kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Гражданская оборона: понятия и определения. Задачи гражданской обороны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

Цель урока: дать учащимся представление о гражданской обороне, изучить понятия, задачи ГО, используя элементы ИКТ.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.

Развивающие:

формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы компъютерного обучения  на уроке.

Воспитывающие:

воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Гражданская оборона: понятия и определения. Задачи гражданской обороны."»

"Гражданская оборона: понятия и определения.

Задачи гражданской обороны."

 Цели и задачи урока:

Цель урока: дать учащимся представление о гражданской обороне, изучить понятия, задачи ГО, используя элементы ИКТ.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.

Развивающие:

формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы компъютерного обучения  на уроке.

Воспитывающие:

воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

Оборудование урока: доска, подготовлена презентация материала урока (компьютер, экран, мультимедийный проектор), раздаточный материал, учебники.

Основные понятия и термины: гражданская оборона, силы ГО, служба ГО, гражданские организации ГО, задачи ГО.

Эпиграф к уроку: Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент ( проверка учителем подготовки к уроку).

II. Подготовка к изучению нового материала.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: рассказ учителя.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне (ГО) (Приложение слайд № 1), разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона. (демонстрируется на экране).

III. Усвоение новых знаний и первичная проверка.

План изучения нового материала.

  1. Понятие ГО.

  2. История создания ГО.

  3. Основные понятия ГО.

  4. Задачи ГО.



  1. Понятие ГО.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Приемы: объяснение, беседа.

Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”?

Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.).

Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое?

Чтобы ответить на центральный вопрос, вернемся к нашим словам-ассоциациям.

Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО).

Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записываю его на доске).

Итак, ГО- это система мероприятий.

Найдите главное слово в словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).

Защита направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).

Когда? (период времени) (Учащиеся: война).

Где? (Учащиеся: на территории РФ).

Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО? (пробуют два ученика).

На доске получится следующая запись: ГО-система мероприятий по защите населения.

Учитель: Это определение оставим на доске, с ним мы будем работать на уроке постоянно.

2.      История создания ГО.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Приемы: объяснение, беседа.

Учитель: Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится раздаточный материал. Это краткое изложение моего рассказа об истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ваша задача не только внимательно слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. В конце работу проверим.

    (Далее идет лекция учителя с презентационным сопровождением слайды 2-6).

              Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения от ударов с воздуха.

    4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.

    Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО:

    Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

    В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

    (Приложение, слайд № 7) В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения.

   Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.

   (Приложение, слайд № 8). 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными веществами (демонстрируется фрагмент видеофильма).

   (Приложение, слайд № 8) 1988 г. – землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.

   (Приложение слайд 9) Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.

(Приложение, слайд № 10-11) В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство МЧС России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.

  3.      Основные понятия ГО.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: объяснение, изложение.

Учащиеся заранее, подготовившие краткое изложение демонстрируют слайды 12-16. Учитель следит за рассказом учащихся, делает поправки, делает выводы.

4.      Задачи ГО.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, индуктивный.

Приемы: объяснение, беседа, рассуждение.

    (Приложение, слайд №17) Кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.

Учитель: Проверяем, что у вас получилось (учащиеся по цепочке зачитывают по 1 предложению). После проверки задается вопрос классу: Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (ответ: 78 лет, 4 октября).

Учитель: Вернемся к нашему определению и озвучим его еще раз (один из учащихся). Теперь рассмотрим задачи ГО на современном этапе. Для этой работы вам необходимо разделиться на 5 групп. Задания-инструкции группам:

    Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО.

Прочитать их и подумать, все ли эти задачи, действия выполняются в системе ГО? (удалить одну лишнюю). Из задач ГО выбрать самую основную, первостепенной значимости.

    Один представитель каждой группы работает за компьютером. Удалить лишнее, выделить главное (любым способом)

    Группа аргументирует выбор (готовит защиту).

    Успешность выполнения работы зависит от понимания определения ГО.

Учитель: Из определения мы выяснили, что меры по защите населения от опасностей применяются при ведении военных действий. В соответствии с законом ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления войны, военных действий. Напомните, кто вводит в стране или отдельных ее территориях военное положение? (Учащиеся: Президент РФ). Далее слайд №18.

Учитель: Все ли рассмотренные задачи, направления осуществляются в военное время? (нет).

    Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? (Назовите их: обучение населения способам защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО).

    Какой вывод можно сделать? (подготовку к ведению ГО осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий).

Учитель: Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это происходит? (при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).

    Вносим дополнения к определению на доске: В современных условиях ГО осуществляет мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. В ФЗ “О ГО” внесена поправка в 2004 году.

Учитель: Все эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?

Итак, мы с вами подошли к основному выводу. Организация и ведение ГО - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны. (Приложение, слайд №19).

    В целом, состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. Вместе с тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью. В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, основанного на новых физических принципах. Существенно возрастает роль новых форм противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое, политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека.

 IV. Закрепление знаний.

(Приложение, слайды №№20-21).

Что такое ГО?

Дата основания ГО в нашей стране.

Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?

С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?

Учитель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?

(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).

             Подведение итогов урока (рефлексия).

Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.

Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?

Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)

 Домашнее задание: п. 2.1, работа с понятиями и терминами, подготовить презентации о службах ГО в РФ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Гражданская оборона: понятия и определения. Задачи гражданской обороны."

Автор: Устинов Михаил Васильевич

Дата: 01.04.2017

Номер свидетельства: 405674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Гражданская оборона, основные понятия и определения,  задачи гражданской обороны "
    ["seo_title"] => string(89) "grazhdanskaia-oborona-osnovnyie-poniatiia-i-opriedielieniia-zadachi-ghrazhdanskoi-oborony"
    ["file_id"] => string(6) "240278"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444984413"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Гражданская оборона."
    ["seo_title"] => string(23) "grazhdanskaia_oborona_1"
    ["file_id"] => string(6) "518851"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1567263299"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект занятия по теме: «Гражданская оборона» для средней группы"
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_zaniatiia_po_teme_grazhdanskaia_oborona_dlia_srednei_gruppy"
    ["file_id"] => string(6) "640884"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1701190088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План - конспект урока по ОБЖ для 11 класса "Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-11-klassa-zashchita-chielovieka-v-opasnykh-i-chriezvychainykh-situatsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138819"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612254"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Единая система РСЧС""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokaiedinaiasistiemarschs"
    ["file_id"] => string(6) "290418"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства