Цель урока: изучить и закрепить знания учащихся по теме «Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров».
Задачи урока:
- дать общее представление о действии населения в зоне лесного пожара;
- отработать теоретические знания правильного поведения при пожаре;
- воспитать смелость, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации «Природного пожара».
Тип урока: урок, проверки полученных знаний и раскрывающий содержание новой темы.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Контроль знаний по теме «Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий».
1. С чего начинается профилактика лесных и торфяных пожаров?
2. К зоне активной охране лесов какая их площадь относится?
3. Что относится к этой зоне?
4. Что играет большую роль в профилактике пожаров? Что необходимо помнить каждому человеку?
5 Перечислите действия, которые нежелательно делать в лесу в сухую и жаркую погоду.
6. Как происходит оповещение о пожаре?
7. Как производится защита строений при угрозе пожара?
- Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.
4. Этап усвоения новых знаний.
Если от туристского костра произошло загорание в лесу, то нужно попытаться сразу его ликвидировать. Зону огня следует всеми имеющимися силами оцепить. При этом каждому человеку отводится для тушения часть кромки огня.
Простейшим способом тушения пожара является его захлестывание, сбивание пламени с помощью веток, мешковины, кусков брезента.
В туристских походах можно использовать чехлы от палаток, одеяла и другие подручные средства. Удары надо производить наклонно в направлении выгоревшей площади с последующим сметанием горящих частиц в обгоревшую сторону.
При тушении способом засыпки огня грунтом участники тушения двигаются один за другим - первый подавляет кромку пожара, разбрасывая на нее грунт, можно с водой, второй подавляет тлеющие участки горения ногами, ветками, вениками или другими названными средствами.
Другим способом тушения массовых пожаров является пуск встречного низового огня (отжиг) от опорной полосы.
Для этого выбирается река, дорога, берег озера, просека, болото или создается полоса на местности шириной не менее 30-40 см, очищенная от горящих материалов, или перекопанная. Опорная полоса должна полностью окружить очаг пожара (быть замкнутой) ил своими концами упереться в препятствия, которые могут задержать продвижение огня (реки, дороги, озера и др.).
Отжиг производится двумя группами. Группы начинают его против центра фронта пожара, а затем продолжают, расходясь по опорной полосе в противоположные стороны. Каждая группа начинает вначале зажигать надпочвенный покров на участке 20-30 м. Следующий участок зажигается после того, как огонь отойдет от опорной полосы на 2-3 м.
Лесной пожар локализуется также водой с помощью насосов, если в районе пожара имеются водоисточники.
Для локализации подземного (торфяного) пожара необходимо вокруг очага прокопать оградительную канаву шириной 0,7-1 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод, срубить и оттащить в сторону от пожара растущие вдоль канавы деревья и кустарники, края (откосы) канавы посыпать грунтом.
Слабые степные пожары тушатся захлестыванием кромки огня, применением воды и химикатов. Более сильные пожары локализуются путем устройства заградительных полос шириной до 20 м (края которых опахиваются (окапываются), а середина выжигается). Степные пожары, распространяющиеся со скоростью 15-20 км/ч локализуются и тушатся путем отжига. Пуск встречного огня производится одновременно по всему фронту.
Следует знать, что в целях предохранения от неблагоприятных воздействий дыма и высоких температур человек в непосредственной близости от огня может находиться не более получаса, после чего ему необходимо отдохнуть 20-30 минут вне зоны задымления и теплового воздействия.
До начала работ по тушения пожара нужно определить места укрытия от огня (овраги, водоемы, ямы) и
пути подхода к ним. В случае усиления опасности участники тушения пожара предупреждаются установленными для этого звуковыми сигналами.
В каждой группе по тушению пожара должен быть назначен старший, а также выделен наблюдатель, следящий за направлением распространения огня и падающими деревьями. В случае угрозы окружения огнем старший обязан вывести группу в безопасное место. Выходить из зоны лесного пожара нужно навстречу ветру, используя открытые пространства - поляны, просеки, дороги, реки. При необходимости прохода через зону горения следует задержать дыхание или использовать простейшие повязки, платки, шарфы, чтобы при вдохе не обжечь дыхательные пути, не наглотаться дыма. 3агоревгпуюся одежду необходимо тушить водой или набрасыванием брезента, одеяла. Нельзя бежать в загоревшейся одежде - это раздувает огонь. Лучше сбросить ее или загасить, катаясь по земле.
Особую опасность в зоне пожара представляют падающие деревья, подгоревшие с корней. Поэтому входить без надобности в зону пожара не следует. Безопаснее работать в сапогах, в брезентовой или мокрой одежде и в каске (либо другом головном уборе с дополнительной прокладкой из бумаги, картона).
Тушение подземных пожаров требует дополнительной предосторожности. Кромка таких пожаров не всегда заметна и можно провалиться в выгоревшую яму. Во избежание несчастных случаев продвигаться по торфяному полю нужно только группами. Возглавляющий группу, должен постоянно прощупывать шестом торфяной грунт по направлению движения. Хорошо иметь запас воды, рукавицы и трос.
Активные и правильные действия в зоне пожара, дисциплина в группе и взаимовыручка позволяют уменьшить его угрозу для жизни и здоровья людей. Немалое значение имеют такие качества, как психологическая готовность к решительным действиям. Но при этом не следует пренебрегать опасностью. Например, запрещается устраивать ночлег в зоне действующего пожара. Место отдыха и ночлега должно располагаться не ближе 400 м от локализованной части пожара. Его следует окопать полосами шириной не менее двух метров. Должны быть предусмотрены меры предосторожности на случай внезапного приближения огня - запасы грунты, воды, посменное дежурство.
Успешная борьба с массовыми лесными и торфяными пожарами во многом зависит от смелых, инициативных действий всех граждан, оказавшихся в зоне пожара, их предусмотрительности и осторожности, твердых знаний и соблюдения требований безопасности.
5. Закрепление полученных знаний.
Ребята расскажите, какие методы тушения пожара вы узнали на сегодняшнем уроке?
6. Постановка домашнего задания.
- Запишите домашнее задание.
7. Подведение итогов.
- Сегодня мы изучили с вами новую тему, кто мне подскажет, как она называлась?
- Спасибо.
- Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Спасибо за внимание. Урок закончен. До свидания!
Комментарии к уроку
Настроить учеников на урок.
(1 минута)
Всесторонняя проверка домашнего задания. (15 минут)
предполагаемые ответы:
- Она начинается с организации наблюдения и быстрого тушения загорания.
- 2/3 общей площади лесного фонда Российской Федерации.
3. этой зоне относится практически вся европейская часть страны, а также южные и центральные районы Сибири и Дальнего Востока.
4. Большую роль в профилактике пожаров играет воспитательная работа со всеми лицами, бывающими в лесных массивах, а также ограничительные (режимные) меры, экологическая культура каждого из нас. Необходимо помнить, что в пожароопасный сезон в лесу крайне опасно:- бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу;- употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;- оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином (иным горючим веществом) обтирочный материал.
5. Очень опасно в сухую и жаркую погоду заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
6. Жители района, в котором возникла опасность лесных или торфяных пожаров, оповещаются об угрозе или о факте возникновения конкретного пожара, направлении его движения и опасности распространения на жилые фонды и другие объекты. Оповещение проводится по местным и ведомственным радиосетям, всеми другими доступными средствами.
7. Защита строений от возгорания производится путем непрерывного наблюдения за горящими фрагментами и искрами, летящими на них, немедленного подавления отдельных возгораний на постройках водой, песком, другими средствами и способами огнетушения. В случае угрозы жизни населения от массовых пожаров из населенных пунктов организуется его эвакуация (вывод и вывоз) в безопасные места.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (3 минуты)
(17 минут)
Учащиеся записывают в тетрадь способы тушения пожара.
Каждый способ учащиеся описывают.
Защита от дыма и высокой температуры записывается в тетрадь.
Методу тушения одежды учащиеся также записывают в тетрадь.
Несколько учеников рассказывают методы тушения пожаров.
минуты.
Параграф № 6.4 учить, а параграфы № 6.1.-6.3 повторяем. На следующем уроке будет контрольная работа.
- Учащиеся рассказывают новые, получившие для себя знания.
Выставляются оценки за опрос по домашнему заданию и тем, кто активно работал на уроке.
Все выставляемые оценки объясняются.