kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Меры безопасности в зоне лесных пожаров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить и закрепить знания учащихся по теме «Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров».

Задачи урока:

  • дать общее представление о действии населения в зоне лесного пожара;
  • отработать теоретические знания правильного поведения при пожаре;
  • воспитать смелость, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации «Природного пожара».

 

Тип урока: урок, проверки полученных знаний и раскрывающий содержание новой темы.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока:

1.     Организационный момент.

2.     Контроль знаний по теме  «Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий».

1.                      С чего начинается профилактика лесных и торфяных пожаров?

2.                      К зоне активной охране лесов какая их площадь относится?

3.                      Что относится к этой зоне?

4.                      Что играет большую роль в профилактике пожаров? Что необходимо помнить каждому человеку?

5                      Перечислите действия, которые нежелательно делать в лесу в сухую и жаркую погоду.

6.                      Как происходит оповещение о пожаре?

7.                      Как производится защита строений при угрозе пожара?

  1. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.

4.     Этап усвоения новых знаний.

Если от туристского костра произошло загорание в лесу, то нужно попытаться сразу его ликвидировать. Зону огня следует всеми имеющимися силами оцепить. При этом каждому человеку отводится для тушения часть кромки огня.

Простейшим способом тушения пожара является его захлестывание, сбивание пламени с помощью веток, мешковины, кусков брезента.

В ту­ристских походах можно использовать чехлы от пала­ток, одеяла и другие подручные средства. Удары надо производить наклонно в направлении выгоревшей площади с последующим сметанием горящих частиц в обгоревшую сторону.

При тушении способом засыпки огня грунтом участники тушения двигаются один за другим - первый подавляет кромку пожара, разбрасывая на нее грунт, можно с водой, второй подавляет тлеющие участ­ки горения ногами, ветками, вениками или другими названными средствами.

Другим способом тушения массовых пожаров явля­ется пуск встречного низового огня (отжиг) от опорной полосы.

Для этого выбирается река, дорога, берег озера, просека, болото или создается полоса на местности шириной не менее 30-40 см, очищенная от горящих материалов, или перекопанная. Опорная полоса должна полностью окружить очаг пожара (быть замкнутой) ил своими концами упереться в препятствия, которые могут задержать продвижение огня (реки, дороги, озера и др.).

Отжиг производится двумя группами. Группы начинают его против центра фронта пожара, а затем продолжают, расходясь по опорной полосе в противо­положные стороны. Каждая группа начинает вначале зажигать надпочвенный покров на участке 20-30 м. Следующий участок зажигается после того, как огонь отойдет от опорной полосы на 2-3 м.

Лесной пожар локализуется также водой с помощью насосов, если в районе пожара имеются водоисточники.

Для локализации подземного (торфяного) пожара необходимо вокруг очага прокопать оградительную канаву шириной 0,7-1 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод, срубить и оттащить в сторону от пожара растущие вдоль канавы деревья и кустарники, края (откосы) канавы посыпать грунтом.

Слабые степные пожары тушатся захлестыванием кромки огня, применением воды и химикатов. Более сильные пожары локализуются путем устройства заградительных полос шириной до 20 м (края которых опахиваются (окапываются), а середина выжигается). Степные пожары, распространяющиеся со скоростью 15-20 км/ч локализуются и тушатся путем отжига. Пуск встречного огня производится одновременно по всему фронту.

Следует знать, что в целях предохранения от неблаго­приятных воздействий дыма и высоких температур человек в непосредственной близости от огня может находиться не более получаса, после чего ему необходи­мо отдохнуть 20-30 минут вне зоны задымления и теплового воздействия.

До начала работ по тушения пожара нужно опреде­лить места укрытия от огня (овраги, водоемы, ямы) и

пути подхода к ним. В случае усиления опасности участники тушения пожара предупреждаются установ­ленными для этого звуковыми сигналами.

В каждой группе по тушению пожара должен быть назначен старший, а также выделен наблюдатель, следящий за направлением распространения огня и падающими деревьями. В случае угрозы окружения огнем старший обязан вывести группу в безопасное место. Выходить из зоны лесного пожара нужно навстречу ветру, используя открытые пространства - поляны, просеки, дороги, реки. При необходимости прохода через зону горения следует задержать дыха­ние или использовать простейшие повязки, платки, шарфы, чтобы при вдохе не обжечь дыхательные пути, не наглотаться дыма. 3агоревгпуюся одежду не­обходимо тушить водой или набрасыванием брезента, одеяла. Нельзя бежать в загоревшейся одежде - это раздувает огонь. Лучше сбросить ее или загасить, катаясь по земле.

Особую опасность в зоне пожара представляют па­дающие деревья, подгоревшие с корней. Поэтому входить без надобности в зону пожара не следует. Безопаснее работать в сапогах, в брезентовой или мокрой одежде и в каске (либо другом головном уборе с дополнительной прокладкой из бумаги, картона).

Тушение подземных пожаров требует дополни­тельной предосторожности. Кромка таких пожаров не всегда заметна и можно провалиться в выгоревшую яму. Во избежание несчастных случаев продвигаться по торфяному полю нужно только группами. Возглав­ляющий группу, должен постоянно прощупывать шестом торфяной грунт по направлению движения. Хорошо иметь запас воды, рукавицы и трос.

Активные и правильные действия в зоне пожара, дисциплина в группе и взаимовыручка позволяют уменьшить его угрозу для жизни и здоровья людей. Немалое значение имеют такие качества, как психологи­ческая готовность к решительным действиям. Но при этом не следует пренебрегать опасностью. Например, запрещается устраивать ночлег в зоне действующего пожара. Место отдыха и ночлега должно располагаться не ближе 400 м от локализованной части пожара. Его следует окопать полосами шириной не менее двух метров. Должны быть предусмотрены меры предосто­рожности на случай внезапного приближения огня - запасы грунты, воды, посменное дежурство.

Успешная борьба с массовыми лесными и торфяными пожарами во многом зависит от смелых, инициативных действий всех граждан, оказавшихся в зоне пожара, их предусмотрительности и осторожности, твердых знаний и соблюдения требований безопасности.

5.     Закрепление полученных  знаний.

Ребята расскажите, какие методы тушения пожара вы узнали на сегодняшнем уроке?

6.     Постановка домашнего задания.

- Запишите домашнее задание.

7.     Подведение итогов.

- Сегодня мы изучили с вами новую тему, кто мне подскажет, как она называлась?

- Спасибо.

- Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?

- Спасибо за внимание. Урок закончен. До свидания!

Комментарии к уроку

Настроить учеников на урок.

(1 минута)

Всесторонняя проверка домашнего задания. (15 минут) 

предполагаемые ответы:

  1. Она начинается с организации наблюдения и быстрого тушения загорания.
  2. 2/3 общей площади лесного фонда Российской Федерации.

3. этой зоне относится практически вся европейская часть страны, а также южные и центральные районы Сибири и Дальнего Востока.

4. Большую роль в профилактике пожаров играет воспитательная работа со всеми лицами, бывающими в лесных массивах, а также ограничи­тельные (режимные) меры, экологическая культура каждого из нас. Необходимо помнить, что в пожароопасный сезон в лесу крайне опасно:- бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу;- употреблять при охоте пыжи из легковоспла­меняющихся или тлеющих материалов;- оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином (иным горючим веществом) обтирочный материал.

5. Очень опасно в сухую и жаркую погоду заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неис­правной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

6. Жители района, в котором возникла опасность лес­ных или торфяных пожаров, оповещаются об угрозе или о факте возникновения конкретного пожара, направ­лении его движения и опасности распространения на жилые фонды и другие объекты. Оповещение прово­дится по местным и ведомственным радиосетям, всеми другими доступными средствами.

7. Защита строений от возгорания производится путем непрерывного наблюдения за горящими фрагментами и искрами, летящими на них, немедленного подавления отдельных возгораний на постройках водой, песком, другими средствами и способами огнетушения. В случае угрозы жизни населения от массовых пожаров из населенных пунктов организуется его эвакуация (вывод и вывоз) в безопасные места.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (3 минуты)

(17 минут)            

Учащиеся записывают в тетрадь способы тушения пожара.

Каждый способ учащиеся описывают.

Защита от дыма и высокой температуры записывается в тетрадь.

Методу тушения одежды учащиеся также записывают в тетрадь.

Несколько учеников рассказывают методы тушения пожаров.

 минуты.

Параграф № 6.4 учить, а параграфы № 6.1.-6.3 повторяем. На следующем уроке будет контрольная работа.

- Учащиеся рассказывают новые, получившие для себя знания.

Выставляются оценки за опрос по домашнему заданию и тем, кто активно работал на уроке.

Все выставляемые оценки объясняются.

Просмотр содержимого документа
«Меры безопасности в зоне лесных пожаров»

. План-конспект урока по теме: «Меры безопасности в зоне лесных пожаров».

Тема урока: «Меры безопасности в зоне лесных пожаров».

Цель урока: изучить и закрепить знания учащихся по теме «Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров».

Задачи урока:

  • дать общее представление о действии населения в зоне лесного пожара;

  • отработать теоретические знания правильного поведения при пожаре;

  • воспитать смелость, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации «Природного пожара».


Тип урока: урок, проверки полученных знаний и раскрывающий содержание новой темы.



Вид урока: комбинированный.



Ход урока:




  1. Организационный момент.



  1. Контроль знаний по теме «Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий».

  1. С чего начинается профилактика лесных и торфяных пожаров?

  2. К зоне активной охране лесов какая их площадь относится?

  3. Что относится к этой зоне?





  1. Что играет большую роль в профилактике пожаров? Что необходимо помнить каждому человеку?


















  1. Перечислите действия, которые нежелательно делать в лесу в сухую и жаркую погоду.









  1. Как происходит оповещение о пожаре?













  1. Как производится защита строений при угрозе пожара?



















  1. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.

  1. Этап усвоения новых знаний.

Если от туристского костра произошло загорание в лесу, то нужно попытаться сразу его ликвидировать. Зону огня следует всеми имеющимися силами оцепить. При этом каждому человеку отводится для тушения часть кромки огня.

Простейшим способом тушения пожара является его захлестывание, сбивание пламени с помощью веток, мешковины, кусков брезента.

В ту­ристских походах можно использовать чехлы от пала­ток, одеяла и другие подручные средства. Удары надо производить наклонно в направлении выгоревшей площади с последующим сметанием горящих частиц в обгоревшую сторону.

При тушении способом засыпки огня грунтом участники тушения двигаются один за другим - первый подавляет кромку пожара, разбрасывая на нее грунт, можно с водой, второй подавляет тлеющие участ­ки горения ногами, ветками, вениками или другими названными средствами.

Другим способом тушения массовых пожаров явля­ется пуск встречного низового огня (отжиг) от опорной полосы.

Для этого выбирается река, дорога, берег озера, просека, болото или создается полоса на местности шириной не менее 30-40 см, очищенная от горящих материалов, или перекопанная. Опорная полоса должна полностью окружить очаг пожара (быть замкнутой) ил своими концами упереться в препятствия, которые могут задержать продвижение огня (реки, дороги, озера и др.).

Отжиг производится двумя группами. Группы начинают его против центра фронта пожара, а затем продолжают, расходясь по опорной полосе в противо­положные стороны. Каждая группа начинает вначале зажигать надпочвенный покров на участке 20-30 м. Следующий участок зажигается после того, как огонь отойдет от опорной полосы на 2-3 м.

Лесной пожар локализуется также водой с помощью насосов, если в районе пожара имеются водоисточники.

Для локализации подземного (торфяного) пожара необходимо вокруг очага прокопать оградительную канаву шириной 0,7-1 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод, срубить и оттащить в сторону от пожара растущие вдоль канавы деревья и кустарники, края (откосы) канавы посыпать грунтом.

Слабые степные пожары тушатся захлестыванием кромки огня, применением воды и химикатов. Более сильные пожары локализуются путем устройства заградительных полос шириной до 20 м (края которых опахиваются (окапываются), а середина выжигается). Степные пожары, распространяющиеся со скоростью 15-20 км/ч локализуются и тушатся путем отжига. Пуск встречного огня производится одновременно по всему фронту.

Следует знать, что в целях предохранения от неблаго­приятных воздействий дыма и высоких температур человек в непосредственной близости от огня может находиться не более получаса, после чего ему необходи­мо отдохнуть 20-30 минут вне зоны задымления и теплового воздействия.

До начала работ по тушения пожара нужно опреде­лить места укрытия от огня (овраги, водоемы, ямы) и

пути подхода к ним. В случае усиления опасности участники тушения пожара предупреждаются установ­ленными для этого звуковыми сигналами.

В каждой группе по тушению пожара должен быть назначен старший, а также выделен наблюдатель, следящий за направлением распространения огня и падающими деревьями. В случае угрозы окружения огнем старший обязан вывести группу в безопасное место. Выходить из зоны лесного пожара нужно навстречу ветру, используя открытые пространства - поляны, просеки, дороги, реки. При необходимости прохода через зону горения следует задержать дыха­ние или использовать простейшие повязки, платки, шарфы, чтобы при вдохе не обжечь дыхательные пути, не наглотаться дыма. 3агоревгпуюся одежду не­обходимо тушить водой или набрасыванием брезента, одеяла. Нельзя бежать в загоревшейся одежде - это раздувает огонь. Лучше сбросить ее или загасить, катаясь по земле.

Особую опасность в зоне пожара представляют па­дающие деревья, подгоревшие с корней. Поэтому входить без надобности в зону пожара не следует. Безопаснее работать в сапогах, в брезентовой или мокрой одежде и в каске (либо другом головном уборе с дополнительной прокладкой из бумаги, картона).

Тушение подземных пожаров требует дополни­тельной предосторожности. Кромка таких пожаров не всегда заметна и можно провалиться в выгоревшую яму. Во избежание несчастных случаев продвигаться по торфяному полю нужно только группами. Возглав­ляющий группу, должен постоянно прощупывать шестом торфяной грунт по направлению движения. Хорошо иметь запас воды, рукавицы и трос.

Активные и правильные действия в зоне пожара, дисциплина в группе и взаимовыручка позволяют уменьшить его угрозу для жизни и здоровья людей. Немалое значение имеют такие качества, как психологи­ческая готовность к решительным действиям. Но при этом не следует пренебрегать опасностью. Например, запрещается устраивать ночлег в зоне действующего пожара. Место отдыха и ночлега должно располагаться не ближе 400 м от локализованной части пожара. Его следует окопать полосами шириной не менее двух метров. Должны быть предусмотрены меры предосто­рожности на случай внезапного приближения огня - запасы грунты, воды, посменное дежурство.

Успешная борьба с массовыми лесными и торфяными пожарами во многом зависит от смелых, инициативных действий всех граждан, оказавшихся в зоне пожара, их предусмотрительности и осторожности, твердых знаний и соблюдения требований безопасности.


  1. Закрепление полученных знаний.

Ребята расскажите, какие методы тушения пожара вы узнали на сегодняшнем уроке?


  1. Постановка домашнего задания.

- Запишите домашнее задание.



  1. Подведение итогов.

- Сегодня мы изучили с вами новую тему, кто мне подскажет, как она называлась?

- Спасибо.

- Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?







- Спасибо за внимание. Урок закончен. До свидания!




Комментарии:

Настроить учеников на урок.

(1 минута)


Всесторонняя проверка домашнего задания. (15 минут)




  1. Она начинается с организации наблюдения и быстрого тушения загорания.

  2. 2/3 общей площади лесного фонда Российской Федерации.


  1. К этой зоне относится практически вся европейская часть страны, а также южные и центральные районы Сибири и Дальнего Востока.

  2. Большую роль в профилактике пожаров играет воспитательная работа со всеми лицами, бывающими в лесных массивах, а также ограничи­тельные (режимные) меры, экологическая культура каждого из нас. Необходимо помнить, что в пожароопасный сезон в лесу крайне опасно:- бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу;- употреблять при охоте пыжи из легковоспла­меняющихся или тлеющих материалов;- оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином (иным горючим веществом) обтирочный материал.

  1. Очень опасно в сухую и жаркую погоду заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неис­правной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.


  1. Жители района, в котором возникла опасность лес­ных или торфяных пожаров, оповещаются об угрозе или о факте возникновения конкретного пожара, направ­лении его движения и опасности распространения на жилые фонды и другие объекты. Оповещение прово­дится по местным и ведомственным радиосетям, всеми другими доступными средствами.


  1. Защита строений от возгорания производится путем непрерывного наблюдения за горящими фрагментами и искрами, летящими на них, немедленного подавления отдельных возгораний на постройках водой, песком, другими средствами и способами огнетушения. В случае угрозы жизни населения от массовых пожаров из населенных пунктов организуется его эвакуация (вывод и вывоз) в безопасные места.






Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (3 минуты)


(17 минут)








Учащиеся записывают в тетрадь способы тушения пожара.




















Каждый способ учащиеся описывают.






































Так записывается учащимися в тетрадь.












Защита от дыма и высокой температуры записывается в тетрадь.




































Методу тушения одежды учащиеся также записывают в тетрадь.
























































4 минуты.


Несколько учеников рассказывают методы тушения пожаров.



2 минуты.


Параграф № 6.4 учить, а параграфы № 6.1.-6.3 повторяем. На следующем уроке будет контрольная работа.

2 минуты.

- «Меры безопасности в зоне лесных пожаров».



- Учащиеся рассказывают новые, получившие для себя знания.


Выставляются оценки за опрос по домашнему заданию и тем, кто активно работал на уроке.

Все выставляемые оценки объясняются.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Меры безопасности в зоне лесных пожаров

Автор: Зотова Раиса Александровна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "В.Н. Латчук рабочая программа по ОБЖ 7 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "v_n_latchuk_rabochaia_proghramma_po_obzh_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "352275"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477420408"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Стихийные бедствия, их характеристика и возможные последствия, порядок оповещения населения о стихийных бедствиях и правила поведения населения"
    ["seo_title"] => string(80) "stikhiinye_bedstviia_ikh_kharakteristika_i_vozmozhnye_posledstviia_poriadok_opov"
    ["file_id"] => string(6) "506743"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554954084"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" "
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-ghieoghrafii-urok-stikhiinyie-biedstviia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "123291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414440251"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Экологическая безопасность" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ekologhichieskaia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "105945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402927086"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "классный час на тему: “Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”."
    ["seo_title"] => string(101) "klassnyi-chas-na-tiemu-chtoby-prieodoliet-opasnost-nado-znat-chiem-ghrozit-ona-i-kak-ieie-prieodoliet"
    ["file_id"] => string(6) "314915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459788258"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства