Конспект занятия «Опасные зимние забавы» (Безопасность детей в зимнее время года) старшая группа
Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.
Задачи: Дать детям представление о безопасном поведении в зимний период.
Познакомить с правилами поведения во время зимней прогулки.
Предварительная работа: Беседы: «Не ходи по льду водоемов», «Нельзя на морозе лизать металл», «Осторожно, сосульки!»; дидактические и подвижные игры «Чем опасно? Расскажи правило «Кто поступает неправильно?», «Можно-нельзя», «Опасности зимы». Рассматривание картин и иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения за изменениями природы зимой, просмотр мультфильмов и презентаций о зиме.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихи:
Очень я люблю, когда,
Снова к нам идет зима.
Можно много чем заняться,
И на саночках кататься.
Бегать быстро по лыжне,
И кататься по лыжне.
Можно всем играть в снежки.
Все довольны и дружны.
Мы лопатки возьмём.
И на улицу пойдём.
Будем весело играть.
Зиму русскую встречать.
Нагребём сугроб большой,
И займёмся все игрой.
Строим горку мы с утра.
Во дворе ребят толпа.
Все лопатки несут.
Ими снег гребут, гребут.
Строим, лепим, мастерим.
На ней кататься мы хотим.
Воспитатель: Ребята скажите, про что говорится в стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. В стихотворении говорится о зиме и зимних забавах (играх). А вы чем любите заниматься во время прогулки зимой? Какие забавы вам нравятся больше? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята зимние забавы это – интересно, увлекательно, весело. А как вы думаете, зимние забавы могут быть опасными? (Ответы детей?) Зимние забавы могут быть опасными, если не соблюдать правила безопасности во время игр зимой. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим.
Раздается стук в дверь. (Сюрпризный момент)
Воспитатель: Слышите стук? К нам кто - то пришел в гости. (Заходит зайчик)
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришел Зайчик. Давайте поздороваемся с ним.
Здравствуй, Зайчишка, что с тобой произошло? Почему у тебя перевязана рука?
Зайчик: Здравствуйте, дети! Со мной случилась беда. Меня мама отправила в магазин за конфетами. А на улице так здорово – можно не идти, а катиться, потому что дорожки все ледяные. И по ним так здорово кататься, обгоняя всех. Один шаг, другой, третий: Шлеп! Ой-ей-ей! Теперь еще и носом! Надо всего лишь разогнаться, как следует.
- Ой, как больно-то, мамочки! Фу, какой неправильный гололед. И дорожка — она тоже неправильная. И еще неправильные сапоги на скользкой – прескользкой, подошве. Вот сколько всего неправильного! И вот результат – я сломал руку. Теперь буду долго её лечить. И поэтому я пришёл к вам в садик, чтобы рассказать детям, что со мной случилось.
Зайчик: А еще я хочу спросить у вас, дети – а вы знаете, как ходить по дороге, если она покрыта льдом и не упасть? – А почему сейчас скользко?
(Дети отвечают)- Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица. Гололед – это слой плотного льда, который образовался на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах. Гололедица образуется только на поверхности земли.
Воспитатель: Послушайте стихотворение В. Берестова «Гололедица»
He идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!
Воспитатель:
Присаживайся, Зайчик, на стул. Сейчас ребята расскажут тебе как надо правильно себя вести на скользкой дороге, и что надо делать, чтобы не упасть и не получить травму.
(Правила рассказывают дети)
1.Дорогой наш Зайчик,
Все тебе расскажем мы.
Правила запоминай-ка
Что бы не было беды.
2.Слушай все внимательно
И за нами повторяй,
А потом все обязательно
Ты на деле применяй!
3.Сам на лед ты не ходи,
Чтобы не было беды
Ну а с папой, с мамой можно
Только все же осторожно!
4. Если капает капель
Солнце греет целый день
С этим делом не шути
На водоем нельзя идти!
Воспитатель: а если дорога скользкая, есть правила:
- по возможности нужно обходить скользкие участки;
- идти нужно осторожно, наступать на всю стопу.
- при падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо;
Воспитатель: что может произойти, если вы неправильно упали? (ответы детей: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу).
Воспитатель: А почему еще Зайчик упал? (у его сапожек скользкая подошва). Как же можно решить эту проблему? Что можно сделать с сапогами на неправильной скользкой подошве (ответы детей)
Правильно, самое простое – это попросить маму и папу приклеить к чистой сухой подошве кусочек лейкопластыря.
Давай-ка, Зайчик, я тебе приклею кусочек лейкопластыря к подошве твоих сапожек. Теперь они не будут у тебя такими скользкими. Все помогают приклеивать лейкопластырь.
Физминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Показать нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (Прыжки на месте)
Вьюга злится
Снег кружится. (Кружатся на месте)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитация движением рук)
Словесная игра «Да или нет».
(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет, то руки опускаем.)
- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?
- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?
- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?
- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в воде?
Воспитатель: Правила безопасности на льду водоема:
- Не выходите на тонкий лед в начале зимы.
- Без особой необходимости не выходите на лед.
- Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема.
Воспитатель: а теперь мы поиграем в «Снежки».
(Ребята делятся на две команды, перед ними меховые пушистые шарики)
Воспитатель: - А сейчас мы будем учиться правильно играть в снежки, но часто это игра приводит к неприятностям, которые сопровождаются слезами.
Правила игры в снежки:
- Кидать снежок в лицо категорически запрещено.
- Отсчитывать определенное расстояние, чтобы снежки ударяли не очень сильно.
- Не кидаться льдинками. Это может привести к травме.
(Стук в дверь)-Заходит Волк во рту у него сосулька.
Воспитатель: -Ты, что делаешь.
Волк: Сосульку сосу.
Воспитатель: Ребята, а можно есть сосульку? (ответы детей) -А почему нельзя?
А какую опасность несут сосульки еще?
- Соблюдайте осторожность, когда проходите рядом с домами, особенно если на крышах есть снежные карнизы и сосульки.
- Надо следить, чтобы вблизи стен домов не играли дети.
Воспитатель: Спасибо вам большое Зайчишка и Волк за помощь. Мы теперь знаем какие опасности ждут нас зимой.
Воспитатель: ребята! Мы с вами сегодня говорили о безопасности во время зимних прогулок. О том, что такие весёлые зимние забавы могут приносить не только радость, но и огорчения. А если с вами случилась беда, или вы увидели, что в беду попал другой человек, что нужно сделать?
Дети: позвать на помощь.
Воспитатель: правильно! Молодцы!