Конспект урока по теме "Инженерная защита населения"
Конспект урока по теме "Инженерная защита населения"
Тема: «Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
Цели: 1. Ознакомить учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с оборудованием укрытий простейшего типа, с правилами размещения и поведения людей в убежищах и укрытиях.
2.Развивать умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать у обучающихся ответственность за собственное здоровье и жизнь и окружающих.
Учебные вопросы:
1. Организация инженерной защиты населения.
2. Классификация средств коллективной защиты и их устройство.
3. Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.
Оборудование: медиа-плеер, презентация по теме
Ход урока:
I. Вводная часть - 10-11 мин.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к занятию.
2. Проверка знаний учащихся по теме «ЧС техногенного характера и их последствия» (тестирование – из предложенных вариантов дать правильный ответ(Слайд 1-4), по окончанию работы обмен тетрадями с соседом по парте, взаимопроверка и взаимооценка с комментариями)(слайд 5) – 8-9 мин.
3. Сообщение темы занятия, доведение целей урока – 1 мин.(Слайд 6-8)
I. Основная часть - 28-30 мин.
Учебный вопрос №1 Организация инженерной защиты населения.(Слайд 9-11)
Напомнить одну из задач ГО – предоставление населению защиты (убежищ и индивидуальных средств защиты).
Для выполнения этой задачи заблаговременно, в мирное время, осуществляется подготовка защиты населения, включающая в себя накопление фонда защитных сооружений, учитывая при этом, что защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения.
Учебный вопрос №2 Классификация средств коллективной защиты и их устройство.(Слайд 12)
1. Убежища – защитные сооружения герметичного типа, обеспечивающие защиту укрываемых в нём людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, вредных дымов.(Слайд 13-14)
По вместимости условно подразделяются на:
- малой вместимости (150-600 человек);
- средней вместимости (600-2000 человек);
- большой вместимости (более 2000 человек).(Слайд 15)
Планировка и состав помещений в убежищах зависит от их вместимости, конструктивных особенностей и характера использования в мирное время.
Помещения бывают основные и вспомогательные: основные – размещение людей и медпункта, вспомогательный – фильтровентиляционные камеры, санузлы, электростанции, помещения для баков с водой, кладовая, тамбуры и др.
Убежища оборудуются не менее чем двумя выходами, один из которых является аварийным, который оборудован на незаваливаемой территории.(Слайд 16)
2. Противорадиационные укрытия – сооружения, обеспечивающие защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации (также нейтронного потока), частично от ударной волны, попадания на кожу и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.(Слайд 17-19)
Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погребы, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.(Слайд 20-22)
Работа с учебником:стр. 158 прочесть текст и заполнить таблицу см. приложение 1 (Слайд 23-24)
3. К укрытиям простейшего типа относятся открытые и перекрытые щели:(Слайд 25
Защитные свойства:
- открытые щели – в 1,5 – 2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, 2-3 раза – уменьшает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения.
- перекрытые щели – защищает от светового излучения полностью, в 2,5-3 раза от ударной волны, в 200-300 раз от проникающей радиации и радиоактивного излучения, предохраняет от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.(Слайд 26)
Учебный вопрос №3 Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.
Работа с учебником – самостоятельное чтение параграфа (стр. 161) 4-5 мин. Ответить на вопросы: Вместимость защитных сооружений; обязанности укрывающихся; что запрещено.
Вместимость защитного сооружения(Слайд 27) определяется из нормы 0,5 м2/ чел. при двухярусном размещении и 0,4 м2/чел. при трёхярусном. Высота помещения не менее 2,2 м, общий объём воздуха 1,5 м3/чел.
Места для сидения из расчёта 0,45х0,45 м/чел., для лежания на 2-3 ярусных сооружениях – 0,55х1,8 м/чел. Количество мест для сидения при 2-х ярусах – 80%, при 3-х ярусах – 70%. Для лиц с детьми отводится отдельный отсек и специальное место. Отдых организуется посменно.
Обязанности укрывающихся :(Слайд 28)
- иметь с собой запас продуктов питания в полиэтиленовой упаковке на двое суток, принадлежности туалета, документы, минимум личных вещей, и средства индивидуальной защиты;
- безусловно выполнять все требования коменданта и обслуживающего персонала.
В защитном сооружении запрещено: (Слайд 29)
- курить, шуметь, зажигать керосиновые лампы и свечи;
- ходить по помещениям без особой нужды;
- нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и животных.
Вывод укрывающихся из защитного сооружения осуществляется по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.
III. Заключительная часть – 5-6 мин.
1. Подведение итогов урока:(Слайд 30)
- Над какой темой работали на уроке?
- Как организовывается инженерная защита населения?
- Назовите классификацию коллективных средств защиты.
- Назовите правила поведения населения в убежищах и укрытиях.
2. Задание на дом:(Слайд 31) §6.3, учебник на станицах 162, вопросы 1-5. Ознакомить семью с памяткой «Правила поведения в защитных сооружениях». Приложение 2
3. Выставление оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Инженерная защита населения"»
Конспект урока ОБЖ в 8 классе Тема: «Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
Цели: 1. Ознакомить учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с оборудованием укрытий простейшего типа, с правилами размещения и поведения людей в убежищах и укрытиях.
2.Развивать умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать у обучающихся ответственность за собственное здоровье и жизнь и окружающих.
Учебные вопросы:
Организация инженерной защиты населения.
Классификация средств коллективной защиты и их устройство.
Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.
Оборудование: медиа-плеер, презентация по теме
Ход урока:
I. Вводная часть - 10-11 мин.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к занятию.
2. Проверка знаний учащихся по теме «ЧС техногенного характера и их последствия» (тестирование – из предложенных вариантов дать правильный ответ(Слайд 1-4), по окончанию работы обмен тетрадями с соседом по парте, взаимопроверка и взаимооценка с комментариями)(слайд 5) – 8-9 мин.
3. Сообщение темы занятия, доведение целей урока – 1 мин.(Слайд 6-8)
Основная часть - 28-30 мин.
Учебный вопрос №1Организация инженерной защиты населения.(Слайд 9-11)
Напомнить одну из задач ГО – предоставление населению защиты (убежищ и индивидуальных средств защиты).
Для выполнения этой задачи заблаговременно, в мирное время, осуществляется подготовка защиты населения, включающая в себя накопление фонда защитных сооружений, учитывая при этом, что защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения.
Учебный вопрос №2 Классификация средств коллективной защиты и их устройство.(Слайд 12)
1. Убежища – защитные сооружения герметичного типа, обеспечивающие защиту укрываемых в нём людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, вредных дымов.(Слайд 13-14)
По вместимости условно подразделяются на:
- малой вместимости (150-600 человек);
- средней вместимости (600-2000 человек);
- большой вместимости (более 2000 человек).(Слайд 15)
Планировка и состав помещений в убежищах зависит от их вместимости, конструктивных особенностей и характера использования в мирное время.
Помещения бывают основные и вспомогательные: основные – размещение людей и медпункта, вспомогательный – фильтровентиляционные камеры, санузлы, электростанции, помещения для баков с водой, кладовая, тамбуры и др.
Убежища оборудуются не менее чем двумя выходами, один из которых является аварийным, который оборудован на незаваливаемой территории.(Слайд 16)
2. Противорадиационные укрытия – сооружения, обеспечивающие защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации (также нейтронного потока), частично от ударной волны, попадания на кожу и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.(Слайд 17-19)
Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погребы, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.(Слайд 20-22)
Работа с учебником:стр. 158 прочесть текст и заполнить таблицу см. приложение 1(Слайд 23-24)
3. К укрытиям простейшего типа относятся открытые и перекрытые щели:(Слайд 25
Защитные свойства:
- открытые щели – в 1,5 – 2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, 2-3 раза – уменьшает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения.
- перекрытые щели – защищает от светового излучения полностью, в 2,5-3 раза от ударной волны, в 200-300 раз от проникающей радиации и радиоактивного излучения, предохраняет от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.(Слайд 26)
Учебный вопрос №3Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.
Работа с учебником – самостоятельное чтение параграфа (стр. 161) 4-5 мин. Ответить на вопросы: Вместимость защитных сооружений; обязанности укрывающихся; что запрещено.
Вместимость защитного сооружения(Слайд 27) определяется из нормы 0,5 м2/ чел. при двухярусном размещении и 0,4 м2/чел. при трёхярусном. Высота помещения не менее 2,2 м, общий объём воздуха 1,5 м3/чел.
Места для сидения из расчёта 0,45х0,45 м/чел., для лежания на 2-3 ярусных сооружениях – 0,55х1,8 м/чел. Количество мест для сидения при 2-х ярусах – 80%, при 3-х ярусах – 70%. Для лиц с детьми отводится отдельный отсек и специальное место. Отдых организуется посменно.
Обязанности укрывающихся :(Слайд 28)
- иметь с собой запас продуктов питания в полиэтиленовой упаковке на двое суток, принадлежности туалета, документы, минимум личных вещей, и средства индивидуальной защиты;
- безусловно выполнять все требования коменданта и обслуживающего персонала.
В защитном сооружении запрещено: (Слайд 29)
- курить, шуметь, зажигать керосиновые лампы и свечи;
- ходить по помещениям без особой нужды;
- нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и животных.
Вывод укрывающихся из защитного сооружения осуществляется по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.
III. Заключительная часть – 5-6 мин.
Подведение итогов урока:(Слайд 30)
- Над какой темой работали на уроке?
- Как организовывается инженерная защита населения?
- Назовите классификацию коллективных средств защиты.
- Назовите правила поведения населения в убежищах и укрытиях.
Задание на дом:(Слайд 31) §6.3, учебник на станицах 162, вопросы 1-5. Ознакомить семью с памяткой «Правила поведения в защитных сооружениях». Приложение 2