Просмотр содержимого документа
«открытый урок в 8 классе»
Урок в 8 классе
Основы безопасности жизнедеятельности
Тема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами.
Цель: Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
1. Выяснить степень опасности препаратов бытовой химии, научиться правилам безопасного обращения с ними, в случае отравления уметь оказывать первую помощь;
2. Развивать критическое мышление, умение работать в группе, решать логические задачи творческого характера;
Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.
IIАктуализация опорных знаний
Посмотрите, пожалуйста, на те предметы, что находятся у меня на столе (и в презентации) и постарайтесь определить, о чём сегодня пойдет речь.
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Действительно, это препараты бытовой химии. Эти вещества есть в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твердом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, т. к. они помогают ему.
Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о бытовых химикатах и научимся оказывать первую помощь при отравлении ими.
Запишем в тетрадь тему урока: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами.
Работаем с определением: Почему бытовые? Почему химикаты?
По степени опасности для человека средства бытовой химии можно условно разделить на четыре группы:
• безопасные — на их упаковке отсутствуют предупредительные надписи (синтетические моющие, подсинивающие, подкрахмаливающие и чистящие средства, минеральные удобрения, школьно-письменные товары);
• относительно безопасные — средства с предупредительными надписями, например «Беречь от попадания в глаза» и др. (дезинфицирующие средства);
• огнеопасные — с надписями «Огнеопасно», «Не распылять вблизи открытого огня» и др. (препараты в аэрозольной упаковке, растворители, жидкие средства защиты растений и борьбы с бытовыми насекомыми и пр.);
• ядовитые — маркируются надписями «Яд», «Ядовитое» (средства борьбы с насекомыми и грызунами — фосфороорганические нервные яды, химические средства защиты растений, пятновыводители, средства автокосметики и пр)
Итак, в быту широко используются бытовые химикаты.
Бытовые инсектициды.( хлорофос, дихлофос, карбофос). – слышали ли вы про какой-нибудь из этих препаратов? Если да, то что можете о нем рассказать?
На всех этих флаконах есть этикетки, в которых прописано применение этих препаратов, меры предосторожности, сроки и правила хранения. Но есть один недостаток – очень мелкий шрифт, поэтому я вам подготовила распечатки.
Чтение текста с пометками.
Ваша задача: прочитать текст о том или ином бытовом химикате, и в тексте сделать пометки
+ знаю
что-то слышал
! – новое для меня
Обсуждение по каждому препарату.
В тетради начертите 2 колонки: в первой поставьте «+», во второй «-» и запишите про свой бытовой химикат.
+
-
Обсуждение по каждому препарату.
Проверим, как внимательно вы познакомились с бытовыми химикатами:
Каждый получает одно предложение. Читает его и определяясь, подходит к вывеске: «Согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен».
Столовый уксус может вызывать сильный ожог пищеварительного тракта (с оговорками).
Перекись водорода можно использовать только для обесцвечивания веснушек (не согласен).
Нашатырный спирт – это средство, которое применяют в хирургической практике для мытья рук (согласен).
При передозировке аммиаком внутрь может возникнуть остановка дыхания и смерть (согласен).
Бытовые инсектициды – это вещества, предназначенные для уничтожения вредных насекомых (согласен).
Перекись водорода была открыта французским ученым Жаном Батистом Дюма в 1881 году (не согласен).
Хлорофос – это фосфорорганический препарат, который применяют для обработки плодовых деревьев, он очень опасен для пчел и других полезных насекомых (с оговорками).
Пергидроль – это гидроперит. Его применяют при гнойном отите, как ушные капли (не согласен).
Карбофос представляет собой концентрат эмульсии и предназначается только для уничтожения клопов. (с оговорками).
Борная кислота выпускается в виде порошка, спиртового раствора, раствора в глицерине. (согласен).
Пары уксусной эссенции никак не влияют на легкие и пневмания развиться не может. (не согласен).
Мы разделились на 3 группы.
Сейчас рассмотрим несколько ситуаций из жизни. А вы, прочитав их, скажете, что здесь было сделано не так. В чем причина несчастных случаев? (для каждой группы своя задача).
Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию. (нарушены правила хранения бытовой химии)
Папа с сыном обрабатывали хлорофосом деревья и кустарники в саду от вредителей-насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться, они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.
Мама стала обрабатывать кухню от мух дихлофосом, не убрав со стола вымытую посуду. Окно было закрыто.
Обсуждение и анализ предложенных ситуаций.
Какой можно сделать вывод?
Все эти вещества безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить эти правила, они становятся смертельно опасными. Может произойти отравление ими, и тогда человеку потребуется срочная помощь.
Как оказать первую помощь в каждом отдельном случае мы узнаем из учебника.
1 группа – как оказать первую помощь при отравлении уксусной эссенцией.
2 группа – ….. хлорофосом.
3 грппа - …. Нашатырным спиртом.
Обсуждение и заполнение таблицы каждым учеником.
Первая помощь при отравлении
при отравлении уксусной эссенцией
хлорофосом
Нашатырным спиртом
Составьте совместно небольшую инструкцию по правилам хранения препаратов бытовой химии.
1. Хранить все вещества в заводской упаковке и обязательно подписанными.
2. Нельзя использовать для игр и не по прямому назначению.
3. Не допускать попадания в рот, глаза, нос.
4. Нельзя хранить эти вещества около огня.
5. Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы.
Подведем итог тому, что мы узнали сегодня на уроке.
(как отличить между собой отравления различными веществами и как оказать доврачебную помощь, если произошло отравление. И как не допустить этого. )
Вопросы
1. Какие инсектициды применяют в быту? Назовите характерные признаки отравления ими и порядок оказания при этом первой медицинской помощи.
2. Чем опасны уксусная эссенция, столовый уксус, нашатырный спирт, перекись водорода? Каковы признаки отравления этими веществами и правила оказания при этом первой медицинской помощи?
3. Чем опасны минеральные удобрения? Назовите признаки отравления ими и порядок оказания при этом первой медицинской помощи.
Рефлексия:
Я узнал….
Мне это пригодиться…
Я смогу…
Домашнее задание:
1. Подготовить связный ответ на вопрос: «Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами»
2. Придумать такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.