Урок ОБЖ в 8 классе по теме:" Пожары" из раздела чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения,защита населения от их последствий.Цель урока: Изучить причины,классификацию,условия возникновения пожаров. Классификация пожаров: По внешним признакам- наружные и внутренние; открытые и скрытые По масштабам и интенсивности пожары подразделяются на отдельные, массовые и огненный шторм. По месту возникновения - в зданиях и сооружениях; на скрытых площадях складов; на горючих массивах. По времени начала тушения : Не запущенные и запущенные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ф.И.О. учителя : Кондаков Игорь Викторович Предмет: основы безопасности жизнедеятельности Класс: 8
Тема:Пожары
УМК: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рабочая программа разработана на основе Госстандартов среднего общего образования, авт. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Цель урока: формировать умение школьников самостоятельно работать, изучать учебный материал в процессе изучения причин, классификации, условий возникновения пожаров.
Задачи урока:
Общеобразовательная: изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров.
Воспитательная: воспитывать осторожное отношение к огню, формировать навыки безопасного поведения.
Развивающая: развитие умений самостоятельно работать с комплексной разнообразной информацией .
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Место урока в теме: урок 4 из 15 уроков, отведенных на изучение раздела "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий".
Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе
Этап урока
Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции
Организационный момент
(2 мин.)
Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Учитель приветствует класс.
Проверяет готовность к уроку.
Контролируют готовность к уроку.
Концентрация внимания.
Учащиеся приветствуют учителя.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
(7 мин)
Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.
Формирование личностных УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных ценностей.
Предыдущий урок мы посвятили изучению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Что же такое ЧС техногенного характера? Какие три признака ЧС техногенного характера выделяет Федеральный закон?
Вы изучили классификацию ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Проверим, как вы усвоили этот материал.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Тестовый опрос.
На выполнение этого задания отводится 5 минут.
Подпишите работы и сдайте. На следующем уроке будут объявлены оценки.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания .
Выполняют тесты письменно.
Проверка правильности выполнения тестов.
Изучение нового учебного материала.
(18 мин)
Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по усвоению новых знаний. Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров.
Формирование Регулятивных УУД: целеполагание, планирование, Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Рассказ учителя:
Согласно греческой мифологии бог Прометей похитил с Олимпа огонь и подарил его людям. Однако, приучив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага, ищущего малейшую возможность продемонстрировать свою силу и независимость. Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение - это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Следовательно, пожар можно прекратить
Только в 2014 году в России произошло более 160 тыс. пожаров, в которых погибло около 10,5 тыс. человек.
Переходим к изучению новой темы: Пожары.
Цель нашего урока: Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров.
Что же такое «пожар»? Попробуйте сформулировать: чем пожар отличается от костра? Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
При каких условиях возникает пожар?
Рассмотрим плакат «Условия возникновения пожара». Мы видим, что таких условий 3:
Это наличие
- горючего вещества,
- окислителя,
- источника воспламенения.
Слайд№3
Для современного человека особенно опасны пожары, которые происходят при возгорании зданий.
Пожары в зданиях характеризуются:
- быстрым повышением температуры;
- задымлением помещений;
-распространением огня открытым путем;
- потерей конструкциями несущей способности.
Поэтому очень важна характеристика материалов с точки зрения их огнестойкости. Рассмотрим схему 2. На какие же группы по степени огнестойкости делятся строительные и отделочные материалы? (горючие, трудногорючие и негорючие)
Впишите в таблицу название строительных материалов.
Проверим, что у вас получилось.
Первая группа озвучит горючие материалы. Вторая – трудногорючие, третья – негорючие.
Классификация пожаров: По внешним признакам- наружные и внутренние; открытые и скрытые По масштабам и интенсивности пожары подразделяются на отдельные, массовые и огненный шторм. По месту возникновения - в зданиях и сооружениях; на скрытых площадях складов; на горючих массивах. По времени начала тушения : Не запущенные и запущенные. Давайте разберемся в этом материале. .
Слайд №4
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Записывают в тетради тему урока. Совместно с учителем формируют цель урока.
Анализ схемы.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Работа в группах. Классификация данных с опорой на схему.
Работа с учебником.
Работа в группах с текстом учебника.
Анализ текстового материала, классификация фактов.
Закрепление учебного материала
( 9 мин)
Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Развивать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.
Следующий этап нашего урока - просмотр видеоролика.
(Видеоролик «Причины пожара в жилище. Правила поведения при пожаре» - 6,5 мин)
Что же вы узнали из этого фильма?
Отчего в квартире может возникнуть пожар?
Как надо вести себя при пожаре в жилище?
Ученики отвечают на тестовые задания.
Применение знаний в знакомой и измененной ситуации.
Смотрят видеофрагмент. Анализируют сюжет. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.
Подведение итогов
(2 мин)
Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Формирование Регулятивных УУД: контроль, оценка
Задает вопросы по материалу урока:
Что вы узнали из сегодняшнего урока?
Что понравилось?
Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?
Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки,
дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации)
Обобщают полученные знания;
выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.
Задание на дом.
(2 мин)
Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает задание на дом.
Проверка соответствующих записей.
Домашнее задание.
Составить план-конспект по вопросам:
Возможные последствия пожаров (п.2.4.)
Правила безопасного поведения при пожарах (п.2.5.)
Задание понятно? Вопросы есть?
Урок окончен.
Записывают домашнее задание в дневник.
Знакомятся с объемом домашнего задания.
Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания
ТестыпоОбЖ 8 кл.Приложение №1
Производственныеаварииикатастрофы
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ЧС экологического характера;
б) ЧС природного характера;
в) ЧС техногенного характера;
г) стихийным бедствиям.
2. Авария это ЧС:
а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;
4. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают:
а) локальными (объектовыми);
б) местными;
в) районными;
г) территориальными;
д) региональными;
е) федеральными.
5. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей, либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, это:
а) аварийный объект;
б) потенциально опасный объект;
в) катастрофически опасный объект.
6. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:
а) в местном отделении милиции;
б) в местном органе санитарно-экологического надзора;
в) в местном органе госпожнадзора;
г) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.