Класс | 8 |
Предмет | Основы безопасности жизнедеятельности |
Авторы учебника | А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников |
Тема | Причины дорожно-транспортных происшествий (4 урок в учебной программе) |
Тип урока | Изучение новой темы, комбинированный |
Материально-техническое оснащение | Интерактивная доска, проектор, презентация, видеофильм, карточки с заданиями |
Цель | обучающая: закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения; рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий. развивающая: развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные - безопасные и неправильные - опасные. воспитательная: воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах. |
Задачи | - расширить знания учащихся о причинах дорожно-транспортных происшествий; - развить у обучающихся навыки анализа различных ситуаций; - активизировать внимание к проблеме, показав ее значимость; - формировать умение обосновывать свою точку зрения, свое суждение на проблему. |
Основные термины, понятия | Дорожно-транспортное происшествие, пешеход, пассажир, водитель, автомобиль, дорога, транспортные средства. |
Планируемые результаты | личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе; - навыки сотрудничества в разных ситуациях; - способность к самооценке. метапредметные: - навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей. предметные: - опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в поселке или городе в целом; - значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов; - виды автомашин специального назначения и особенность их движения; - значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств; - виды перекрёстков. |
Формы работы | групповая, индивидуальная, игровая с элементами дискуссии |
Этапы урока | Организационный Мотивация к учебной деятельности Изучение нового учебного материала Этап закрепления новых знаний и способов действий. Динамическая пауза Диагностика прочности усвоения знаний Объяснение домашнего задания Рефлексия |
Этапы урока, роль учителя проведении игры | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся с УУД |
Этап. Организационный Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. Роль учителя - инструктор | Презентация.(ссылка на презентацию см. в документе "Ссылки")Слайд 1. -Добрый день, друзья! Я рада видеть вас на уроке ихочу поделиться с вами хорошим настроением. У меня на столе лежат смайлики разных цветов. Возьмите себе того цвета смайлик, какое у вас данный момент настроение. Приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку. Распределяет обучающихся на 3 группы. На столе лежат смайлики трех цветов (красный, желтый, зеленый). (Приложение 5) Ученики выбирают по желанию, рассаживаются за столы в соответствующим с цветом. Слайд 2. - Ребята, вы уже обратили внимание, что у вас на столах стоят таблички с названиями групп: группа «Водителей», группа «Пассажиров» и группа «Пешеходов». (Приложение 6) Я сегодня буду в роли инспектора ГИБДД. | - Здравствуйте! Приветствуют учителя. Занимают свои места согласно цветам смайлика. Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками. |
Этап. Мотивация к учебной деятельности Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Роль учителя - инструктор | - Скажите, пожалуйста, каких цветов у вас смайлики? Вам ничего не напоминают эти цвета? - Правильно! Сигналы светофора. Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке. Но для того, чтобы вам было понятнее, предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. Слайд 3. Просмотр видеофрагмент. Постановка проблемы определения темы и цели урока. Слайд 4. - Правильно! Тема нашего урока «Причины дорожно-транспортных происшествий». | - Красные, желтые, зеленые. Смотрят видеофрагмент. Определяют тему урока и цели.
Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. |
Этап. Изучение нового учебного материала Цель: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний. Роль учителя - инструктор | Слайд 5. В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств, как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества. ЭТО ИНТЕРЕСНО Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта. И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырьё для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов. Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как, ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей. Печальная статистика в России В первой половине 2015 года в России произошло 76199 дорожно-транспортных происшествий. Число погибших в этих происшествиях за первые шесть месяцев 2015 года – 9712 человек, а получили травмы 99740 человек. Статистика Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн. единиц. По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в России высокие темпы автомобилизации сохранятся, и уровень насыщения автотранспортными средствами достигнет 370-440 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый третий житель будет водителем). В 2000-2003 гг. этот уровень составил примерно 230-250 транспортных средств на 1000 жителей. Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП. Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г. Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинённой материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации). В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн. получают телесные повреждения. | Слушают учителя. Помечают основные моменты в рабочей тетради. Познавательные: умение слушать и понимать информацию, осуществлять решение учебных задач операции анализа, делать обобщения и выводы. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки и оценивать одноклассников. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся, проявлять в некоторых случаях помощь, оценивать собственную учебную деятельность, причины неудач. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и отвечать на вопросы.
Записывают определение ДТП в тетрадь. |
Этап закрепления новых знаний и способов действий. Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию. Ролевая игра «Письмо инспектору ГИБДД». Роль учителя - инструктор | Слайд 6. Каждую минуту на дорогах страны происходят дорожно-транспортные происшествия по вине водителей, пешеходов, пассажиров. Участники происшествия не всегда понимают свою вину, нарушая правила дорожного движения. Много жалоб приходит на адрес инспектора ГИБДД. Слайд 7. Сегодня мы будем его помощниками и рассмотрим с позиции своих ролей нарушения ПДД и кто в этом виноват. Предлагаю свои предложения написать в письме инспектору ГИБДД. Наблюдение и корректировка действий ребят. | Обучающиеся работают в группах. Личностные: ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: умение вести самостоятельный отбор информации; умение выполнять учебное действие. Познавательные: уметь планировать, анализировать свою работу; строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение работать в группе. |
Дискуссия по письмам. Роль учителя – зачинщик опасной ситуации | Слайд 8. Предлагаю вам озвучить результаты вашей работы и активно поучаствовать в дискуссии. Каждая группа зачитывает свое письмо. Затем обсуждают. Учитель задает провокационные вопросы. | Обсуждают, высказывают свои мнения. |
Мозговой штурм. Роль учителя - инструктор | Слайд 9. Следующая наша работа будет по карточкам с ситуационной задачей. Каждой группе выдается карточка с заданием. Слайд 10Ваша задача назвать нарушения, которые могут случиться в данной ситуации по вине водителя, пешехода и пассажира, правильно ответить на все вопросы и набрать максимальное количество баллов. (Приложение 7) Слайд 11, 12, 13 Учитель направляет, помогает. | Обсуждают, отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свои мнения, отстаивают свою позицию. |
Этап. Динамическая пауза. Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой. Роль учителя - инструктор | Слайд 14.Раз мы с вами сегодня говорим о правилах дорожного движения, поэтому и отдохнем вместе со светофором. Физминутка "Светофор" В Светофор мы поиграем Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали …(потягиваемся) В Светофор мы поиграем, (ходьба на месте) Руки, ноги разминаем (встряхивание руками и ногами) Красный свет нам «Стой!» кричит, Ждать зелёного велит. Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад. И вперёд (наклоны) Влево, вправо поворот (повороты туловища) Вот и жёлтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, (рывки руками перед грудью) Начинаем, детвора! (ходьба на месте) Вверх поднимем, вниз опустим, Пролетим как самолёт. (прыжки) Вот зелёный загорелся, Можно нам идти вперёд. | Обучающиеся выполняют физические упражнения. Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Этап. Диагностика прочности усвоения знаний Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения. Роль учителя - инструктор | Слайд 15, 16 После веселого отдыха предлагаю ответить на вопросы теста «Правила дорожного движения».(Приложение 8) После выполнения теста необходимо выполнить взаимопроверку в группах. Слайд 17. Подведем итоги работы по тесту. Заполните листы самооценки и озвучьте свой результат. Какая из групп поработала наиболее плодотворно. Выставление оценок в листе самооценки и взаимооценки работы в группе. (Приложение 9) | Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Регулятивные: оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: уважительное отношение к мнению других, осуществлять взаимный контроль; выстраивать понятные для партнера высказывания. Предметные: знание правил дорожного движения. |
Этап. Объяснение домашнего задания Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Роль учителя - инструктор | Слайд 18. Домашнее задание (по выбору): - нарисовать плакат - призыв «Соблюдай правила дорожного движения!» - придумать рекламный слоган «Соблюдай правила дорожного движения!» - создать видеоролик «Будь осторожен на дороге!» | Ученики записывают задание в дневник. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной целипостроение логической цепи рассуждений самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации умение слушать. |
Этап. Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Роль учителя - инструктор | Слайд 19. К нам в гости прошел участковый уполномоченный полиции Усов Сергей Андреевич. Расскажите нам о вашем впечатлении, об уроке, как ребята исполнили свои роли? И в завершении нашего урока прошу вас, ребята поделиться своими впечатлениями. Слайд 20. - Были ли в вашей жизни ситуации связанные с ДТП? - Обсуждали ли вы с кем-нибудь причины, по которым происходят аварии на дорогах? - Что вы нового узнали на уроке? -Какие идеи пришли вам в голову при решении задач, решаемых на уроке? - Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо. До свидания. | Обучающиеся высказывают свои впечатления об уроке.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: умение систематизировать знания по теме «Причины дорожно-транспортных происшествий». |