kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включающая в себя:

  1. Строительство и использование защитных сооружений различного направления
  2.  Мероприятия по повышению физической стойкости объектов.
  3. Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов на территории России.
  4.  Размещение объектов экономики в Саратовской области
  5. Потенциально опасные объекты на территории Пугачевского района
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Инженерная защита населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций»


ФИО (полностью)

Мигаев Юрий Владимирович

Место работы

МОУ «СОШ с. Новая Порубежка»

Должность

преподаватель-организатор ОБЖ

Предмет

основы безопасности жизнедеятельности

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 2-ой урок в теме

Базовый учебник

ОБЖ 9 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников


  1. Цель урока: определить комплекс меро­приятий, касающихся инженерной защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций;

формировать у учащихся навыки сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных ситуациях;

воспитывать умение действовать в условиях чрезвычайных ситуаций.


  1. Тип урока: открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся: проблемный диалог, самостоятельная работа, работа в парах, практическая работа с учебником, картой.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал.

  4. Структура и ход урока

План урока:

1. Строительство и использование защитных сооружений различного назначения.

2. Мероприятия по повышению физической стойкости объектов.

3. Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов на территории России.

4. Размещение объектов экономики в Саратовской области.

5. Потенциально опасные объекты на территории Пугачевского района





  1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Мотивация

учебной деятельности

Видеонарезка, включающая в себя материал о чрезвычайных ситуациях.

Ребята, о чем увиденный вами видеоматериал? Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? Какие ЧС характерны для нашей страны? Нашей местности?

Учащиеся делают выводы на основе увиденного материала, что речь на уроке пойдет о чрезвычайных ситуациях.

5

2

Актуализация знаний

  1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?

  2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?

  3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?

  4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?

  5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на знания из ранее изученного.

5

3

Выявление места и причины затруднения

Какие меры нужно предпринять, чтобы уменьшить масштабы чрезвычайных ситуаций?

Учащиеся предполагают, какие меры принимаются для уменьшения масштабов ЧС.

2

4

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Инженерная защита населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций (на слайде определение, что такое комплекс инженерной защиты населения). (Слайд №1)

Давайте запишем тему урока в тетради и рассмотрим план работы (слайд №2)

  1. Строительство и использование защитных сооружений различного направления

  2. Мероприятия по повышению физической стойкости объектов.

  3. Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов на территории России.

  4. Размещение объектов экономики в Саратовской области

5.Потенциально опасные объекты на территории Пугачевского района

Учащиеся предполагают тему урока.

Инженерная защита населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций






3

5

Реализация построенного проекта

Перейдем к 1 пункту плана. Строительство и использование защитных сооружений различного направления. Какие защитные сооружения вы знаете?

Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним, например, относятся гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоёмы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от распространения других поверхностных загрязнений.

Какие гидротехнические сооружения вы знаете? (Слайд №3, №4)

Какое назначение у этих гидротехнических сооружений?

Важную роль в снижении ущерба природной среде играют создание и правильная эксплуатация коммунальных и промышленных очистных сооружений. (Слайд №5)

(Слайд №6) Какую задачу выполняют защитные лесонасаждения?

Для смягчения эрозивных процессов используются защитные лесонасаждения.

и техногенных катастроф подвергаются различного рода воздействиям.

Учащиеся делают предположения: плотина, дамбы, шлюзы, убежища

15



  1. Мероприятия по повышению физической стойкости объектов.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций являются мероприятия по повышению физической стойкости объектов, которые во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф подвергаются различного рода воздействиям. (Слайд №7). Из этих мер прежде всего следует назвать сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах, а также сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учёта сейсмичности. Сейсмостойкое строительство при этом ведётся в расчёте на максимальную силу землетрясений, возможных в районах строительства.

Для нашей местности это актуальные меры защиты?

В недавнем прошлом для защиты персонала и населения в военное время создавались защитные сооружения гражданской обороны.(Слайд №8)

Есть ли городе Пугачеве и Пугачевском районе защитные сооружения гражданской обороны?

Учитель дает справку по Пугачеву и Пугачевскому району.



















Нет, не актуально, потому что наша зона находится вне зоны сейсмической активности.







Учащиеся отвечают на вопрос, делают предположения.




3.Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов на территории России

(Слайд №10)

Объекты экономики размещаются таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности, т. е. в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия не превышают внешние допустимые нормативные воздействия на объект. Объекты экономики, как правило, должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность.

Взрыво- и пожароопасные объекты и их элементы размещаются с учётом защитных свойств и других особенностей местности.

Между потенциально опасными элементами радиационно-опасных объектов устанавливаются оптимальные расстояния, а также обеспечивается изоляция реакторных блоков атомных станций друг от друга.

(Слайд №10)

Химически опасные объекты строятся на безопасном расстоянии от рек, водоёмов, морского побережья, подземных водоносных слоёв и размещаются с подветренной стороны жилых зон.

Склады АХОВ размещают с подветренной стороны по отношению к основным цехам объектов, в которых работает наибольшее количество производственного персонала. Базисные склады АХОВ, а также взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ строят в загородной зоне за пределами территории объекта.

Биологически опасные объекты и их элементы размещают с учётом розы ветров в данной местности.





4.Размещение объектов экономики в Саратовской области.

Характеристика Саратовской области.

(Слайд №11)

Какие опасные объекты, размещенные на территории Саратовской области, вы знаете?

(Слайд №12)





Учащиеся отвечают на вопрос, делают предположения.




  1. Потенциально опасные объекты на территории Пугачевского района.

Какие опасные объекты на территории Пугачевского района вы знаете? Почему они считаются потенциально опасными?

(Слайд №13, №14, №15, №16)



Учащиеся отвечают на вопрос, делают предположения.




Из предыдущего курса ОБЖ вы уже знаете, как действовать при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Давайте рассмотрим наши действия при возникновении ЧС на потенциально опасных объектах Пугачевского района.



6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам

Практическая работа

Работа с раздаточным материалом – картой города Пугачева. (Слайд №17)

Ребята, перед вами карта города Пугачева. Рассмотрите ее.

1.Отметьте на карте свое место нахождения.

2. Отметьте на карте потенциально опасные объекты города Пугачева.

А вот реальное расположение потенциально опасных объектов г. Пугачева (Слайд №18)

3. Практическое задание: Ситуация №1: произошла авария на ООО «Пугачевские молочные продукты». Ветер северо-западный. Определите степень опасности для учащихся СОШ №1. Действия в данной ситуации. Отметьте на карте маршрут выхода из зоны поражения отравляющими веществами.

Ситуация №2: произошло возгорание на нефтебазе «Пугачевская» филиал ОАО «Саратовнефтепродукт». Ветер западный. Определите степень опасности для учащихся СОШ №1. Действия в данной ситуации. Отметьте на карте маршрут выхода из зоны поражения отравляющими веществами.

Ситуация №3: произошел взрыв газопровода Тольятти – Мокроус на территории Пугачевского района. Определите степень опасности. Действия населения в данной ситуации. (Слайд №19)


Учащиеся рассматривают и отмечают на карте СОШ №1.

Учащиеся выполняют задание в паре.

Учащиеся выполняют задание в группах по рядам.

Опасность для СОШ №1 существует. Нужно эвакуировать учащихся. Двигаться в направлении перпендикулярном ветру.

Опасность для СОШ №1 не существует.






Газопровод находится вдали от населенных пунктов. Опасности для населения нет.

7

7

Включение в систему знаний и повторение

  1. Вопросы самоконтроля. (Слайд №20)

    1. Какие существуют инженерные сооружения для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

    2. Какие мероприятия проводятся с целью повышения физической стойкости различных объектов от воздействия чрезвычайных ситуаций?

    3. Как осуществляется защита (укрытие) населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

    4. Какое влияние оказывает рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от ЧС природного и техногенного характера?

    5. Каким образом должны возводиться гидротехнические сооружения?


3


Оценивание учащихся.

Выставление оценок с комментариями учителя.


2

8

Рефлексия в учебной деятельности на уроке

Что из сегодняшнего урока полезное вы узнали для себя? Понравился ли вам урок?

Наш урок был открытием новых знаний. Эти знания вам пригодятся в вашей жизни. И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить такими словами «Добывайте знания, применяйте их на практике и живите счастливо» Спасибо за сотрудничество!


3

9

Домашнее задание

(Слайд №21)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Автор: Мигаев Юрий Владимирович

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Инженерная защита населения""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-tiemie-inzhieniernaia-zashchita-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253202"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447533615"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций "
    ["seo_title"] => string(81) "inzhieniernaia-zashchita-nasielieniia-i-tierritorii-ot-chriezvychainykh-situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "145332"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418899722"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Научная статья на тему:МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_na_temu_meropriiatiia_po_zashchite_naseleniia_i_territorii_v_ch"
    ["file_id"] => string(6) "603248"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648139193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по ОБЖ "Наводнение" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-obzh-navodnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142144"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418228743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства