Ф.И.О. педагога: Костылев Алексей Александрович
Класс: 5
Тема: Опасность толпы
Основные цели: Обучить правилам безопасного поведения в толпе.
Предметные результаты:
– знание правил безопасного поведения в условиях толпы, умение применять их на практике;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Познавательные УУД:
- находить и выделять необходимую информацию, структурировать собственные знания, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи.
Оборудование: карточки с текстом, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для самостоятельной работы.
Краткая аннотация: Урок ОБЖ по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук. Раздел «Основы безопасности личности, общества и государства», проводится во 2 четверти 5 класса (из расчета 34 часа в год, 1 урок в неделю). Урок разработан в технологии деятельностного метода, урок имеет большую практическую значимость – обучение способам безопасного поведения в толпе.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я начну с пословицы «От малого опасенья великое спасенье».
- Объясните смысл этой пословицы. (Ответы учащихся.) Действительно, в нашем современном мире, к сожалению, нас поджидает множество опасностей. Чтобы не случилось беды, избежать, предвидеть опасность мы продолжим изучать следующую тему курса основы безопасности жизнедеятельности.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Обсудите в группе. - Чем опасно большое скопление людей? Как правильно вести себя в толпе?
- Мы услышали разные точки зрения на поставленные вопросы. Какая группа дала полный и точный ответ? (Мнения разделяются.) Поднимите руку те, кто точно уверен, что у группы верный ответ?
Выявление причины затруднения
- Какое задание выполняли? (Определить, чем опасна толпа и как вести себя в толпе.)
- Почему вы не смогли выбрать правильный вариант ответа? В чём причина вашего затруднения? (Не знаем точно правила поведения в толпе, чем может быть опасна толпа.)
Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте цель нашего урока? (Узнать, чем опасна толпа, правила поведения в толпе.)
- Какова тема урока? (Опасность толпы). - Как будем достигать поставленной цели? Что нам понадобится для достижения цели? (Учебник, рисунки, разные источники информации, правила)
- Спланируйте свою дальнейшую работу. Определите последовательность наших действий.
План
1. Прочитать информацию.
2. Дать определение понятия «толпа».
3. Определить, чем опасна толпа.
4. Составить правила поведения в толпе.
Реализация построенного проекта
- Итак, чтобы реализовать наш план, вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе.
- Прочитайте текст на карточке № 1 и выделите необходимую информацию. Синим цветом - определение толпы, красным цветом - чем опасна толпа, зелёным цветом – правила поведения в толпе.
(Учащиеся работают в группах. Затем организуется фронтальное обсуждение проделанной работы.)
- Молодцы! Вы сами смогли определить опасность толпы, правила поведения в толпе.
Мы открыли новое знание. Что будем делать дальше? (Выполнять тренировочные задания на применение нового знания.)
Первичное закрепление во внешней речи
- Предлагаю вам сейчас закрепить полученное знание и поработать в парах. Вы читаете на карточке № 2 ситуации и объясняете друг другу правила поведения в толпе, пользуясь текстом карточки № 1.
1. Задания на закрепление правил поведения в толпе.
Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании его на выходе возникла давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на пол сумка. Какие будут ваши действия?
Вы с друзьями оправились на концерт вашей любимой группы. Кто-то стал кричать, что в помещении пожар. Началась паника. Толпа ринулась к выходам. Какие будут ваши действия?
Учащиеся работают в парах, поочередно проговаривая друг другу действия при возникших ситуациях.
ФИЗМИНУТКА. Давайте попробуем потренироваться, как будем вести себя, попав толпу. Согнем руки в локтях, пальцы сцепим на груди. Поработаем локтями.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Чтобы выяснить, все ли вы поняли, предлагаю вам самостоятельно выполнить задания. Возьмите карточку № 3 для самостоятельной работы. Я буду читать высказывания, если вы с высказыванием согласны на листе ставите «+», если не согласны, то «-».
а) Собираясь на концерт надо надеть длинный шарф и обувь на высоких каблуках.
б) Не брать с собой длинные зонты, большие сумки.
в) При малейшей угрозе немедленно покинуть опасное место.
г) На концерте лучше всего сидеть как можно дальше от выхода.
д) На массовые мероприятия нужно приходить с небольшим опозданием, чтобы избежать давки.
(После выполнения работы открывается образец для проверки.)
Правильные ответы: - + + - +.
- Проверьте свои результаты. У кого были ошибки? В каком высказывании? (Ответы учащихся.) Поставьте себе знак «?»
- Почему задание вызвало затруднение? (Ещё не совсем научились пользоваться новым правилом.)
- Что надо сделать, чтобы затруднений в дальнейшем не было? (Повторить правила. Потренироваться дома в решение подобных заданий.)
- У кого не было ошибок – поставьте себе знак «+».
- Молодцы, поняли правила поведения в толпе, качественно выполнили самостоятельную работу.
Включение в систему знаний и повторение
- Скажите, а где может понадобиться открытое нами новое знание? (Ответы учащихся).
На карточке № 4 написаны правила поведения в различных опасных ситуациях. Ваша задача определить вид опасности и записать в тетрадь.
Не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 м) к упавшим на землю проводам, которые могут находиться под напряжением. (Поражение электрическим током.)
Защитить глаза и органы дыхания куском влажной ткани, накрыться плотной влажной тканью и двигаться, пригнувшись или ползком. (Пожар.)
. Не собирать и не употреблять в пищу растения, грибы и ягоды, которые неизвестны. (Пищевое отравление.)
Не цепляться ни за что руками. Руки согнуть в локтях и прижать к телу. Сцепленными в замок кистями рук защитить диафрагму, а локти смягчат толчки сзади. (Толпа.)
В местах протечек поставить тазы или вёдра, обмотать места протечек тканью и как можно скорее начать убирать скопившуюся воду. (Затопление квартиры)
Открыть окна, балкон и двери, чтобы проветрить помещение. (Утечка газа.)
(После выполнения заданий организуется взаимопроверка.)
Рефлексия и домашнее задание
- Наш урок заканчивается.
- Какое новое знание мы открыли на уроке? (Чем опасна толпа. Правила поведения в толпе.)
- Как мы открыли новое знание? (Мы выполняли задание и испытали затруднение, поняли, что не знаем, открыли новое знание и закрепили его.)
- Что ещё осталось сделать? (Дома прочитать учебник и ответить на вопросы)
- Продолжите фразы:
Я понял, что…
Я не знал, что…
Теперь я буду…
Я всем расскажу, что…
Домашнее задание.
1. с.50 – 52, прочитать, ответить на вопросы
2. Составить ситуационную задачу по теме «Опасность толпы».