kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №17 "Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"

Методическая цель: «Формирование личности безопасного типа на уроках ОБЖ»

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с коллективными средствами защиты;
  2. Познакомить с правилами поведения в укрытиях;
  3. Познакомить с подручными  средствами пожаротушения;
  4. Научить обучающихся правильно действовать в случае возникновения ЧС;
  5. Познакомить с составом противорадиационного укрытия

Тип урока:  комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного)

Оборудование:

  • Противогазы: изолирующий, фильтрующий
  • Сообщения «История развития убежищ», «ПРУ»
  • Презентация
  • Плакат «Средства индивидуальной защиты»
  • Макет противорадиационного укрытия
  • Плакат «Простейшие средства защиты»
  • Инструкционная карта

Форма организации познавательной деятельности учащихся – индивидуальная.

Методы обучения, применяемые на уроках:

 - по источнику знаний:  словесные (рассказ, дискуссия), наглядные (метод демонстрации);

- по характеру познавательной деятельности учащихся: частично- поисковый.

Межпредметные связи история, биология, химия, черчение

Просмотр содержимого документа
«Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций »


Урок № 17 Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Класс: 9

ЦЕЛЬ

Обучающая: восстановление опорных знаний о средствах индивидуальной защиты, ознакомить обучающихся с понятием коллективных средств защиты, видами коллективных средств защиты, устройством убежища и их предназначением

Развивающая: способствовать формированию умения работать с инструкционными картами по формированию знаний о коллективных средствах защиты

Воспитательная : способствовать формированию здоровьесберегающих навыков

Методическая цель: «Формирование личности безопасного типа на уроках ОБЖ»

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с коллективными средствами защиты;

  2. Познакомить с правилами поведения в укрытиях;

  3. Познакомить с подручными средствами пожаротушения;

  4. Научить обучающихся правильно действовать в случае возникновения ЧС;

  5. Познакомить с составом противорадиационного укрытия

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного)

Оборудование:

  • Противогазы: изолирующий, фильтрующий

  • Сообщения «История развития убежищ», «ПРУ»

  • Презентация

  • Плакат «Средства индивидуальной защиты»

  • Макет противорадиационного укрытия

  • Плакат «Простейшие средства защиты»

  • Инструкционная карта

Форма организации познавательной деятельности учащихся – индивидуальная.

Методы обучения, применяемые на уроках:

- по источнику знаний: словесные (рассказ, дискуссия), наглядные (метод демонстрации);

- по характеру познавательной деятельности учащихся: частично- поисковый.

Межпредметные связи история, биология, химия, черчение


Ход урока

Организационный момент

- приветствие

- проверка присутствующих

- актуализация знаний (фронтальный опрос)

1. Определение «средства индивидуальной защиты»

2. На какие классы делятся средства индивидуальной защиты

3. Виды противогазов

4. Состав фильтрующего противогаза

5. Состав изолирующего противогаза

- новая тема

Основная часть

План

  1. История возникновения коллективных средств защиты

  2. Коллективные средства защиты. Виды коллективных средств защиты.

  3. Противорадиационное укрытие (ПРУ). Состав ПРУ.

  4. Простейшие средства защиты.

1.История возникновения коллективных средств защиты

2. Коллективные средства защиты - это инженерные сооружения, специально предназначенные для защиты от ядерного, химического и биологического оружия, а также от возможных вторичных поражающих факторов при ядерных взрывах и применении обычных средств поражения. 

Классификация защитных сооружений

Один из наиболее надежных способов защиты населения от воздействия АХОВ при авариях на химически опасных объектах и от радиоактивных веществ при неполадках на АЭС, во время стихийных бедствий: бурь, ураганов, смерчей, снежных заносов и, конечно, в случае применения оружия обычных видов и современных средств массового поражения - это укрытие в защитных сооружениях. К таким сооружениям относят убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия.
Защитные сооружения по месту расположения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания людей.
По срокам строительства защитные сооружения подразделяются на построенные заблаговременно, то есть в мирное время, и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких либо чрезвычайных ситуаций (событий) или при возникновении военной угрозы.

Убежища

Характеризуются они наличием прочных стен, перекрытий и дверей, наличием герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств. Все это создает благоприятные условия для нахождения в них людей в течении нескольких суток. Не менее надежными делаются входы и выходы, а на случай их завала - аварийные выходы (лазы).

Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (второй и третий ярусы): малые - до 600, средние - от 600 до 2000 и большие - свыше 2000 человек.
Быстровозводимые убежища
Строительство БВУ осуществляют из промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень, хворост) строительных материалов. Начинается оно с разбивки и трассировки. Затем отрывается котлован глубиной 1,8 - 2,0 м, шириной по дну 1,0 м при однорядном и 1,6 - при двухрядном расположении мест. В слабых грунтах устраивается одежда крутостей (стен). Входы располагают под углом 90° к продольной оси укрытия. Скамьи делают из расчета 0,5 м на человека. В противоположном от входа торце делают вентиляционный короб или приспосабливают простейший вентилятор. На перекрытие насыпают грунт толщиной не менее 60 см. Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и строятся они в городах и на объектах, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводятся такие сооружения в короткие сроки (в течение нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, иногда и из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая — от 3 до 200 человек.
БВУ, как и заблаговременно построенные убежища, должны состоять из помещений для укрываемых, мест для расположения фильтровентиляционного оборудования, санитарного узла, располагать аварийным запасом воды. В убежищах малой вместимости санитарный узел и емкости для отбросов размещаются в тамбуре, а баки с водой - в помещении для укрываемых. Внутреннее оборудование БВУ включает средства воздухоподачи, песчаные и шлаковые фильтры, матерчатые фильтры; воздухозаборные и вытяжные отверстия (короба), приборы освещения, нары и скамьи. 
Вентиляция БВУ выполняет работу по двум режимам. Для этого используются различные конструкции механических и ручных вентиляторов.

Противорадиационные укрытия (ПРУ)
Используются они главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооруженного
конфликта . 
Особенно удобно устраивать их в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях овощехранилищах. К ПРУ предъявляется ряд требований.

Они должны обеспечить необходимость ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опасных объектах, сохранить жизнь людям при некоторых стихийных бедствиям бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Поэтому располагать их надо вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых.

3. Противорадиационное укрытие (ПРУ). Состав ПРУ.

4. Простейшие укрытия типа щели, траншеи, окопа, блиндажа, землянки прошли большой исторический путь, но мало чем изменились по существу. Они были довольно надежной защитой для солдат в первую мировую войну и еще более исключительно важную роль сыграли в Великой Отечественной войне. И сейчас в любых чрезвычайных ситуациях военного (конфликтного) характера они остались простой и хорошо зарекомендовавшей себя защитой. Подтверждением в том - события в Чечне.
Несмотря на кажущуюся скоротечность конфликта и маневренный характер боевых операций, первое, к чему приступили солдаты и офицеры, - рытье траншей, щелей, землянок, оборудование укрепленных (защищенных) постов на дорогах, окраинах населенных пунктов и в других важных точках.

Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов. Щель может быть открытой и перекрытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8-2м, шириной по верху 1 - 1,2 м, по низу - 0,8 м. Обычно щель строится на 10-40 человек. 
Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого из которых не более 10м. Входы делаются под прямым углом к примыкающему участку. Устройство щели начинается с ее разбивки и трассировки. Для разбивки щели в местах ее изломов забивают колышки, между которыми натягивают веревку (трассировочный шнур). Трассировка заключается в откопке вдоль натянутой веревки мелких канавок (бороздок), обозначающих контуры щели. После этого снимают дерн между линиями трассировки и откладывают его в сторону. Отрывают сначала серединную часть. По мере углубления ее стены постепенно выравнивают до нужных размеров, делая их наклонными. Угол наклона зависит от прочности грунта. В слабых грунтах стены щели укрепляют одеждой из жердей, горбылей, толстых досок, хвороста, железобетонных конструкций и других материалов. Вдоль одной из стен устраивают скамью для сидения, а в стенах - ниши для хранения продуктов и емкостей питьевой водой. Под полом щели устраивают дренажную канавку с водосборным колодцем.
Перекрытие щели делают из бревен, брусьев, железобетонных плит или балок. Поверху укладывают слой мятой глины или другого гидроизоляционной материала (рубероида, толя, пергамина, мягкого железа) и все это засыпают слоем грунта 0,7-0,8 м, прикрывая затем дерном.
Вход делают в виде наклонного ступенчатого спуска с дверью. По торцам щели устанавливают вентиляционные короба из досок.

Заключительная часть

Заполните инструкционную карту

Название

Определение

Защита

Виды

Состав

Коллективные средства защиты





Индивидуальные средства защиты






Тестовые задания:

1 вариант


  1. К коллективным средствам защиты относятся:

А противогаз, ватно- марлевая повязка

Б респиратор

В укрытия, ПРУ, простейшие укрытия

  1. Максимально коллективные средства защиты могут вместить в себя:

А 600 чел

Б 1000 чел

В 2000 чел

  1. Что раньше использовалось в качестве коллективных средств защиты для большого количества людей?

А метро

Б ямы

В дома

2 вариант

  1. От чего защищают коллективные средства защиты?

А от дыма

Б от радиационных излучений, от химически опасных веществ

В от светового излучения

  1. К быствовозводимым укрытиям относят

А ПРУ

Б открытые и закрытые щели

В убежище

  1. Сколько человек вмещает в себя простейшие укрытия

А 100

Б 300

В 10-40

Домашнее задание: стр 132-135.

Сообщение « Радиоактивные вещества и средства защиты от них»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Автор: Чернякова Юлия Валерьевна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Инженерная защита населения""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-tiemie-inzhieniernaia-zashchita-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253202"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447533615"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "«Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» "
    ["seo_title"] => string(83) "inzhieniernaia-zashchita-nasielieniia-i-tierritorii-ot-chriezvychainykh-situatsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "240581"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445064808"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по ОБЖ "Наводнение" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-obzh-navodnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142144"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418228743"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства