«Ориентирование на местности».
Малышев Михаил Сергеевич.
С.Нарышкино. 2017г.
Комбинированный.
ОБЖ. Учебник для 6 класса Смирнов А.Т., Б.О. Хренников М.:»Просвещение», 2016г.
1 Сформировать представление о понятии «ориентирование на местности» и способах ориентирования.
2 Развивать у учащихся навыки необходимые для обеспечения личной безопасности в условиях автономии.
3 Воспитывать инициативу и находчивость.
1. Подвести к выведению понятия, что такое «ориентирование на местности».
2. Организовать групповую работу по знакомству с различными инструментами, приспособлениями и методами определения сторон горизонта на местности.
3. Отработать с учащимися способы определения сторон горизонта по компасу, солнцу и народным приметам.
4.Включить учащихся в рефлексивно-оценочную деятельность.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверяется готовность учащихся и класса к уроку. Самоорганизованность учащихся. Приветствие. | Развитие действий: Личностные - ответственность, добросовестность, дисциплина. Регулятивные - самоорганизация, Коммуникативные - умение прекратить общение для работы совместно с учителем для организации взаимодействия во время учебного процесса. |
Подготовка к основному этапу занятия. | Доведение темы, определения целей урока, актуализация. | Личностные – практическая направленность информации, понимание значимости данной информации так как от нее может зависеть жизнь и здоровье. Регулятивные - оценка значимости темы, возможности применения в будущем, уточнение цели применительно к себе, выявление препятствий в овладении знаниями или выявление вопросов которые нужно подробно разобрать. Познавательные – постановка цели. Коммуникативные – способность слушать. |
Изучение нового материала. | Рассматриваются материалы урока, обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание. Предлагается ответить на следующие вопросы: - Что называется ориентированием? - из каких составляющих оно состоит? - какие способы определения сторон горизонта существуют, и как с их помощью определить стороны света?
| Личностные - внимание, осмысление, направленность на практику. Регулятивные - деятельность в соответствии с поставленными целями в начале урока, прогнозирование возможных ситуаций для применения знаний, соотнесение с примерами из жизни; Самопроверка полученных знаний и алгоритмов действий; Познавательные - осмысление полученной информации, построение картины важности ориентирования и способов определения сторон горизонта. Коммуникативные - учет позиции педагога, сверстников; Доведение своей точки зрения; задавать вопросы к тем деталям которые оказались не рассмотрены или недостаточно поняты. |
Первичная проверка понимания. | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Выборочный опрос учащихся. | Личностные – активность, дисциплинированность. Регулятивные – планирование ответа, коррекция поступившей информации. Познавательные – воспроизведение информации. Коммуникативные – чувство такта при ответах окружающих. |
Закрепление пройденного материала. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации (Самостоятельное выполнение заданий в знакомой и измененной ситуации) Возможно работа по группам: класс разбивается на 3 группы и каждой представляется картина. | Личностные - решение представленных ситуаций , выполнение нестандартных заданий. Регулятивные – постановка задачи, организация ее решения, проверка, представление результата. Познавательные – поиск поставленной задачи. Коммуникативные – аргументация выбранного решения. |
Обобщение и систематизация знаний. | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме (систематизация, классификация способов ориентирования, выявление закономерностей в процессе ориентирования... взаимосвязь с другими учебными предметами). | Личностные – системность, ответственность. Регулятивные – систематизация знаний, оценка их усвоения. Познавательные – выявление закономерностей и обобщение материала. Коммуникативные – взаимодействие с учителем и со сверстниками. |
Контроль и самопроверка знаний. | Выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий по ориентированию, обеспечение их коррекции. | Личностные – самоконтроль. Регулятивные – оценка усвоения знаний, проверяется правильность усвоения. Познавательные – анализ выполненной работы. Коммуникативные – обсуждение темы с выявлением недочетов и пробелов в своих знаниях и знаниях окружающих. |
Подведение итогов занятия. | Дается анализ и оценка успешности достижения цели и намечается перспектива дальнейшей работы. | Личностные – самоанализ учащихся. Регулятивные – подведение итогов, ставятся задачи на будущие занятия. Коммуникативные – принятие общего мнения о достижении поставленных целей или нет. |
Рефлексия. | Учащиеся мобилизуются на рефлексию своего поведения (мотивация, способы деятельности, обобщение). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Организация проведения рефлексии, обсуждение и изучение точки зрения других учеников (возможна работа в парах или группах 3-5 человек) | Личностные – определение ценности информации для жизни и обеспечения безопасности в условиях автономии. Регулятивные – постановка цели рефлексии, выявление мотивов деятельности на уроке, прогнозирование сфер применения данных знаний и умений, оценка качества и прочности полученной информации. Познавательные – проведение анализа и систематизации, оценки практической направленности полученных знаний и умений Коммуникативные – выражение эмоциональной оценки урока, значимости для себя и окружающих, изучение их мнений при несоответствии и нахождение компромисса. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. На дом можно задать расположение дома или входа в дом относительно сторон света. Проверка соответствующих записей. | Личностные – ответственность, добросовестность. Регулятивные – оценка полученных знаний, практическая отработка дома. Познавательные – работа над заданием на местности. |