kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К изучению вопроса "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет при подготовке к уроку.Цель: ознакомление студентов с видами ЧС природного и техногенного характера, с общими правилами поведения при возникновении подобных ситуаций.
Задачи:
Обучающая: усвоить на уровне осмысленного воспроизведения правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
Развивающая: развивать логическое мышление,  умение прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих при ЧС;
Воспитывающая: стимулировать потребность в формировании самостоятельности; воспитывать чувство ответственности, осознанности собственного поведения в ЧС.
Тип учебного занятия: формирование знаний, умений, навыков.
Вид занятия: комбинированный.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЧС техн и прир хар»

Кожевников Анатолий Алексеевич


Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности


Тема занятия: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Цель: ознакомление студентов с видами ЧС природного и техногенного характера, с общими правилами поведения при возникновении подобных ситуаций.

Структурный план занятия:

- организационный момент- 2 минуты

- постановка цели и задач, мотивация предстоящей деятельности- 3 минуты;

- повторение: опрос студентов по пройденному материалу- 15 минут;

- изучение нового учебного материала- 55 минут;

- закрепление учебного материала- 10 минут;

- задание на дом- 2 минуты;

- подведение итогов занятия- 3 минуты.



Ход занятия:

1. Организационный момент:

- приём доклада дежурного по группе;

- приветствие студентов;

- проверка наличия студентов в классе;

- проверка готовности к занятию.

Постановка цели и задач:

Мобилизация обучаемых на важность рассматриваемых вопросов с точки зрения безопасности при возникновении стихийных бедствий.

2. Опрос студентов по заданному на дом материалу

Цель для преподавателя: выявление знаний студентов по материалу предыдущего занятия.


Цель для студентов: восстановление в памяти и устное изложение знаний по теме предыдущего занятия.

Метод: фронтальная беседа по следующим вопросам:

1. В чем заключается главная опасность венерических заболеваний?

2. Что характерно для сифилиса, гонореи?

3. Перечислить меры профилактики этих заболеваний.

Провести разбор ответов студентов, оценить полноту ответов, выставить оценки.

3. Изучение нового учебного материала

Вводная беседа по вопросам:

- Что понимается под стихийным бедствием?

- Какие стихийные бедствия возможны на территории нашей страны?

- Приведите примеры значительных стихийных бедствий.

- Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

(Заслушиваются и обсуждаются ответы студентов.)

Преподаватель. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные
разрушения, приводящие порой к возникновению большого количества
пострадавших. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности
населения, они также способствуют возникновению массовых инфекционных
заболеваний.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Что такое чрезвычайные ситуации природного характера?

(Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».

Преподаватель зачитывает выдержки из федерального закона «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».

Статья 1. Основные понятия.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности людей. Студенты обсуждают данное определение, высказывают свои мысли по
поводу его полноты и насыщенности, вносят возможные изменения и
дополнения.

Преподаватель. Как вы думаете, что включает в себя понятие
«предупреждение чрезвычайных ситуаций»? (Студенты дают
предположительные ответы.) Сравним ваши ответы с определением,
зафиксированным в федеральном законе.

Статья 1. Основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

- предупреждение возникновения и развития ЧС;

- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

- ликвидация ЧС.

Преподаватель зачитывает главу IV «Права и обязанности граждан РФ в
области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита
пострадавших» (статья 18 «Права граждан РФ в области защиты населения и
территорий от ЧС»; статья 19 «Обязанности граждан РФ в области защиты
населения и территорий от ЧС»).

Рассмотрение примеров ЧС природного характера.

Преподаватель подводит студентов к необходимости детального уточнения
примеров ЧС природного характера:

• землетрясения;

• извержения вулканов;

• обвалы;

• лавины;

• оползни;

• ураганы;

• наводнения;

• крупные природные пожары и т.д.

Далее преподаватель обращает внимание на то, что каждому региону свойственны свои климатогеографические особенности, следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в нашей местности, имеют свою специфику.

Студенты вместе с преподавателем определяют перечень ЧС природного характера, возможных в наших природных условиях, а именно:

• оползни;

• ураганы;

• наводнения;

• крупные природные пожары;

• засухи и суховеи.

Составление алгоритма действий при ЧС.

1. Получение сигнала — 2. Получение информации —3. Значение сигналов
оповещения — 4. Обращение за помощью — 5. Изготовление простейших
средств зашиты и спасения — 6. Действия по само спасению — 7. Оказание
помощи окружающим.

Рекомендации: «Ваши действия при ЧС природного характера».

БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

Ваши действия:

1. Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2. Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

3. Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

4. Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

5. Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.
6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его
часть, а лучше всего - в подвал.

7. Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого–нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более -деревьев.
8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного
стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и оставайтесь на месте,
потому что скоро ветер возобновится, но с другой стороны.


ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Ваши действия:

1. Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно
скорее покинуть его и оказаться на улице - желательно подальше от зданий.
Если же выбраться из дома по каким - либо причинам невозможно
(обвалились лестница, завалило выход и т.п.), укройтесь под прочным столом
или под кроватью либо встаньте в дверном проеме или в углу, образованным
капитальными стенами.

2. Держитесь подальше от окон: они могут не выдержать вибрации и вы
поранитесь битыми стеклами.

3. Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в
любой момент могут выйти из строя.

4. Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за
утечки газа из разрушенных или поврежденных коммуникаций может
произойти взрыв.

5. Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов,
линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые
могут рухнуть.

6. Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия
могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они
обычно происходят через несколько часов.

ЛЕСНОЙ ПОЖАР

Ваши действия:

1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить
пламя метелкой из веток.

2. Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.
3. Если поймете, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.
Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озера, дороги.
4. Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или
дороги.

5. Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле большой пустырь или каменистая гряда.
6. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

7. В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой
или одеялом, чтобы защититься от жара.

8. Когда фронт огня пройдет, идите в том направлении, где огонь уже потух.

ЛАВИНА

Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.


НА ПУТИ - ЛАВИНА

Ваши действия:

1. Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены труппы смогут помочь, если склон вдруг начнет скользить.
2. Будьте внимательны к первым признакам схода лавин - это звуки
трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдаленный глухой гул.
3. Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может
развивать скорость до 30 м/с.
4. Попытайтесь отбежать с ее пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.
5. Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, как они будут
только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

6. Если такое все-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе
снег набьется вам в рот и вы задохнетесь.

7. Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь - например, за выступ
скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше,
оставив вас висящим на выступе. Если лавина все-таки потащила вас за собой, старайтесь удержаться на ее гребне. Барахтайтесь как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.

ПОД СНЕГОМ

Ваши действия:

1. Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, тогда лавина
замедлит движение. Потом это сделать будет намного труднее, так как снег
после остановки обвала быстро твердеет.

2. Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания. 3. Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте ее сквозь зубы. Если она попадет вам в нос, выбудете знать, что находитесь вверх ногами.
4. Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь
экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.

НАВОДНЕНИЕ

Ваши действия:

1. Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой
необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты,
перевязочные материалы.

2. Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо
постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или
попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3. Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности,
когда будете переправляться через нее.

4. Прежде всего, поищите более мелкое место для переправы.

5. Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.

6. Возьмите длинную пажу, чтобы измерять глубину.

7. Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперед, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.
8. При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.

9. Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть
кто-нибудь, взяв один конец веревки, переберется со страховкой на
берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню после этого
можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за
веревку, а в другой держа палку.

10. Если вы форсируете реку группой, но у вас нет веревки, можно обойтись и без нее, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди:
шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен
страховать идущего впереди.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

1. Изучение основных положений текста федерального закона «О защите
населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» с
определением техногенных чрезвычайных ситуаций. К ним относятся:

• аварии на промышленных объектах и магистральных трубах;

• химические аварии;

• аварии с выбросом радиоактивных веществ;

• аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения.

2. Составление таблицы «Опасность аварий на городских объектах и их
причины».

Задание: студенты определяют полноту перечисленного перечня и делают
вывод, что возможно опасным объектом техногенного характера могут стать
многие городские предприятия. Их опасность удобнее показать с помощью
таблицы:


Объект

Причины

Люди

Техника

Другие

Вокзал




Универмаг




Метро (скоростной трамвай)




Ж/д переезд




Пляж




Рынок




Парк отдыха




Строительные объекты




Другое (по мнению учащихся)





При заполнении таблицы используются три цвета: красный - очень опасно;
желтый - возможная опасность; зеленый - редкое стечение обстоятельств для
создания опасности.

3. Анализ чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Преподаватель. Человек рождается и живет в условиях постоянных
радиоактивных излучений. Складывается так называемый естественный
радиационный фон, включающий космическое излучение естественных
радиоактивных элементов земной коры.

Определенную опасность представляет для человека радиоактивное
загрязнение окружающей среды в результате его собственной деятельности.

Несложными, но достаточно эффективными способами зашиты от ионизирующих излучений, являются: укрытие в загерметизированных помещениях, профилактический прием стабильного йода, защита органов дыхания и кожных покровов от попадания радиоактивных веществ.
РАДИАЦИЯ

Ваши действия:

1. Прежде чем покинуть помещение, необходимо плотно застегнуть верхнюю
одежду, на ноги надеть высокую обувь, рот и нос прикрыть марлевой
повязкой.

2. Двигаться из зоны заражения необходимо в направлении, перпендикулярном направлению ветра. Нельзя садиться на землю, курить, ходить по пыли, есть ягоды в лесу и купаться.

3. Если вам не удалось выбраться на улицу, укройтесь дома. Для этого плотно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, дымоходы, щели в оконных рамах (можно заклеить их клейкой лентой). Перед входной дверью поставить ведро с водой и мокрый коврик, чтобы вытирать обувь.

4. Перед приемом пищи обязательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот слабым содовым раствором. Хранить продукты витания в плотно закрывающихся стеклянных банках и в холодильнике.

5. Кроме того, в настоящее время хозяйственная деятельность человека все
чаще становится основным источником загрязнения окружающей среды. В
природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества,
находящиеся в отходах, попадая в почву воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую и, в конце концов, проникают в организм человека. При систематическом или периодическом поступлении, в организм человека сравнительно небольшого количества токсичных веществ происходит хроническое отравление.

Наиболее сильное химическое загрязнение среды может произойти в результате аварий на крупных химических, нефтеперерабатывающих и других предприятиях, также в случае военных действий применением химического оружия. В этом случае может возникнуть острое отравление.
Какие существуют источники химического загрязнения среды? Какие химические вещества относят к сильно действующим? Какие группы ОВ (отравляющих веществ) вам известны? (Нервно-паралитические ОВ - «Ви-Икс», зарин, зоман, кожно-нарывные ОВ - иприт и др.)
Пожары - одно из опаснейших бедствий, несущих угрозу жизни людей и их
материальным ценностям.

Причинами возникновения пожаров являются: неосторожное обращение с огнем, нарушения правил пожарной безопасности, самовозгорание сухой растительности и торфа, а также молнии.
Как справиться с пожаром в доме?

ПОЖАР В ДОМЕ

Если пожар большой, то главная задача в данном случае срочно выбраться из дома. Даже если огонь не слишком большой, но в квартире много дыма, нужно срочно эвакуироваться, поскольку дым намного опаснее для человека, чем пламя.

Ваши действия:

1. Почувствовав запах дыма, срочно покидайте помещение. Если сможете,
смочите водой любую тряпку и, прикрывая ею рот нос, пригнувшись
(поскольку дым устремляется вверх) покидайте помещение.

2. Если пожар распространяется в небольшом помещении, не открывайте окна и двери: доступ свежего воздуха и сквозняк усилят пламя.
3. Не спускайтесь из горящего здания на лифте: он может крыться на объятом пламенем этаже и все погибнут; кроме того может отключиться электричество и кабина застрянет в задымленной шахте.

4. Если лестничная площадка в огне и дыму, постарайтесь выбраться на крышу и ждите там, когда вас заберут пожарные.

5. Если огонь бушует в коридоре, плотно закройте дверь, забейте все щели
мокрыми тряпками, занавесьте дверь одеялом пальто, откройте окно и
громко зовите на помощь.

6. Если вам нужно спасти кого-то из огня, обвяжитесь веревкой, конец которой вручите кому-нибудь стоящему на улице. Ее вы потеряете сознание или заблудитесь, вас вытащат за веревку. Завяжите рот и нос мокрой тряпкой, накройтесь одеялом или пальто. Пригибайтесь пониже к полу.
7. Если кто-то из спасшихся успел наглотаться дыма и потер
сознание, срочно сделайте ему искусственное дыхание метод «изо рта в рот».

Первые признаки отравления дымом: головокружение, головная боль, одышка, тошнота, потеря сознания.
ЕСЛИ ПОЖАР НЕБОЛЬШОЙ

Ваши действия:

  1. Попробуйте прикрыть пламя сверху чем-нибудь (одеялом, ковриком, пальто) и затем заливайте водой.

  2. Старайтесь не дышать дымом, завязав рот и нос мокрой тряпкой.

  3. Не вытаскивайте из огня уже горящие предметы: это только способствует распространению пожара.

  4. Гасить огонь водой или засыпать его песком начинайте краев, двигаясь к центру.

ВОЗГОРАНИЕ ТЕЛЕВИЗОРА ИЛИ КОМПЬЮТЕРА
Ваши действия:

1. Если вы почувствовали исходящий от телевизора или компьютера запах
горелой резины, немедленно выключите его из сети.

2. Если телевизор или компьютер уже не просто дымят, а загорелись, быстро
накройте их чем-нибудь мокрым и плотным (одеялом, ковриком, полотенцем, пальто), чтобы пламя «задохнулось « и ядовитые пары дыма не отравили вас.

3. Ни в коем случае не следует поливать горящий телевизор или компьютер
водой, поскольку вас может убить током, если вы не успели выключить
телевизор, или он взорвется.

ВОЗГОРАНИЕ МЕБЕЛИ

Здесь нужно быть особенно осторожным, поскольку современная мебель, сделанная из синтетических материалов и пропитанная синтетическими смолами пород дерева, очень токсична при возгорании.

Ваши действия:

1. Не нужно выставлять горящую мебель на балкон, поскольку свежий воздух лишь усугубит горение.

2. Не пытайтесь накрывать мебель мокрой, плотной тканью или
заливать водой, если огонь уже большой. В таком случае срочно
покидайте квартиру и вызывайте пожарных.


ВОЗГОРАНИЕ ОДЕЖДЫ НА ЧЕЛОВЕКЕ

Ваши действия:

1. Немедленно уложите горящего на землю (это предотвратит движение огня к голове) и облейте его водой или накройте ковриком, курткой или пальто.

2. Если на пострадавшем нет открытых ран, можно засыпать его землей или
песком - это быстро потушит огонь, но может занести инфекцию в раны.

ВОЗГОРАНИЕ СКОВОРОДКИ

Обычно переизбыток жира на сковородке приводит к такого рода
возгораниям.

Ваши действия:

1. Быстро накройте сковородку крышкой, большой тарелкой или мокрым
полотенцем.

2. Ни в коем случае не накрывайте сковородку деревянной разделочной доской.

3. Ни в коем случае не заливайте горящую сковородку водой жир, взорвавшись, сильно обожжет вас.

4. Закрепление нового учебного материала

Цель: Выявление степени усвоения студентами материала первого и второго вопросов путём проведения фронтального опроса:

- Какие существуют способы защиты населения в ЧС природного характера?

-В чем сущность коллективного способа защиты от ЧС природного характера?

- Назовите причины, источники и виды загрязнения окружающей среды.

- Что понимается под экологической безопасностью?

- Оцените реальность опасности радиоактивного загрязнения нашей местности.

5. Задание на дом:

1. Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности.

2. Учитывая условия проживания в нашем регионе, подготовить сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении».

3. Повторить материал по учебнику Смирнов А. Т., Хренников Б. О., «Основы безопасности жизнедеятельности» , 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012, с. 32-46.

6. Подведение итогов занятия:


- что нового вы узнали на занятии?

- а что вы можете использовать в своей деятельности при реальном пожаре?

- что понравилось, а что не понравилось на занятии?

- что хотели бы добавить?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К изучению вопроса "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера"

Автор: Кожевников Анатолий Алексеевич

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока ОБЖ «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера» "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-obzh-klassifikatsiia-chriezvychainykh-situatsii-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "108102"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403550295"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "разработка  урока ОБЖ 8 класс "Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-uroka-obzh-8-klass-pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-chs-prirodnogho-i-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "108490"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403711181"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План - конспект урока по ОБЖ для 11 класса "Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-11-klassa-zashchita-chielovieka-v-opasnykh-i-chriezvychainykh-situatsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138819"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612254"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191865"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427377082"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Коенспект урока по ОБЖ "Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(119) "koienspiekt-uroka-po-obzh-orghanizatsiia-opovieshchieniia-o-chriezvychainykh-situatsiiakh-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "212717"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431889876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства