена сказала: «Ничего страшного, не растаю, не сахарная! Приду домой, попью горячего чаю»…
Слайд №28 (ситуация «Зима»)
Зима. Гололед. Марина собирается на день рождения подруги. Подруга живет на соседней улице. Марина хочет выглядеть очень хорошо. Она надевает сапожки на высоком каблуке, шубку… «Шапку я не буду надевать, а то испорчу прическу!» - подумала она и вышла на улицу…
Слайд №29 (ситуация «Весна»)
Весна! Подруги зовут Иру поиграть на улице. Ира недавно болела. И, хотя на улице светит весеннее солнце, и через окно кажется, что тепло, Ира одела шапочку, куртку, джинсы, ботинки и еще завязала на шею шарфик…
Слайд №30 (ситуация «Лето»)
Лето! Славик и Миша собрались на рыбалку. Ставок в трех километрах от города. Миша предложил ехать на велосипедах. В сторону ставка ехать легко: все время с горы, а назад – придется идти и тащить велосипед…
Слава обул кроссовки; одел бейсболку, футболку и шорты.
Миша обул шлепанцы; одел майку и джинсы…
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
Вопросы:
-Что нового вы узнали на этом уроке?
Слайд №31 (какой должна быть одежда)
-Какой должна быть одежда? (Это задание учащиеся выполняют на магнитной доске с помощью карточек)
-Для чего вам нужны эти знания?
-Где и когда вы сможете полученные на уроке знания применить в жизни?
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Слайд №32 (домашнее задание)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать параграф 3, стр.14-18. Отвечать на вопросы стр.19
Привести в порядок свою одежду, подготовить ее к зимнему сезону.
(по желанию) Нарисовать куклу – мальчика и изготовить для него одежду по погоде и сезону.