1 | Мотивация учебной деятельности | Видеонарезка, включающая в себя материал о чрезвычайных ситуациях. Ребята, о чем увиденный вами видеоматериал? Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? Какие ЧС характерны для нашей страны? Нашей местности? | Учащиеся делают выводы на основе увиденного материала, что речь на уроке пойдет о чрезвычайных ситуациях. | 5 |
2 | Актуализация знаний | С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает? Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера? Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера? Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций? Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на знания из ранее изученного. | 5 |
3 | Выявление места и причины затруднения | Какие меры нужно предпринять, чтобы уменьшить масштабы чрезвычайных ситуаций? | Учащиеся предполагают, какие меры принимаются для уменьшения масштабов ЧС. | 2 |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на слайде определение, что такое комплекс инженерной защиты населения). (Слайд №1) Давайте запишем тему урока в тетради и рассмотрим план работы (слайд №2) Строительство и использование защитных сооружений различного направления Мероприятия по повышению физической стойкости объектов. Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов на территории России. Размещение объектов экономики в Саратовской области 5.Потенциально опасные объекты на территории Пугачевского района | Учащиеся предполагают тему урока. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 3 |
5 | Реализация построенного проекта | Перейдем к 1 пункту плана. Строительство и использование защитных сооружений различного направления. Какие защитные сооружения вы знаете? Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним, например, относятся гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоёмы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от распространения других поверхностных загрязнений. Какие гидротехнические сооружения вы знаете? (Слайд №3, №4) Какое назначение у этих гидротехнических сооружений? Важную роль в снижении ущерба природной среде играют создание и правильная эксплуатация коммунальных и промышленных очистных сооружений. (Слайд №5) (Слайд №6) Какую задачу выполняют защитные лесонасаждения? Для смягчения эрозивных процессов используются защитные лесонасаждения. и техногенных катастроф подвергаются различного рода воздействиям. | Учащиеся делают предположения: плотина, дамбы, шлюзы, убежища | 15 |
| | Мероприятия по повышению физической стойкости объектов. Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций являются мероприятия по повышению физической стойкости объектов, которые во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф подвергаются различного рода воздействиям. (Слайд №7). Из этих мер прежде всего следует назвать сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах, а также сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учёта сейсмичности. Сейсмостойкое строительство при этом ведётся в расчёте на максимальную силу землетрясений, возможных в районах строительства. Для нашей местности это актуальные меры защиты? В недавнем прошлом для защиты персонала и населения в военное время создавались защитные сооружения гражданской обороны.(Слайд №8) Есть ли городе Пугачеве и Пугачевском районе защитные сооружения гражданской обороны? Учитель дает справку по Пугачеву и Пугачевскому району. | Нет, не актуально, потому что наша зона находится вне зоны сейсмической активности. Учащиеся отвечают на вопрос, делают предположения. | |
| | 3.Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов на территории России (Слайд №10) Объекты экономики размещаются таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности, т. е. в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия не превышают внешние допустимые нормативные воздействия на объект. Объекты экономики, как правило, должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность. Взрыво- и пожароопасные объекты и их элементы размещаются с учётом защитных свойств и других особенностей местности. Между потенциально опасными элементами радиационно-опасных объектов устанавливаются оптимальные расстояния, а также обеспечивается изоляция реакторных блоков атомных станций друг от друга. (Слайд №10) Химически опасные объекты строятся на безопасном расстоянии от рек, водоёмов, морского побережья, подземных водоносных слоёв и размещаются с подветренной стороны жилых зон. Склады АХОВ размещают с подветренной стороны по отношению к основным цехам объектов, в которых работает наибольшее количество производственного персонала. Базисные склады АХОВ, а также взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ строят в загородной зоне за пределами территории объекта. Биологически опасные объекты и их элементы размещают с учётом розы ветров в данной местности. | | |
| | 4.Размещение объектов экономики в Саратовской области. Характеристика Саратовской области. (Слайд №11) Какие опасные объекты, размещенные на территории Саратовской области, вы знаете? (Слайд №12) | Учащиеся отвечают на вопрос, делают предположения. | |
| | Потенциально опасные объекты на территории Пугачевского района. Какие опасные объекты на территории Пугачевского района вы знаете? Почему они считаются потенциально опасными? (Слайд №13, №14, №15, №16) | Учащиеся отвечают на вопрос, делают предположения. | |
| | Из предыдущего курса ОБЖ вы уже знаете, как действовать при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Давайте рассмотрим наши действия при возникновении ЧС на потенциально опасных объектах Пугачевского района. | | |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам Практическая работа | Работа с раздаточным материалом – картой города Пугачева. (Слайд №17) Ребята, перед вами карта города Пугачева. Рассмотрите ее. 1.Отметьте на карте свое место нахождения. 2. Отметьте на карте потенциально опасные объекты города Пугачева. А вот реальное расположение потенциально опасных объектов г. Пугачева (Слайд №18) 3. Практическое задание: Ситуация №1: произошла авария на ООО «Пугачевские молочные продукты». Ветер северо-западный. Определите степень опасности для учащихся СОШ №1. Действия в данной ситуации. Отметьте на карте маршрут выхода из зоны поражения отравляющими веществами. Ситуация №2: произошло возгорание на нефтебазе «Пугачевская» филиал ОАО «Саратовнефтепродукт». Ветер западный. Определите степень опасности для учащихся СОШ №1. Действия в данной ситуации. Отметьте на карте маршрут выхода из зоны поражения отравляющими веществами. Ситуация №3: произошел взрыв газопровода Тольятти – Мокроус на территории Пугачевского района. Определите степень опасности. Действия населения в данной ситуации. (Слайд №19) | Учащиеся рассматривают и отмечают на карте СОШ №1. Учащиеся выполняют задание в паре. Учащиеся выполняют задание в группах по рядам. Опасность для СОШ №1 существует. Нужно эвакуировать учащихся. Двигаться в направлении перпендикулярном ветру. Опасность для СОШ №1 не существует. Газопровод находится вдали от населенных пунктов. Опасности для населения нет. | 7 |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Вопросы самоконтроля. (Слайд №20) Какие существуют инженерные сооружения для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Какие мероприятия проводятся с целью повышения физической стойкости различных объектов от воздействия чрезвычайных ситуаций? Как осуществляется защита (укрытие) населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени? Какое влияние оказывает рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от ЧС природного и техногенного характера? Каким образом должны возводиться гидротехнические сооружения? | | 3 |
| Оценивание учащихся. | Выставление оценок с комментариями учителя. | | 2 |
8 | Рефлексия в учебной деятельности на уроке | Что из сегодняшнего урока полезное вы узнали для себя? Понравился ли вам урок? Наш урок был открытием новых знаний. Эти знания вам пригодятся в вашей жизни. И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить такими словами «Добывайте знания, применяйте их на практике и живите счастливо» Спасибо за сотрудничество! | | 3 |
9 | Домашнее задание | (Слайд №21) | | |