Просмотр содержимого документа
«Опасность электричества и электроприборов»
Открытое факультативное занятие по ОБЖ
на тему «Опасность электричества и электроприборов»
Обобщить имеющиеся знания по соблюдению мер пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами; объяснить опасность электричества и электроприборов, сформировать навыки по действиям при загорании и задымлении электроприборов.
Развивать навыки безопасного поведения в быту, развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, воспитывать культуру безопасного поведения.
Задача:обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии гости. Мы рады приветствовать всех на нашем занятии. Я желаю вам хорошего настроения на весь день.
Актуализация знаний
Задача: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания; стимулировать учащихся к успеху.
Окружающий нас мир полон удивительныз явлений. Удивительными эти явления называют не только за красоту и силу, нои за то, что они могут быть одновременно как нашими друзьями и помощниками, так и врагами. Самыми главными стихиями природы на Земле называют огонь и воду. На прошлом занятии мы с вами говорили о причинах возникновения пожара в жилых помещениях.
Я хочу начать сегодняшний урок с пословицы:
«Потуши искру до пожара, отведи беду до удара»
Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Я думаю, что эта пословица будет вашим путеводителем не только на протяжении всего занятия, но и по жизни. Будьте очень внимательными.
У вас на столах имеются карточки для проверки знаний. Ваша задача сопоставить перечисленные причины возникновения пожара с примерами, приведенными во втором столбце. Соедините линиями начало фраз с их окончаниями, и вы получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
Не оставляй без присмотра
Не суши белье
Вызывай пожарных
Не играй
5. Покинуть помещение, если в нем произошёл пожар изадымление 6. Неисправный прибор
а) по телефону 101; б) над газом; в) зажжённую газовую плиту;
г) не включай; д) с открытым огнем (спичками, зажигалками;
е) пригнувшись к полу и дыша через мокрую ткань.
Отложите карточки и давайте посмотрим, что же у вас должно было получиться. Посмотрите на экран. И так, первая фраза … . Вторая фраза (ребёнок). А теперь давайте проведёт взаимопроверку и посмотрим, как вы справились с заданиями. Поменяйтесь карточками и проверьте соседа. Верните карточки. Поднимите руки, кто ответил правильно на все вопросы. У кого были ошибки? Мы надеемся, что вы их в следующий раз не допустите.
Сообщение темы и цели занятия
Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.
Дом всегда был защитой для человека. Защитой от внешних сил и окружающих воздействий. Дом – это кусочек пространства, которое создаёт человек для своего удобства, по своему усмотрению. Это место работы, учёбы и отдыха, восстановления сил, общения. Это как территория маленького государства, и совсем неважно, как дом выглядит: элитная многоэтажка или деревенский дом.
Сегодня мы поговорим о явлении, с которым мы сталкиваемся ежедневно. В настоящее время сложно найти человека, который бы не знал этого слова и тем более, не пользовался им в повседневной жизни. Такое привычное и необходимое, невидимое, но окружающее каждого из нас, дающее тепло, свет, движение и многое другое, всё то, к чему мы так привыкли и без чего уже не представляем комфортного существования.
Чтобы узнать тему урока и понять, о чём будет идти речь, нужно отгадать кроссворд, в котором появится тема урока словом по вертикали.
Задания к кроссворду:
Попало наше тесто в горячее место.
Попало, не пропало, румяной булкой стало.
Какое это место? Куда попало тесто? (Печка)
Это легковоспламеняющаяся жидкость. (Керосин).
(Керосин в нашем понимании химическое вещество. С давних времен его использовали для освещения жилищ. Однако уже не одну сотню лет с его помощью народные целители успешно излечивают многие недуги, с некоторыми из которых не справлялась традиционная медицина. Многие из вас, наверное, что-то слышали о полоскании горла керосином при ангине. Но знаете ли вы, что керосин отлично справляется и с кожными заболеваниями?)
Это электронагревательный прибор, который часто является виновником пожаров. (Утюг)
К чему приводит вдыхание токсичных веществ? (Отравление)
Вот так мошка, осиновая ножка, на стог сена села вмиг его съела. (Спичка)
Это автомобильная еда. (Бензин)
Один из поражающих факторов огня. (Температура)
Этот враг огня. (Вода)
Стихийный огонь, вышедший из-под контроля человека. (Пожар)
Дети, какое слово получилось по вертикали? (Электричество).
Ребята вы правильно разгадали кроссворд. Да, это электричество.
На уроке мы будем вести речь не только о пользе электричества, но и об опасности, которую таит в себе эта таинственная сила. А также о самых обычных вещах в нашем доме: о соблюдении мер пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами, неисправность которых может стать причиной пожара, научимся действовать при загорании и задымлении включённых электроприборов.
А что нужно сделать, чтобы электроприборы заработали?
ВИДЕОСЮЖЕТ «Откуда берётся электричество в наших розетках»
А вот откуда берётся электричество в наших розетках, вы узнаете посмотрев
видеосюжет (электрический ток вырабатывается на электростанциях с помощью специальной машины турбоэлектрогенератор; далее ток вырабатывают на теплоэлектростанциях; в котле нагревают воду до температуры 45 градусов; вода превращается в пар под высоким давлением; по кабелю попадает на распределительные подстанции; нужно пройти сложный путь пока попадёт в наши дома).
Когда начали пользоваться электричеством? (1800г.)
- Слово «электричество» от греческого слова «электрон», которое означает янтарь.
- Янтарь - порода, образующая при затвердевании смолы хвойных деревьев.
- Электричество – это поток мельчайших, невидимых глазу частиц – электронов. Они перемещаются по проводам в одном направлении.
Всем кажется, что дом – самое надёжное и безопасное место. Но так ли это на самом деле? Старинная английская поговорка гласит «Мой дом – моя крепость». Безусловно, каждому из нас хочется чувствовать себя в собственном доме защищённым от всевозможных несчастий и бед. Но всякий раз, когда человек забывает об осторожности, пренебрегает обязательными правилами безопасности, в доме могут возникать опасные ситуации, угрожающие его здоровью и даже жизни.
Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме).
Ребята, вы, наверное, знаете из книг, из рассказов своих бабушек, как раньше люди освещали своё помещение? (Люди использовали свечки, керосиновые лампы, лучины, лампады).
Да, люди очень радовались, когда, наконец, была изобретена первая электрическая лампочка, которая пришла на смену свечке, лампаде, лучине.
ЗАДАНИЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА
А сейчас я предлагаю сделать задание. Посмотрите внимательно на экран, что вы здесь видите.
Подумайте, на какие две группы их можно разделить (современные и старинные).
А теперь создайте пары из современных и старинных предметов.
В чём сходство предметов каждой пары? В чём отличие?
Электроприборы – это предметы быта, которые работают с использованием электрической энергии. Чтобы любой электроприбор заработал, его нужно включить, т.е. подсоединить к источнику электроэнергии через розетку.
Электрооборудование – это предметы, которые проводят электрический ток, - приборы, счётчики, провода, розетки, кабель.
В доме каждого человека много вещей, одни из которых бытовая техника и электрические приборы. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни.
- электроприборы облегчают труд человека (стиральная машина, пылесос, электромясорубка, соковыжималка, кофемолка, миксер, блендер, утюг);
- экономят время (электроплита, микроволновая печь);
- делают быт уютным и комфортным (телевизор, видеоплейер, холодильник, бра, электрообогреватель).
КОНКУРНАЯ ПРОГРАММА
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ (задание по группам).
Потенциальные опасности в квартире.
Для нашей дальнейшей работы мы разделимся на команды и проведем соревнование. За правильный ответ команда получает баллы – лампочки. Чья команда набирает больше лампочек, следовательно, она и победитель. Ваш результат зависит от вашей работы на занятии.
Карточки с видами квартиры.
Необходимо найти на рисунках все опасности, которые могут подстерегать каждого из нас в спальне и на кухне.
Работа в группах.
В нашем доме много опасностей, связанных с электричеством. Чем же опасно
электричество? (Поражением электрическим током). Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, запомните:
не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;
не использовать неисправные электроприборы;
не трогать включенный электроприбор мокрыми руками.
Особенно серьёзную угрозу здоровью и жизни представляет электрический ток. Опасное напряжение начинается уже с 36 вольт. А дома и на улице нас окружают провода и электрооборудование, находящиеся под напряжением 220 вольт и выше. Это значит, что даже тот ток, который протекает по проводам в вашей квартире, во много раз превышает смертельный.
На протяжении многих люди задавали вопрос: «Как уберечь свою жизнь, жилище, имущество от огня?» Пожарные советуют – надо соблюдать правила пожарной безопасности и не оставлять включенным утюг, не курить в постели, не играть со спичками.
Есть еще один верный способ: дома повесить икону «Неопалимая Купина», на которую православная церковь возложила предотвращение пожаров. Она является заступницей от огненных бед. Эта икона бережёт дом от пожара.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(огонь; вода; газ – движения)
Набросить одеяло.
Закрыть входную дверь.
Завернуть вентиль.
Кричать и махать полотенцем.
Проветрить помещение.
Пробираться ползком.
Обратиться за помощью к соседям.
Назвать свой адрес и телефон.
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
Работа по карточкам 1.
В правильном порядке выстроить последовательность шагов.
Вы с семьёй смотрите телевизор. Совершенно неожиданно из телевизора повалил чёрный дым, появилось открытое пламя. Какими должны быть ваши действия?
Ответ:
обесточить телевизор; накрыть влажной тканью; позвонить по “101”.
Работа по карточкам 2
В правильном порядке выстроить последовательность шагов.
Вы решили помочь маме по дому и поутюжить. Через некоторое время из розетки, в которую вы включили утюг, начинает идти дым, и она трещит. Каковы ваши действия?
Мы не представляем свою жизнь без электроприборов. Электричество прочно вошло в нашу жизнь, стало обыденным явлением. Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при умелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
«Закончи предложение»
- В жилом помещении опасными могут быть … (электроприборы)
- Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию).
- Выходя из комнаты или дома, надо … (выключайте электроприборы).
- При включении и выключении электроприборов, надо … (исправность электропроводки).
- К оголённым проводам … (не прикасаться)
- Не устанавливайте электроприборы вблизи … (приборов отопления)/
«Закончи предложение»
Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному … (проводу);
Не используй бытовые электроприборы и светильники на … (открытом воздухе).
Нельзя пользоваться … (неисправными) электроприборами.
Нельзя самим … (чинить, разбирать) электроприборы,
Нельзя ковыряться в розетке ни … (пальцем), ни … (другими предметами).
Электричество не терпит соседства с … (водой).
ПРОВЕРКА.
ЗАДАНИЕ «ПУТАНИЦА»
Найди начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и
Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила использования домашних электрических приборов и своевременно устранять причины, при которых могут возникнуть потенциальные опасности превратиться в реальные.
Как должен жить человек, чтобы электричество было другом?
Поэтому необходимо соблюдать свод правил при использовании домашних электрических приборов.
Я ХОЧУ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ВРУЧИТЬ ПАМЯТКИ «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ».
VI. РЕФЛЕКСИЯ
Следующее наше задание поможет подвести итог занятия. Если вы были внимательны, то вам особого труда не составит. Вам нужно расставить книги на полке так, чтобы на корешках можно было прочитать пословицу, отражающую суть системы противопожарной безопасности, да и одно из правил ОБЖ.
(Ответ: Потуши искру до пожара, отведи беду до удара.)
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подводя итоги нашей сегодняшней работы, я хочу в очередной раз подчеркнуть, что опасные ситуации можно и нужно предвидеть, при условии, что мы будем соблюдать все правила безопасности, которые мы с вами изучаем и еще предстоит изучить. Ведь в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом неправильных действий человека. Поэтому я еще раз попрошу вас, чтобы вы повторили и запомнили все те правила, о которых мы говорим: правила поведения дома, правила пользования электроприборами и мн.др.
И обязательно проведите в доме ревизию неисправных электроприборов.
На доске высвечивается через проектор: «Наше будущее – в наших руках! Наши действия – наши правила! Следуй правилам ОБЖ!».