kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс: 8. Тема: «Обеспечение химической защиты населения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 8.

Тема: «Обеспечение химической защиты населения»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс: 8. Тема: «Обеспечение химической защиты населения»»

8



Класс: 8.

Тема: «Обеспечение химической защиты населения»


Цель урока. Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в стране и в регионе, для защиты населения от химических аварий. Обобщить знания в области средств индивидуальной защиты и их защитных свойствах.


Целевые установки урока


Предметные результаты:

  • знать основные мероприятия по химической защите населения;

  • уметь правильно действовать при угрозе возникновения химической аварии или в условиях чрезвычайной ситуации, возникшей на химически опасном объекте;

  • знать порядок действий при подготовке к химической аварии, как действовать при химической аварии и после того, как она произошла.


Метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • выдвигать предположения и доказывать их;

  • уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и при использовании электронного приложения;

  • определять способы действий при получении сигнала о химической аварии в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Личностные результаты:

• усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении химической аварии.


Оборудование

• ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5—9 кл.: Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / под ред. А. Т. Смирнова.

  • Ватно-марлевые повязки.

  • Противопылевые тканевые маски.

  • Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.).

  • Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, и т. п.).

  • Фильтрующие СЗК .

  • Детские изолирующие камеры.

  • Мультимедийный компьютер.


Ход урока


  1. Повторение пройденного материала.


  1. Какую роль играет химическая промышленность в обеспечении потребностей человека?

  2. Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ)?

  3. Какие объекты экономики считаются химически опасными объектами?

  4. К каким последствиям может привести воздействие АХОВ на организм человека?

  5. Что такое химическая авария? Перечислите её возможные последствия.


  1. Сообщение темы и цели урока.


Тема урока «Обеспечение химической защиты населения».

Цель урока: познакомиться с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения.


  1. Изложение программного материала.


Химическая защита населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых в стране, направленных на обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Важность обеспечения химической защиты обусловливается наличием на территории России большого количества химически опасных объектов (свыше 2,5 тыс.) и неизбежностью дальнейшего развития химической промышленности.

Особое внимание уделяется защите населения, проживающего в непосредственной близости от химических производств. Необходимо отметить, что в связи со скоротечностью развития химических аварий способы защиты населения имеют свою специфику и особенности.

Меры по защите населения от химических аварий осуществляются силами и средствами предприятия, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла химическая авария и сложилась чрезвычайная ситуация. Организация защиты возложена на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями (ГОЧС), которые создаются при органах исполнительной власти местного самоуправления (на объектовом уровне создают отделы ГОЧС).


Это должен знать каждый


Основные мероприятия по химической защите населения включают:

    • своевременное обнаружение возникновения химической аварии и оповещение о ней;

    • обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и применение этих средств;

    • укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ.

Защиты населения от АХОВ.

Слайды с 1по6 общие понятия(cтруктура)

Одним из эффективных способов защиты населения является использование средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов, ватно-марлевых повязок и т. п.) 6- 11 слайды.

Противогазы для обеспечения защиты населения (гражданские противогазы), как правило, хранятся на складах, расположенных за пределами городов на расстоянии 50-80 км. В таких условиях реальная доставка и выдача их может занять 6-8 ч. Поэтому в целях обеспечения защиты населения, проживающего вблизи наиболее крупных химически опасных объектов, планируется выдавать ему в личное пользование противогазы, находящиеся на складах.


ЭТО ИНТЕРЕСНО


В 2003 г. в полном объёме было обеспечено средствами индивидуальной защиты население, проживающее и работающее в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия (город Щучье Курганской области и посёлок городского типа Горный Саратовской области). Средства индивидуальной защиты населения этих районов выданы для личного хранения.


Кроме того, фильтрующие противогазы рассчитаны на защиту от боевых отравляющих веществ и практически не защищают от ряда АХОВ, таких, как аммиак, окиси азота, окись этилена.

Начиная с 1993 г. промышленностью страны по инициативе МЧС России налажен выпуск дополнительных патронов ДПГ-1 и ДПГ-3 к существующим противогазам, применение которых устраняет недостатки гражданского противогаза. Так, при концентрации аммиака в воздухе 5 мг/л (острое отравление проявляется при 0,3 мг/л) с патроном ДПГ-1 время защитного действия равно 30 мин, а с ДПГ-3 – 60 мин. Патрон ДПГ-1 с противогазом защищает от двуокиси азота и окиси этилена в пределах 25-30 мин (см. табл. на с. 123).

Средства индивидуальной защиты кожи состоят из специальной защитной одежды, в которую входят общевойсковой защитный комплект, лёгкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон, защитная фильтрующая одежда. Специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи. Слайд с 12-17.


Внимание!


Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой плёнкой. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, резиновые боты и галоши.


Необходимо отметить, что, начиная с 1999 г., в нашей стране возобновились производство и поставка средств индивидуальной защиты (СИЗ) для населения. При этом поставка СИЗ осуществляется, в первую очередь, в субъекты РФ, на территории которых расположены потенциально опасные объекты, такие как арсеналы химического оружия, крупные химически опасные предприятия. В декабре 2005 г. общий уровень обеспеченности населения, проживающего вблизи радиационно и химически опасных объектов, средствами индивидуальной защиты составил несколько выше 60%, в т. ч. противогазами – на 75%, респираторами – на 60%, камерами защитными детскими – на 45%, дополнительными патронами – на 10%, антидотами от АХОВ – на 25%.

Население, проживающее в районах расположения химически опасных объектов, в некоторых случаях при возникновении химической аварии и чрезвычайной ситуации может укрываться в защитных сооружениях гражданской обороны, в которых предусмотрена герметичность помещений, используемых в качестве временных укрытий.


Внимание!


Для уменьшения поражающего воздействия АХОВ на людей, находящихся во время химической аварии в зданиях и сооружениях, рекомендуется использовать различные подручные средства для усиления герметичности помещений. Этим можно в определённой степени уменьшить проникновение наружного воздуха в помещение и снизить концентрацию АХОВ.


Немаловажное значение в деле обеспечения химической защиты населения имеет обучение населения поведению при угрозе возникновения или в условиях чрезвычайной ситуации, возникшей на химически опасном объекте. Особенно это касается населения, проживающего рядом с опасным объектом.

Специалисты МЧС России разработали практические рекомендации о том, как правильно вести себя в этих ситуациях.


Как подготовиться к химической аварии


Для ознакомления приведём характеристики наиболее распространённых АХОВ.

Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Газ горюч, с воздухом образует взрывоопасную смесь. Ёмкости с газом при нагревании могут взрываться. Перевозится в сжиженном состоянии под давлением в железнодорожных цистернах с надписью «Аммиак». Международный код – 1005.

Аммиак обладает удушающим действием, возбуждает центральную нервную систему и вызывает судороги. При высоких концентрациях возможен смертельный исход.

Хлор – при нормальных условиях газ жёлто-зелёного цвета с резким раздражающим специфическим запахом, тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза, вследствие чего стелется по земле, скапливаясь в низинах, подвалах, колодцах, переходах, туннелях. Хранится и перевозится под давлением в стальных баллонах и железнодорожных цистернах жёлтого цвета с красной полосой. При выходе в атмосферу дымит, заражает водоёмы. Мало растворим в воде, не горюч. При испарении образует с водяными парами белый туман. 1 кг жидкого газа образует 316 л газа. Международный код – 1017.

Опасна для жизни и здоровья также ртуть – серебристый жидкий металл плотностью 13,5 г/см3. Применяется в термометрах, манометрах, приборах, при производстве хлора и едкого натра (в качестве катода). Ртуть и её соединения ядовиты. Она легко испаряется даже при низкой температуре. При разливе равномерно распространяется по всему объёму. При температуре выше +28 0С пары ртути снова попадают в воздух. Они характеризуются ярко выраженной токсичностью, что пагубно сказывается на эндокринной системе человека: вначале появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная боль. Позже начинают дрожать руки, веки, а в тяжёлых случаях – ноги. Меры спасения: быстро покинуть опасное место и срочно вызвать специалистов; постараться сменить одежду; принять душ; прополоскать рот 0,25%-ным раствором марганцовки; обязательно почистить зубы.


Внимание!


Запомните характерные особенности сигнала оповещения населения о химической аварии «Внимание всем!» (вой сирен и прерывистые гудки предприятий), порядок действий при его получении, правила герметизации помещения, защиты продовольствия и воды.


Изготовьте и храните в доступном месте ватно-марлевые повязки для всех членов семьи. Имейте памятку о действиях населения при аварии на химически опасном объекте.


20-25 слайд. Как действовать при химической аварии

При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприёмник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.

Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трёхсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Место укрытия выбирайте в зависимости от свойств АХОВ. При заражении аммиаком нужно укрываться в полуподвальных или подвальных помещениях. При заражении хлором и фосгеном необходимо подняться на верхние этажи здания или высоты.

При аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в неё категорически запрещено.


26 слайд. Как действовать после химической аварии

27 слайд. Эвакуация

При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питьё (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.

Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Заражённую одежду снимите и выбросите в определённое место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птиц, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.


IV. Итог урока


Вопросы для самоконтроля:


  1. Какие органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по обеспечению химической безопасности населения?

  2. Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов дыхания от воздействия АХОВ?

  3. Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения?

  4. Какими свойствами обладают наиболее распространённые АХОВ – аммиак и хлор?


Домашнее задание


Внимательно изучите рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения в условиях химической аварии. Сформулируйте свои действия, направленные на обеспечение химической безопасности в месте вашего проживания. Согласуйте основные моменты своего поведения с родителями. Запишите порядок действий в различных ситуациях в дневник безопасности. Разработать памятку для населения.



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Класс: 8. Тема: «Обеспечение химической защиты населения»

Автор: Джабраилов Джабраил Магомедович

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Тест по теме "Обеспечение химической защиты населения", 8 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "tiestpotiemieobiespiechieniiekhimichieskoizashchitynasielieniia8klass"
    ["file_id"] => string(6) "310163"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1458960880"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191865"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427377082"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по теме: Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_avarii_na_khimichieski_opasnykh_obiektakh_i_ikh_vozmoz"
    ["file_id"] => string(6) "375204"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483479749"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "разработка  урока ОБЖ 8 класс "Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-uroka-obzh-8-klass-pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-chs-prirodnogho-i-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "108490"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403711181"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок ОБЖ в 8 классе "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия" "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-obzh-v-8-klassie-avarii-na-ghidrotiekhnichieskikh-sooruzhieniiakh-i-ikh-posliedstviia"
    ["file_id"] => string(6) "118662"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413211159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства