Тип урока: урок практического применения знаний, умений, навыков.
Нетрадиционная форма в организации структуры урока: применение проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан»- сингапурская система
Продолжительность урока: 30 минут.
Цель урока: создать условия для развития умения мобилизоваться и принимать решения, обеспечивающие автоматизацию определенных действий в столкновении с ситуациями криминогенного характера
Задачи:
- формирование знаний об опасностях, связанных с криминогенными ситуациями, значений словосочетаний “криминогенная ситуация ситуация”, “опасность”;
-закрепление знаний учащихся о возможных местах возникновения криминогенных ситуаций;
Просмотр содержимого документа
«"Криминогенные ситуации и личная безопасность" »
Разработка урока
на конкурс муниципального этапа Республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Криминогенные ситуации и личная безопасность»
1.Учитель: Павлова Виктория Викторовна, преподавателя-организатора ОБЖ, 8 класс
2.ОУ: МБОУ «СОШ №13 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
3.Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности»
4.Категория: 1
5.Педагогический стаж:8 лет
6.2013-2014 учебный год
Тема урока: «Криминогенные ситуации и личная безопасность»
Тип урока: урок практического применения знаний, умений, навыков.
Нетрадиционная форма в организации структуры урока: применение проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан»- сингапурская система
Продолжительность урока: 30 минут.
Цель урока: создать условия для развития умения мобилизоваться и принимать решения, обеспечивающие автоматизацию определенных действий в столкновении с ситуациями криминогенного характера
Задачи:
- формирование знаний об опасностях, связанных с криминогенными ситуациями, значений словосочетаний “криминогенная ситуация ситуация”, “опасность”; -закрепление знаний учащихся о возможных местах возникновения криминогенных ситуаций;
-Помочь в работе по формированию безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях криминального характера.
-воспитание ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности.
Оборудование:
Для учителя: ноутбук, динамики, мультимедийный проектор, видеофильм МЧС РФ «Спасик и его друзья. Правила поведения в школе».
Для ученика: Мэнэдж мэт (инструмент для управления классом), маркеры, дидактический и раздаточный материал
Организация рабочих мест: нестандартная - столы расставлены для работы по группам.
Рекомендации по составу класса: обычный 8 класс, в классе может быть и слабый ученик и сильный.
Подготовка детей к уроку: повторить тему « Чрезвычайные ситуации природного».
Структура урока:
Организационный момент – 1мин.
Разминка (повторение пройденного) – 4 мин.
Проверка домашнего задания – 6 мин.
Исследовательская работа – 5 мин.
Словарная работа – 3мин.
Физкультминутка – 1 мин.
Музыкальное задание – 10 мин.
Создание проблемной ситуации – 3 мин.
Развитие речи – 3 мин.
Итог урока – 4 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Начало урока. Вход в урок - мобилизация
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на уроке ОБЖ.
- Давайте поприветствуем наших гостей – повернитесь и улыбнитесь им! А теперь обратитесь к Вашему партнера по плечу улыбкой, партнеру по лицу - кивком головы. Про меня не забудьте, и мне улыбнитесь!
Ну вот, другое дело, теперь мы с вами единое целое – улыбающийся коллектив!
На экране мультимедийного проектора текст «Урок по ОБЖ 8 класс» (слайд 1).
Планирование учебной деятельности + мотивация
Показ видеофрагмента из мультипликационного фильма «Три котенка» (слайд 2).
Учитель. Ребята, Вы просмотрели фрагмент мультфильма «Три котенка», постарайтесь назвать одним словом все ситуации, которые вы видите.
Фронтальный опрос:
- Какие правила поведения в повседневной жизни способствуют сохранению природной среды?
- Какие экстремальные виды опасностей природного характера вы знаете?
- Какие еще виды опасностей Вы знаете?
Учитель оценивает ответы учащихся.
Учитель. Итак, тема нашего урока…. (далее дети сами формулируют тему урока «Криминогенные ситуации и личная безопасность»).
На экран выводится название урока «Криминогенные ситуации и личная безопасность» (слайд 3).
Актуализация знаний
Учитель. В последние годы значительно расширились источники опасностей для детей, наблюдается рост числа несчастных случаев с их участием, числа пропавших детей и фактов жестокого обращения с детьми. Как Вы думаете, можно ли оградить детей от опасностей? Подумайте, какие криминогенные ситуации угрожают личной безопасности ребенка. Ребята, мы проведем Сингл Раунд Робин (обучающаяся структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз) - обсуждение по кругу, после которого один участник из каждой группы должен дать ответ. Приступайте.
Учащиеся обсуждают варианты в каждой команде по кругу.
Учитель.Закончили обсуждение. Один участник из команды должен дать ответ. (Ребята предлагают свои варианты).
Учитель. Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация? Опасность?
(Ребята предлагают свои варианты).
Учитель.Внимание на экран. На экране приводится формулировка понятия «Криминогенная ситуация», «Опасность» (слайд 4).
Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.
Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Вывод: опасность - это когда человеку что-то или кто-то угрожает. Возможные опасные места: дом, квартира (когда ребенок один), лифт, улица.
Учитель. Спасибо, а сейчас внимание на экран. Вашему вниманию представлено изображение Вашей школы, снимок сделан со спутника (слайд 5). Посмотрите, какая она большая. А сейчас мы уменьшим размеры карты и на следующем изображении школа находится в центре города среди улиц, домов, организаций и предприятий (слайд 6). Это наш любимый, маленький город, но даже здесь детей могут подстерегать опасности криминогенного характера (слайд 7). Для того, чтобы избежать беды и проблем мы с Вами должны строго соблюдать правила личной безопасности (слайд 8). Сейчас с Вами мы посмотрим фрагмент видеофильм «Спасик и его друзья. Правила поведения в школе» (просмотр видеофильма).
Учитель. Пожалуйста, перечислите, в какие опасные ситуации мог попасть Спасик? (выслушиваем ответы).
- Почему мальчика зовут Спасик?
- Ребята, на часах в видеофильме указано опасное время, что это за время? (Ребята отвечают, это время, после которого несовершеннолетние дети не могут находиться одни, без родителей на улице).
Учитель. Госдума Российской Федерации в 2009 году приняла поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» комендантский час для несовершеннолетних. Теперь те, кому ещё не исполнилось восемнадцать лет, с 22.00 до 6 часов утра должен либо сидеть дома, либо перемещаться в сопровождении родителей.
Учитель. Вопрос на внимательность – в видеофильме на циферблате часов указано время, где здесь кроется ошибка. (Ответ: время указано с 23.00 до 6.00, данное время комендантского часа для несовершеннолетних в России было до 2009 года).
Учитель. Напоминаем некоторые правила безопасного поведения в ЧС криминогенного характера (слайд 9-10):
-если есть возможность уйти от столкновения с преступниками – бегите что есть силы;
-при бегстве выбирайте для себя более лёгкий, а для догоняющего более тяжёлый маршрут:
Если столкновения не избежать, примите к сведению несколько советов:
-отдайте деньги (держите наготове небольшую сумму для этих целей), если того требует ситуация – деньги вы ещё заработаете, а здоровье – нет;
-не надо устраивать спор и стыдить хулиганов, а тем более угрожать преступникам – они знают, на что идут, и всё уже давно продумали, ваши слова их только излишне возбудят;
-жизнь и здоровье ценней любой вещи. Сейчас ваша цель – выйти из ситуации с наименьшими потерями, а не победить в схватке;
Может произойти так, что вас ввяжут в драку. Помните: уличная драка – это борьба за себя без правил. Значит, здесь уместны любые способы защиты. Есть под рукой камень – берите и бейте им, попалась штакетина, палка, горсть песка – всё пойдёт вам на пользу. У нас есть «оружие» - это ногти, царапайтесь. У нас есть зубы – кусайтесь. Если девочки на каблуках – воткните их в обувь бандиту.
Главное в драке – не упасть. Если случилось, что вас повалили – свернитесь в клубок, закрывая ладонями голову, локти прижмите к туловищу. Так вы хоть на немного ослабите силу ударов ногами.
Физминутка (слайд 11).
Учитель. Ребята, давайте вместе – вы сидя за своими партами, а я стоя, выполним движения, которые можно применить при нападение злоумышленника на ребенка.
Первое действие: это привлечение внимание прохожих - машем руками, вертим головой, кричим о помощи.
Второе действие: царапаемся ногтями - движения пальцами.
Третье действие: убегаем от злоумышленника - движение руками при беге.
Спасибо!
Учитель. Ребята, сейчас мы проведем Фо Бокс Синектикс Ревью (слайд 11).
(Фо Бокс Синектикс Ревью - обучающая структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон путем составления аналогий).
Перед Вами на столах лежат заполненные листы, на которых изображены по одному неодушевленному предмету в каждом квадрате, один из которых умеет двигаться. В квадрате приведена аналогия, которую Вы должны заполнить по следующему образцу на экране. Каждый из участников групп должен представить по одной интересной аналогии, из которых выберите 1-2 самых удачных и представим всему классу.
Примеры приведены на экране.
Наушники опасны, потому что ты, слушая музыку, потеряешь бдительность
Пожар в лесу опасен, потому что могут погибнуть животные и уничтожены лесные насаждения
Ребята обсуждают в группах и представляют аналогии.
IV. Практикум (отработка рекомендаций по профилактике личной безопасности подростков).
Раздаётся звонок телефона. Девочка берёт телефон и разговаривает (отвечает на вопросы позвонившего).
Девочка: – Алло, вы попали в квартиру Петровых.
-Нет, наш телефон 6-22-55
-А родителей дома нет. Они работают до 7 вечера.
- Меня зовут Света. Я дома одна.
-Мне скучать некогда. Сейчас я ухожу на тренировку. Буду поздно.
- Всего доброго.
Учитель. Какие ошибки при разговоре по телефону допустила девочка? Можно ли рассказывать незнакомым людям информацию о своей семье и доме?
Итак: – Нельзя (слайд 13-14).:
упоминать в присутствии посторонних о доходах вашей семьи, об отъезде родителей, хвастаться имеющимися дома ценностями, дорогой аудио- и видеоаппаратурой;
сообщать в разговорах по телефону с незнакомыми какие-либо сведения (номер телефона, информацию о родителях и т.п.);
давать адреса и домашнего телефона незнакомым лицам без явной необходимости.
V. Контроль знаний. Тестирование учащихся. Нельзя:
Просмотр вопросов на экране (слайд 15).:
Задание №1. Вы открываете дверь квартиры, а в вашей квартире посторонние. Ваши действия? Предполагаемые действия:
1 – закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка; 2 – обратиться за помощью к соседям; 3 – доступным способом вызвать милицию; 4 – позвонить домой и узнать, что там происходит; 5 – попросить кого-нибудь из соседей дежурить у подъезда, чтобы выяснить на какой машине и куда уедут воры; 6 – наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запомнить “гостей” (лица, одежду, телосложение).
(слайд 16)
Задание №2. Вы слышите шум, крики о помощи в подъезде вашего дома. Ваши действия? Предполагаемые действия:
1 – постараться выяснить причину, не подвергая себя опасности; 2 – не вступая в единоборство с преступниками, сообщить о происходящем соседям, людям, входящим в подъезд или прохожим; 3 – если конфликт мирным путем разрешить не представляется возможным, то необходимо вызвать наряд милиции.
(слайд 17)
Задание №3. На вас напали в лифте. Ваши действия? Предполагаемые действия:
1 – забыть о страхе и нерешительности; 2 – пустить в ход все подручные средства и приемы самозащиты; 3 – помнить, что успех зависит от неожиданности, решительности и напора; 4 – помнить, что большинство преступников бояться своей жертвы; 5 – во избежание подобных ситуаций не входить в лифт с незнакомыми лицами.
VI.Домашнее задание:
Учитель: Наше домашнее задание называется «Предупрежден – значит вооружен». Обсудите с родителями действия при проникновении посторонних лиц в вашу квартиру его и примите меры к защите вашего жилища от посторонних. Продумайте Ваши действия, если перерезаны телефонные провода.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: – Сегодня мы попытались проиграть в вашем воображении некоторые ситуации, которые очень часто встречаются в нашей жизни.
Чему мы сегодня научились? Какой вывод сделал каждый из вас?
Существуют криминогенные ситуации, опасные для детей.
От того, как Вы сумеете повести себя в подобных ситуациях, будет зависеть ваше здоровье и жизнь.
Будем надеется, что вооружившись этими знаниями и умениями Вы сможете избежать таких ситуаций.
Всего доброго! Спасибо!
Литература.
Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2007 г.
Комплексная учебная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений./под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва. Издательство АСТ. 2008 г.Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н. Семёнов, В.П. Лысенко, Москва, Высшая школа 2007 г.
Репина Т.А., Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.-Саратов: Лицей, 2009.-64 с.
http://festival.1september.ru/subjects/12/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по ОБЖ.
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.