Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»
Открытый интегрированный урок учителя ОБЖ Моторина А.А.
Учителя: Моторин А.А.
Липнягова Н.А.
Тема: «Символы воинской чести. Боевое знамя – символ воинской чести,
доблести и славы».
Цели урока: расширение и углубление уже имеющихся у вас знаний, полученных на уроках по истории; получение новых знаний о боевом знамени в\ч, расширение вашего кругозора и пополнение словарного запаса новыми понятиями и терминами.
Оборудование урока: компьютерный системный блок, DVD – проектор, экран, школьная доска, наглядные пособия, видеоматериал по теме урока, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
Вступительное слово учителя Моторина А.А.:
Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, у нас присутствуют гости, мои коллеги из школ Петушинского района, учителя ОБЖ, администрация нашей школы и ребята из 7 класса. Мы рады приветствовать их сегодня у нас. Во-вторых, урок интегрированный. Что это значит? Мы будем вспоминать материалы истории по государственной символике, и изучать материал по ОБЖ. Вести сегодняшний урок будут 2 учителя: я, и учитель истории Липнягова Наталья Анатольевна.
Каковы же цели урока? Во-первых, нам надо расширить и углубить имеющиеся у вас знания по государственной символике: гербу, гимну, флагу. Во-вторых, получить новые знания по символам воинской чести, к которым относятся боевое знамя, ордена и медали, разные ритуалы и т.д. Данная тема рассчитана на 3 урока.
Тема сегодняшнего урока: «Символы воинской чести. Боевое знамя – символ воинской чести, доблести и славы». Сегодня мы изучим вопросы, относящиеся к боевому знамени.
Родина… Это слово с детства знакомо каждому. Наша Родина – Россия. Во время военных годин слово «Родина» отождествлялось со словом «Мать». Родина-Мать в опасности. И как мать, надо было защищать свою родину до последней капли крови.
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна.
Нет ни в чем тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.
Сколько раз тебя пытали:
Быть России иль не быть.
Сколько раз тебе пытались
Душу русскую сломить.
Но нельзя тебя, я знаю
Не сломить, не запугать.
Ты нам Родина родная,
Дорогая наша мать.
Поэт Ножкин прекрасно выразил чувство любви к родине.
2010 год – год 65 годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне. 1418 дней длился этот кромешный ад. Только официально, погибшими считаются более 27 млн. человек.
У нас в школе проводится месячник военно-патриотического воспитания, посвященный 65 годовщине Великой Победы в ВОВ. В коридоре оформлена выставка, где вы можете посмотреть, какие мероприятия проводились в школе, и кто из учащихся школы принимал в них участие
Государственные символы: герб, гимн, флаг. О них вы уже вели речь на уроках истории. Наша задача сегодня напомнить вам о них. Предоставим слово экскурсионной группе из 7 класса и Наталье Анатольевне (выступление учащихся 7 класса и Н.А. Липняговой).
Итак, ребята, символов чести, как таковых, много. Это и герб государства, гимн, флаг государства, флаг вооруженных сил и всех родов войск в отдельности, боевые награды, воинские ритуалы, воинские звания и титулы, вечный огонь в Александровском парке у стен Кремля в Москве. На сегодняшнем уроке мы подробно поговорим о боевом знамени.
Во время поисковых работ, проводимых в местах прошедших боёв, находят человеческие останки, обмотанные боевыми знаменами воинских частей. Это является примером того, что для любого солдата нет главнее символа чести, чем знамя (демонстрация БОЕВОГО ЗНАМЕНИ).
Рассмотрим сегодня вопросы по плану: 1) понятие боевого знамени; 2) история возникновения боевого знамени; 3) ритуалы, относящиеся к боевому знамени.
Открывайте тетради, записывайте дату, тему урока и определение. Саша, прочитай еще раз определение вслух. Спасибо.
Остановимся на истории возникновения боевого знамени (демонстрируется фильм).
Итак, мы посмотрели фрагменты из истории возникновения и создания боевого знамени. Запишите в тетрадях, как раньше назывались знамена.
А сейчас поговорим о ритуалах, относящихся к боевому знамени. О них расскажет Катя. А примеры из истории о защите знамен, приведут Алишер и Денис. Послушаем их (выступление 10-классников).
Давайте запишем выводы. Знамя выносится только в торжественных случаях. Знамя охраняется круглосуточно. Запишем с красной строки: потеря знамени означает расформирование воинской части.
Итак, мы с вами дали понятие боевого знамени, рассмотрели вопросы о знамени и ритуалах, относящихся к знаменам. На территории петушинского района есть несколько воинских частей. О нашей подшефной части нам расскажет Расима.
Записываем в тетрадях домашнее задание: 1) повторите понятие; 2) вспомните историю создания знамен и относящиеся к ним ритуалы; 3) подготовьте рефераты по государственным наградам.
Теперь предоставим слово Наталье Анатольевне:
Хотелось бы рассказать вам об истории возникновения боевого знамени.
Боевые Знамёна с древних времен играли особую роль в жизни войск. На языке наших предков «наволочить стяг» означало построить армию в боевой порядок, приготовить к сражению. Каждый участник знал: пока над полем боя развиваются знамена, враг не одолел их. Упавший стяг символизировал поражение. Поэтому издревле повелось оборонять знамя, не щадя своей жизни.
У древних славян Знамя называлось стягом и имело вид шеста с пучком травы или конской гривой наверху (так называемые «чолки стяговые»), позже, вместо них стали использовать матерчатый клин ярких цветов, над которым укреплялось железное копьё. Слово «знамя» взамен слова «стяг» вошло в употребление в России в конце 15 века. С образованием в середине 16 века стрелецких полков им стали жаловать знамена большого размера (одно на полк) и малого размера (по одному на сотню). Знамена имели вид прямоугольника, как и в наше время.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович утвердил трехцветный воинский флаг (бело-сине-красный) с нашитым на нем двуглавым орлом, символизирующим власть, силу и единство.
При Петре первом были установлены определенные формы и рисунки воинского знамени. В «Воинском уставе» 1716 года говорилось: «Кто знамя своё или штандарт до последнего часа своей жизни не оборонит, оный не достоин имя солдата иметь». А за овладение в бою неприятельскими знаменами давали особые награды. Данный устав определял высокие обязанности знамёнщика, т.е. солдата, который вовремя боя всегда находился рядом с боевым знаменем и отвечал за его сохранность и неприкосновенность.
С конца 18 века стали вручать только полковые знамена, которые хранились в полку бессрочно. На знамени изображались государственный герб, императорские вензеля, лавровые ветви, короны, полковые гербы.
В разные времена Боевые Знамена назывались по-разному: стяг, хоругвь, прапор, бунчук, штандарт, (на доске записаны данные понятия).
Воинская часть в поселке Городищи.
В июне 1942 года был сформирован центральный военный склад № 919, он предназначался для хранения и обслуживания снаряжения для боевых машин «КАТЮША». В годы войны на этом складе служили солдаты в возрасте от 50 до 60 лет. Они разгружали и нагружали составы с вооружением. Иногда, не успев нагрузить один состав, подходил другой. Очень часто люди работали круглосуточно.
За отличное выполнение заданий Правительства СССР в годы Великой Отечественной войны, указом Председателя Верховного совета СССР от 29 марта 1944 года, центральный военный склад был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
В феврале 1947 года склад был переформирован в центральную артиллерийскую базу вооружения. Там хранилось артиллерийское и стрелковое оружие.
В 1980-1989 годах часть выполняла боевую задачу по оказанию интернациональной помощи народу республики Афганистан. Она принимала участие во время боевых действий в Чечне, Европе, Таджикистане по поставке оружия.
А теперь переходим к домашнему заданию. Откройте свои дневники. Вы выучите и повторите определение «Боевого Знамени», его значение в жизни военнослужащего. Необходимо подготовить реферат о нашей подшефной в\ч в пос. Городищи, о государственных наградах – орденах и медалях, о них мы будем говорить с вами на следующем уроке.