kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия по теме "Костры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить различные виды костров, их назначение и способы розжига.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по теме "Костры"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«ДДЮТиЭ»













План-конспект занятия по туризму

Для учащихся 1 года обучения 3 класс

Тема «Костер»







Выполнил: педагог д/о

I квалификационной категории

Н.Ю. Кочкина









Кунгур 2015

План - конспект занятия по туризму

Педагог: Кочкина Нина Юрьевна

Объединение: «Школа безопасности»

Дата проведения: 08.04.2015

Время проведения и длительность: 17.00 – 17.45

Группа: 1го года обучения, 3 класс

Тема: «Костры»

Тип урока: Обучающий

Цель: Изучить различные виды костров, их назначение и способы розжига

Задачи:

обучающие:

познакомить:

  • с разными способами розжига костра;

  • с различными типами костров;

  • с костровым оборудованием;

  • с техникой безопасности при розжиге костра и его использовании;

научить:

  • самостоятельно находить варианты наиболее эффективного способа организации костра, в зависимости от ситуации;

развивающие:

  • способствовать формированию бережного отношения детей к природе;

воспитывающие:

  • способствовать формированию социально-значимых качеств: дисциплинированности, внимательности, ответственности, терпения, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

  • воспитать умение детей работать в группе;

  • пробудить чувство удовлетворенности от выполненной работы.

Место проведения: МБОУ ДОД «ЦДТ» каб. №5

Время проведения: 17.00 (45 минут)

Инвентарь: проектор, ноутбук, карточки с заданиями

Подробный конспект занятия

  1. Орг.момент

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть.
Бытует мнение, что долго можно смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и звездное небо. Вот и я вам, что бы получить заряд положительных эмоций предлагаю посмотреть небольшой видео ролик.

  1. Подготовительная часть

  1. Сообщение темы и цели

Отличный ролик. Подбодрил нас немного. А теперь давайте перейдем непосредственно к нашему занятию.

Кто мне напомнит тему нашего предыдущего занятия. Правильно – это «Организация питания в туристическом походе. Составление меню».

А какое основное блюдо в походе. Отлично - это горячее.

Чтобы проверить знания по теме: «Организация питания», вы разгадаете кроссворд, а также разгадывая его, вы узнаете тему сегодняшнего занятия.

(Слайд с кроссвордом)

  1. Ее запекают на углях (картошка)

  2. Имеет три состояния: жидкое, твердое и газообразное (вода)

  3. Белый яд (соль)

  4. Кастрюля для леса (котелок)

  5. Консервированное мясо (тушенка)

  6. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)





КРОССВОРД




1

К










2


О











3

С







4



Т







5




Ё









6



Р









Все ингредиенты в сборе и уже в котле, а на чем же мы приготовим наш суп?

Правильно, на костре! Как вы думаете, что же мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего занятия?

Вы правы, тема нашего занятия «Костры»

Сегодня мы познакомимся с различными видами костров, их назначением, способами розжига.

  1. Основная часть

А кто мне сможет сказать, определение костра. (ответы детей)

Для кого-то костер – просто горящая груда дров. Но для туриста костер – это больше, чем огонь. Это центр бивака. Костер — это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса; это место общения, тепло и уют. Костер — это еще и аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности. Ни одно путешествие, ни один поход в лесистой местности, в местности, поросшей хотя бы кустарником, не обходится без костра.

С чего начинается костер? (ответы детей)

С выбора места для костра.

Костер должен быть расположен не высоко, не низко, не далеко, но и не близко. Он должен освещать по возможности все палатки, дым его должен разгонять комаров на всей стоянке, а тепла должно быть достаточно на всех членов группы плюс три казана или ведра.

Но плохо, если искры от костра, не успев "погаснуть на лету", достигнут палатки. Нехорошо, если дым будет душить не только комаров, но и людей.

Да, свод законов выбора места для костра — это наука. Но притворить их в жизнь,— искусство!

Сейчас мы с вами немного поиграем. Разделимся на 4 команды. Все вы наверняка видели, как разжигается костер, вашими родителями, соседями или просто из телевизионных передач. Опираясь уже на имеющийся жизненный опыт

первая команда - выберет площадку для костра;

вторая команда – подготовит площадку для этого костра;

третья команда - напишет, из чего бы вы положили в костер для его разведения;

четвертая команда - сформулирует меры безопасности при работе с костром.

На это задание вам дается 1 минута. По истечении которой, один человек от команды, аргументированно представит ваши наработки.

(Работа в группах. Ответы детей. Дополнение педагога)

Площадку для костра выбирают:

  • На открытом, но защищенном от ветра месте, желательно около воды;

  • Разводите костер на вытоптанном участке земли, на старых кострищах;

  • Расстояние от деревьев, смоляных пней не менее 5-6 метров.



Подготовка площадки для костра

  • если дерн, снимите его, переверните травой вниз и уложите вокруг костра;

  • уберите листву, хвою, траву вокруг костра на расстоянии 1 – 1,5 м (могут загореться);

  • если есть возможность обложите костер камнями.



Опасно разводить костер в следующих местах:

- на старых горельниках;

- на торфяниках (может возникнуть подземный пожар);

- в хвойном молодняке (легко может возникнуть верховой пожар);

- на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой;

- на вырубках, где много сухих лесных остатков;

- в лесу, на каменистых россыпях (в расщелинах между камнями накапливается сухая лесная подстилка, пожар, возникший в таком месте, потушить практически невозможно);

- в ветровале (в лесу, захламленном поваленными ветром, вывернутыми с корнем деревьями) и буреломе (в лесу с поломанными бурей деревьями);

- непосредственно около деревьев.

Место выбрали, площадку оборудовали, о мерах безопасности помним. Переходим непосредственно к кострам.

Внимание на экран

Костры делят на "дымовые" (для сигнализации, отпугивания комаров, слепней, гнуса), "жаровые" (для приготовления пищи, просушивания вещей, обогрева людей, особенно если они ночуют у костра), "пламенные" (для освещения бивака, приготовления пищи). Основные типы костров представлены ниже, но в чистом виде любой из типов костров, в любой из классификаций применяется редко.

Видов костра существует огромное количество, разберем самые применяемые, ведь от того какой костер вы разведете будет зависеть ваша жизнь и жизнь близких.

Общие правила по разведению костров:

  • Костер необходимо защитить от большого ветра.

  • Костру должен быть обеспечен доступ воздуха, иначе он будет плохо гореть и дымить.

  • Для обогрева лучше разводить широкий костер, а для приготовления пищи – небольшой конусообразный.

  • Тепло от костра идет вверх, поэтому постель у костра нужно устраивать выше его пламени.













ЗВЕЗДНЫЙ

Экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева. Они раскладываются в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру (5-8 штук поленьев укладывают на угли с нескольких сторон по радиусам от центра). Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру.

ТАЕЖНЫЙ

Этот костер наиболее удобный для навесов (бревно лежит вдоль навеса, 2-4 бревна потоньше кладут звездообразно концами на него, с подветренной стороны, противоположной навесу). По мере сгорания их подвигают, годится и для ночлега без навеса.

Широкий фронт огня позволяет на таком костре варить пищу для большой группы, сушить вещи и ночевать рядом без палатки. Это костер длительного действия, он не требует частого подкладывания дров.

КОЛОДЕЦ

"Колодец" — это жаровой костер. Дрова, в которых укладывают наподобие сруба избы. Самый распространенный и простой вид костра. Дает низкое и широкое пламя. В костре хороший доступ воздуха к огню, поленья обычно горят равномерно по всей длине. Дрова сгорая образуют много углей, дающих высокую температуру. Этот костер удобен как для приготовления пищи, так и для обогрева и сушки одежды.

НОДЬЯ







Костер применяется для ночлега в холодную погоду. Надо срубить 3 сухостойных еловых бревна диаметром около 30 см, длиной до 3 м, затесать их с одной стороны во всю длину. Два бревна положить рядом, в зазоре между ними разжечь легко воспламеняемый материал (тонкие сухие веточки, бересту), после чего третье бревно положить сверху так, чтобы затесанные поверхности их были обращены одна к другой. Разгорается нодья медленно, но гореть будет всю ночь и не требует регулировки. Хотя, если нужно, жар можно немного регулировать, раздвигая или сдвигая нижние бревна.

Нодью можно сделать и из двух, положенных друг на друга бревен. В этом случае для того, чтобы они не падали, с обоих концов необходимо вбить по паре кольев. Разжигать нодью удобнее, используя угли из костра, равномерно рассыпав их по всей верхней поверхности нижнего бревна.

Замечательное свойство этого костра в том, что его не нужно подправлять в течение ночи, следовательно, спать можно спокойно.

ШАЛАШ

Самый простой и распространенный тип костра. Поленья укладывают или даже устанавливают под углом к центру. При этом они частично опираются друг на друга. В верхней части пламя получается концентрированным, жарким. Костер этот удобен для освещения лагерной площадки и варки с небольшим количеством котлов. Для такого костра можно использовать валежник, хворост, другие тонкие дрова. Костер дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева, образует мало углей и нуждается в постоянном пополнении топливом.

Сигнальные костры.

Костер "Пионерский" - аналогичен костру шалаш, только значительно выше. Самые длинные палки, которые располагаются с внешней стороны костра, должны иметь длины 1.5-2 метра. Костер быстро разгорается, дает очень высокое пламя, но быстро прогорает и разваливается.

Дымовой костер разводят на основе костра «шалаш», при котором образуется сильный поток восходящего воздуха, и когда тот хорошо разгорится, начинают подкладывать в него сырые ветки, лучше хвойных пород, и траву. В результате получается столб былого дыма. Для получения черного дыма, необходимо использовать смолу, нефтепродукты, резину.



ПОЛИНЕЗИЙСКИЙ

Костер невидим и дает много углей и золы. Для такого костра вырывают яму, обкладывают стенки ее камнями (или обмазывают глиной), а на дне разводят огонь. По возможности место для него следует выбирать под нависшей скалой или густой кроной дерева - в этом случае он будет незаметен не только с боков, но и сверху. Костер не требует большого количества дров. Чтобы дрова в костре хорошо горели и не дымили, рядом надо вырыть другую яму с узким каналом к костру для доступа воздуха.

КАМИН



Камин очень удобен для ночного обогрева. Горит очень долго. Складывается из четырех коротких брёвен в виде колодца, с одной стороны которого сооружают наклонную стенку или тепловой экран. Для этого с подветренной стороны вбивают 2 наклонённых кнаружи толстых кола, на которые укладывают сложенные друг на друга крупные поленья или короткие брёвна. Костёр разводят внутри колодца. Верхние поленья экрана постепенно скатываются вниз по мере прогорания нижних. Палатка ставится в 1-2 м от костра.



Перечисленные типы и виды костров — это, так сказать, базовые конструкции, которые, как уже было упомянуто, в чистом виде применяются редко. Лишь вначале костер может иметь вид шалашика или колодца, а затем поленья укладывают в различных сочетаниях. "Шалаш" и "колодец", "таежный" можно использовать для разведения костров, вкладывая этими способами небольшие веточки и лучины.

Помни!

  • За костром необходимо постоянно следить: он все время живет, меняется;

  • Уходя, потушите костер, залейте его водой или засыпьте землей (камнями), или закройте дерном.

  • В горящий костер нельзя лить бензин, от одной искры может взорваться

  • Дежурные у костра должны работать в обуви, в одежде с длинными рукавами и обязательно в рукавицах.



  1. Заключительная часть

Для закрепления изученного материала разобьемся на 7 групп по 2-3 человека. Каждая группа вытянет листочек с названием костра и попробует его воспроизвести из материала, лежащего на парте.

Молодцы ребята отлично! С кострами вы справились!

А теперь продолжите предложения:

Для меня было интересно –

Я узнал –

Я не понял –

Я хотел бы знать –

Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы работали. (рефлексия по всей группе и отдельным учащимся)

Тема нашего следующего занятия: «Костровое оборудование», а домашнее задание подготовить небольшой доклад о способах добычи огня.

И продолжая тему огня, вы видите, на столе у меня лежат язычки пламени. Уходя с занятия, вы должны будите выбрать один из них и приклеить к нашему костру, но выбрать не просто любой, а

«Красный» - если занятие было интересным и познавательным, я многому научился, и это для меня было важно.

«Оранжевый» - если занятие было интересным и познавательным, но некоторые упражнения показались мне трудными.

«Желтый» - если мне было не интересно, я ничего не понял, ничему новому не научился.

До свидания! До новых встреч!

















14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого занятия по теме "Костры"

Автор: Кочкина Нина Юрьевна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обычаи  традиции и культура народов Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-obychai-traditsii-i-kul-tura-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "233840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443250234"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект воспитательного часа "Я выбраю здоровье""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt_vospitatiel_nogho_chasa_ia_vybraiu_zdorov_ie"
    ["file_id"] => string(6) "391017"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486916176"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка по теме "Олимпийские игры" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-olimpiiskiie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "122283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414174927"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства