Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г. Борисова»
Факультативное занятие
Занятие по курсу ОБЖ в 5 классе
Учитель Минальд Наталья Степановна
Урок ОБЖ в 5 классе по теме «Опасность электричества и электроприборов»
Цель: воспитание у школьников ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, формирование опыта безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
прививать ученикам навыки умелых действий в случаях возникновения ситуаций, опасных для их здоровья и жизни и умений правильно действовать по возможности;
развивать аналитическое мышление, умение делать выводы, обобщать;
воспитывать уважение к профессии спасателя – пожарного.
Форма проведения: урок-игра
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необыкновенное и очень интересное занятие. Мы все - участники телепередачи.
Итак, уважаемые зрители, в эфире спецвыпуск шоу программы «Всем и каждому!». (Слайд 1)
С вами ее ведущая …
Сообщение темы занятия. Мотивация учебной деятельности
Ведущий
- Сегодня наш спецвыпуск посвящён … Чему? Отгадайте сами.
Синенькая искорка бежит по проводам.
Помогает шить, стирать, пылесосу – пыль глотать.
Работать за нас берется,
А в руки не дается (электричество)
- Какой теме посвящен наш эфир?
- Да, речь в нашем спецвыпуске пойдет о опасности электричества и электроприборов.
Сегодня в передаче: ( Слайд 3)
«Запрещается - разрешается».
«Соедини предложение».
«НЕ» в быту и на улице».
«Расположить в правильном порядке «Правила поведения при пожаре».
«Подружись с электричеством».
Итак, мы начинаем!
Назовите, пожалуйста, телефоны служб, которые помогают людям справляться с чрезвычайными ситуациями (слайд 3).
• Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 101
• Служба охраны правопорядка (милиция) 102
• Служба охраны здоровья (скорая помощь)103
• Служба газа 104
Правильно. И сейчас по очереди называем номера служб и делимся на группы(101, 102, 103, 104).
Усвоение новых знаний и способов деятельности
Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в народном хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов(слайд 4).
На карточках найдите источники повышенной опасности в доме и обведите красным маркером (слайд 5)
Перед вами электроприборы (слайд 6). Ваша задача, выбрать из них наиболее пожароопасные (утюг, телевизор, электроплита, обогреватель, электрочайник). Почему именно эти электроприборы?
Рассмотрим правила пользования электроприборами и безопасного обращения с электричеством (слайды 7,8,9, 10,11)
VI. Практическое применение знаний и способов деятельности
Первичное закрепление. Игра «Запрещается - разрешается»
У вас на столах стоят карточки, я называю требования пожарной безопасности, а вы показываете номер своей службы если требование разрешается, а если запрещается обратную сторону карточки.
Запрещается:
- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
- Пользоваться повреждёнными розетками.
- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
- Пользоваться пиротехникой в доме.
Разрешается:
- Защитить дом от пожара
- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
- Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
- Подавать сигнал тревоги.
- Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
- Знать план эвакуации на случай пожара.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
Молодцы.
Задание: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Огонь нельзя оставлять 2. Если увидишь пламя – 3. Вызывай пожарных 4. От огня 5. Из горящего помещения 6. Прибор неисправен | а) по телефону 01 б) нельзя прятаться в) без присмотра. г) не включай д) зови на помощь взрослых е) надо быстро уйти |
1. Не включай электроприборы… 2. Не пытайся починить электроприбор,… 3. Не пользуйся электроприборами... 4. Не пользуйся электроприборами... 5. Опасней всего при пожаре 6. Если произошло возгорание | а) когда сидишь в ванне б) выключи из розетки и накрой плотной тканью в) с оголенными проводами г) если он включен в розетку. д) мокрыми руками е) дым |
А теперь можно и поиграть. Игра называется - «НЕ» в быту и на улице» (слайды 12,13,14)
Условия игры: за 5 минут вы должны вспомнить как можно больше «НЕ» в быту и на улице, с рекомендациями, т.е. то, чего нельзя делать, находясь рядом с электричеством.
НЕ тяните вилку из розетки за провод!
НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками!
НЕ пользуйтесь неисправными электроприборами!
НЕ ставьте на электрическое оборудование стаканы с водой или другие влажные предметы! Следи, чтобы вода не проливалась на электрические приборы!
НЕ гасите водой включенные в сеть электроприборы!
НЕ пользуйтесь электрическими приборами, когда вы принимаете душ или у вас мокрые руки!
НЕ прикасайтесь к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам!
НЕ лезьте и даже не подходите к трансформаторной подстанции!
НЕ бросайте ничего на провода и в электроустановки!
НЕ подходите к дереву, если заметил на нем оборванный провод!
НЕ подходите близко к местам, обозначенным знаком опасности!
Расположить в правильном порядке (слайды 15,16,17)
“Правила поведения при пожаре”
– Вызвать пожарных по телефону “101”.
– Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
– Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.
– Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
– Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
– Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
– Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
– Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
V. Проверка знаний и способов деятельности
Тест «Подружись с электричеством» (слайд 18)
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Ведущий
- Спасибо за ваши знания. Редакция телепрограммы приготовила призы для тех, кто безошибочно ответил на все вопросы теста. Это подписка на журнал «Юный спасатель».
- Наша передача закончена. Спасибо за внимание (слайд 19)