Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Игра на уроках ОБЖ"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ А.Т. МОМОТ СТ. ПЕРЕЯСЛОВСКОЙ
Методическая разработка « Игровые технологии на уроках
по дисциплине
Основы безопасности жизнедеятельности»
Подготовил преподаватель-организатор ОБЖ Якуба А.И.
Ст. Переясловская 2021
Игровые технологии на уроках ОБЖ
Уже несколько лет я провожу в 5-х – 8-х классах игру наподобие телевизионной игры «Как стать миллионером» (для обучающихся – «Как заработать «пятерку») в упрощенном варианте, сократив количество вопросов до четырех на «тройку», до шести на «четверку», до восьми на «пятерку». В зависимости от сложности вопросов, игроки выбираются из числа желающих выйти к доске «твердых троечников» (пусть воспользуются возможностью получить «пятерку») или по отборочному конкурсу, например, для 7-го класса с таким заданием:
Расставить названия стран и континентов в соответствии с названиями ветров:
США, «вилли-вилли», «багио», Западная Европа, Россия, «тромб», Филиппины, «смерч», «торнадо», Австралия.
При наличии мультимедийного оборудования игра проводится примерно так, как на Первом канале.
Порядок проведения игры при отсутствии в классе компьютерного оборудования
С помощью двух помощников определяются три обучающихся, быстрее остальных поднявших руку. Первый из них с места зачитывает ответ и, если он правильный, идет к доске. Если ответ неверный, без комментария дается слово второму претенденту. Если не второй, то третий, как правило, отвечает правильно. Победителю предлагается набрать в команду еще двух обучающихся (интересный момент в игре – лес рук, а кого выбрать, отличника или друга?). Помощники раздают на каждую парту листочки с вариантами ответов на восемь вопросов (без самих вопросов, чтобы заранее не искали ответы в учебнике) и каждому обучающемуся по четыре карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Команда получает листок с вариантами ответов, и один из помощников зачитывает первый вопрос. Команда совещается в течение минуты, и капитан дает ответ. Если ответ окончательный, не комментируя его, предлагается «залу» ответить на этот вопрос поднятием карточек. Помощники ставят напротив заранее записанных фамилий обучающихся (удобнее по рядам), в зависимости от ответа, плюсы или минусы, что позволяет преподавателю оценить одновременно всех обучающихся. Подсказки «помощь зала», «50 на 50» и «звонок другу» вводятся в игру в зависимости от уровня подготовленности игроков и сложности вопросов. Условия проведения игры можно изменять таким образом, чтобы «зал» не имел возможности видеть и слышать правильные ответы команды, набранной из отличников (например, расположить команду, отвечающую не вслух, а поднятием карточек, в конце класса).
На игру затрачивается 20-25 минут, и остается достаточно времени для объяснения нового материала. За полугодие можно провести три урока в виде игры и выставить практически всем обучающимся по две-три оценки.
Вопросы составлены по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» издательства «Дрофа», в соответствии с темами первой и второй четвертей. Правильные ответы, в целях экономии места, даны в скобках после вопроса.
5 класс Игра №1
1. Что делать в первую очередь при возгорании телевизора? (2)
1. Что не рекомендуется делать при возникновении пожара квартире? (2)
1. Звать на помощь взрослых, если ты виновник пожара. 2. Начинать тушить пожар до вызова пожарных. 3. Проверить, не остался ли в квартире маленький братишка. 4. Покинуть помещение.
2. Где нельзя стоять при заливании небольшого пламени на обесточенном телевизоре?(3)
1. Сзади. 2. С правой стороны. 3. Спереди. 4. С левой стороны.
3. Какое действие неправильное для приведения в действие огнетушителя ОУ-3? (3)
5. Что делать, если из подвала вашей многоэтажки повалил дым и какие-то мальчишки выбежали оттуда?(3)
1. Подойти к мальчишкам и спросить, что там дымит. 2. Войти в подвал и посмотреть, что там случилось. 3. Сообщить взрослым или позвонить в пожарную охрану. 4. Приступить к тушению пожара.
6. Что означает термин «свищ»? (4)
1. Пар, выходящий со свистом из трубы. 2. Тонкий слой ржавчины в трубе.
3. Комкообразный нарост ржавчины в трубе. 4. Маленькое отверстие в трубе.
7. Что нельзя делать, если задымился магнитофон? (4)
1. Обесточить магнитофон. 2. Накрыть плотным пледом и залить водой. 3. При возгорании вызвать пожарных. 4. Открыть окно, чтобы легче дышалось.
8. Что нельзя тушить огнетушителем ОУ-3 с дополнительной маркировкой «ВСЕ»? (1)
5. На каком расстоянии надо обходить в сырую погоду упавшие на землю провода, находящиеся под напряжением? (4)
1. Не ближе 2 м. 2. Не ближе 3 м. 3. Не ближе 4 м. 4. Не ближе 5 м
(хотя в рекомендациях Госпожнадзора – не ближе 8-10 м)
6. Что не будет помехой в случае паники при большом скоплении людей? (3)
1. Развязавшийся шнурок. 2. Высокие каблуки. 3. Прочные застежки на куртках.
4. Длинный шарф. 7. Что не относится к правилам безопасного поведения в транспорте? (4)
1. Не садиться в транспорт до полной остановки. 2. Не высаживаться до полной остановки. 3. Не кричать в салоне. 4. Не садиться на первые шесть мест.
8. Что нельзя делать, если вы оказались заложником в транспорте? (4)
1. Беспрекословно выполнять требования террористов. 2. Не выделяться своим поведением. 3. При штурме ложиться на пол. 4. Искать при выходе затерявшуюся сумку.
6 класс Игра №1
1 Что не относится к основным видам экстремальных ситуаций в природе? (1)
1. Потеря ориентировки на местности. 2. Резкое изменение природных условий.
7. Какое требование к выбору места лагеря при ожидании спасателей не считается первоочередным? (4)
1. Рядом должна быть поляна для посадки вертолета. 2. В лесу не располагаться среди сухостоя. 3. В горах не располагаться под осыпающимся склоном. 4. Рядом должен быть источник воды.
8. Почему чай в горах заваривается хуже? (2)
1. Из-за нехватки кислорода в горном воздухе. 2. Из-за пониженного давления воздуха. 3. Из-за низкой температуры. 4. Из-за слабого огня в костре.
7 класс Игра №1
1. Что определяют по шкале Рихтера? (2)
1. Интенсивность землетрясения. 2. Магнитуду землетрясения. 3. Степень воздействия на окружающую среду. 4. Степень разрушения зданий.
2. Что измеряют по шкале Меркалли? (3)
1. Силу подземных толчков. 2. Мощность землетрясения. 3. Интенсивность
землетрясения. 4. Величину землетрясения
3. Что не рекомендуется делать в классе в момент толчков при землетрясении? (3)
1. Залезть под парты. 2. Стать в дверной проем. 3. Стать у окна. 4. Стать к внутренней капитальной стене.
4. Что не запрещается делать при первых толчках при землетрясении? (1)
1. Прыгать из окон первого этажа. 2. Пользоваться лифтом. 3. Создавать давку в
дверях. 4. Бежать по ступенькам вниз.
5. Что не относится к массовым инфекционным заболеваниям? (3)