Урок №6. Дорожная разметка и ее характеристики.
Учебные вопросы:
1. Вспомнить элементы дороги.
2. Ознакомить учащихся с дорожной разметкой.
Цель урока: учащиеся должны:
а) знать характеристику горизонтальной и вертикальной дорожной разметки;
б) уметь характеризовать линии, нанесенные на проезжую часть;
в) иметь представление о вертикальной дорожной разметке.
Ход урока
l. Организационный момент.
ll. Проверка домашнего задания.
Для проверки знаний учащиеся индивидуально заполняют таблицы (Приложение 4).
lll.Работа над новым материалом.
Продолжим разговор о способах регулирования дорожного движения.
Учитель: Посмотрите на доску и скажите, какие элементы дороги изображены на рисунке. Правильно: проезжая часть, тротуары, обочины, трамвайные пути и разделительная полоса. Или это разделительная линия? Многие путают понятия
разделительная полоса и разделительная линия. Давайте разберемся.
Посмотрите на второй рисунок. Какое отличие от первого рисунка мы видим? Конечно, это элемент, который разделяет проезжую часть. Если в первом случае проезжая часть делится конструкцией – газоном, ограждением, бульваром, то это не позволяет пешеходу переходить проезжую часть. А во втором случае на проезжую часть нанесена линия, которая дает право перехода проезжей части пешеходу, но лишь при условии, что в зоне видимости ни слева, ни справа нет пешеходного перехода или перекрестка и дорога хорошо просматривается в обе стороны. Разделительная линия также обозначает край проезжей части.
Итак, еще один способ регулирования движения – дорожная разметка. Какая она бывает? Заполним схему:
Дорожная разметка
Горизонтальная Вертикальная
(линии, стрелы, надписи и другие (в виде сочетания черных и белых
обозначения на проезжей части) полос на дорожных сооружениях и
устанавливает определенные элементах оборудования дорог,
режимы и порядок движения показывает их габариты и служит
средством зрительного ориентирования)
Каким цветом наносится горизонтальная разметка? Белым. Но существует три линии желтого цвета. Вспомните, что это за линии? Правильно. Это линии, обозначающие места, где запрещена остановка (1.4), стоянка (1.10) и линия, обозначающая остановку маршрутных транспортных средств (1.17). Они – желтого цвета.
1.4. 1.10 1.17
Давайте-ка вспомним линии, которые вы могли встречать на проезжей части. Кто пойдет к доске? Нарисуем 5 линий, которые вы помните. Остальные схематично зарисовывают в тетрадь. Слева - рисуем разметку, справа – подписываем, что она означает. Посмотрим, что вы изобразили.
Ученик у доски показывает линию и дает ей характеристику. Если не может, ему помогают желающие из класса. Потом идет обсуждение тех линий, которые не были никем из учеников зарисованы.
А теперь обратимся к вертикальной разметке. Что она нам говорит? Она обозначает:
- элементы дорожных сооружений, которые представляют опасность для движущихся транспортных средств;
- нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;
- боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;
-бордюры и возвышающиеся островки безопасности и т.д.
Во время объяснения учитель показывает картинки с вертикальной разметкой. Идет обсуждение.
lV. Закрепление материала.
Для закрепления материала проводится игра «Дорожное лото» (Приложение 5).
V. Домашнее задание.
Дорисовать и подписать горизонтальную и вертикальную разметку. Учить дорожную разметку.
Приложение 4.
_____________________________________ (фамилия, имя)
Проверочное задание по теме «Дорожные знаки»
№ п/п | Группы дорожных знаков | Предназначение | Форма, цвет | Примеры знаков |
1 | ________________ | Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует____________________________________________________________________ | ___________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________________________________________________________________ |
2 | Приоритета | ________________________________________________________________________________________________________________________ | | «Главная до-рога», «Усту-пите дорогу», ____________________________________________________________ |
3 | Запрещающие | __________________________________________________________________________________________ | _______________форма белого цвета с красной каймой | ________________________________________________________________________ |
4 | | ___________________________________________________________________________,а для определен-ных категорий ТС – направление движения или маршрут | Круглая форма, __________ цвет | «Пешеходная дорожка», «Велосипед-ная дорожка». |
Продолжение приложения 4
_____________________________________ (фамилия, имя)
Проверочное задание по теме «Дорожные знаки»
№ п/п | Группы дорожных знаков | Предназначение | Форма, цвет | Примеры знаков |
1 | ________________________________ | Вводят или отме-няют определен-ные режимы дви-жения | _________________________________________________________________________________________________________ | ____________________________________,«Пешеходный переход», «Автомагист-раль» |
2 | Информационные | _______________________________________________________________________________________________________________________________________ | Квадратная или прямоугольная форма с синим фоном | ________________________________________________________________________________________________________________________ |
3 | ________________ | Информируют о ___________________________________________________________ | _______________форма и ________ фон | «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон» |
4 | Дополнительной информации | ____________________________________________________________ ______________________________ | Прямоугольная или квадратная форма. | ____________________________________________________________ |
Продолжение приложения 4
_____________________________________ (фамилия, имя)
Проверочное задание по теме «Дорожные знаки»
№ п/п | Группы дорожных знаков | Предназначение | Форма, цвет | Примеры знаков |
1 | ________________ | Информируют водителей _____ ____________________________________, движение по которому тре-бует __________ _____________________________________________ | ___________________________________________________________________________ | «Пешеходный переход»,____ ____________________________________________________________________________________, «Дети». |
2 | Запрещающие | __________________________________________________________________________________________ | _________ форма белого цвета с _______________ каймой | ____________________________________________________________________________________ |
3 | ________________________________ | Вводят или отме-няют определен-ные режимы дви-жения | Квадратная или прямоугольная форма и ________ фон (кроме знака _________________________цвета) | ____________________________________, «Пешеходный переход», ________________________________________________________________________ |
4 | Сервиса | ___________________________________________________________________________ | Прямоугольная форма и синий фон | ____________________________________________________________________________________ |
Продолжение приложения 4
_____________________________________ (фамилия, имя)
Проверочное задание по теме «Дорожные знаки»
№ п/п | Группы дорожных знаков | Предназначение | Форма, цвет | Примеры знаков |
2 | Приоритета | _________________________________________________________________________________________________________ | _____________________________________________ | «Главная до-рога», _______ ____________________________________________________________ |
4 | ________________ | Указывают _____ _____________________________________________ _____, а для опре-деленных катего-рий ТС – направ-ление движения или маршрут | Круглая форма, синий цвет | ____________________________________________________________________________________________________________ |
6 | Информационные | _______________________________________________________________________________________________________________________________________ | ____________________________________________________________ | «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», ____________________________________ |
8 | ________________________________ | Уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены | Прямоугольная или квадратная форма. | ________________________________________________________________________________________________ |
Продолжение приложения 4
_____________________________________ (фамилия, имя)
Проверочное задание по теме «Дорожные знаки»
№ п/п | Группы дорожных знаков | Предназначение | Форма, цвет | Примеры знаков |
1 | ________________ | Информируют водителей о ____ ____________________________________, движение по которому тре-бует __________ _____________________________________________ | _______________ форма _________ _____________________________________________ | «Пешеходный переход»,«Же-лезнодорож-ный переезд со шлагбау-мом», «Желез-нодорожный переезд без шлагбаума», «Дети». |
2 | Приоритета | _________________________________________________________________________________________________________ | Разная форма и различный фон | ____________________________________________________________________________________________________________ |
3 | Сервиса | Информируют о приближении к соответствующим объектам | ____________________________________________________________ | ____________________________________________________________________________________ |
4 | ________________________________ | _________________________________________________________________________________________________________ | Прямоугольная или квадратная форма. | «Расстояние до объекта», «Время дейст-вия», «Полоса движения». |
Продолжение приложения 4
_____________________________________ (фамилия, имя)
Проверочное задание по теме «Дорожные знаки»
№ п/п | Группы дорожных знаков | Предназначение | Форма, цвет | Примеры знаков |
3 | ________________ | _________________________________________________________________________________________________________ | Круглая форма белого цвета с белой каймой | «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено». |
4 | Предписывающие | Указывают_____ __________________________________________________, а для опре-деленных катего-рий ТС – направ-ление движения или маршрут | Круглая форма, синий цвет | |
5 | Особых предписаний | Вводят или отме-няют определен-ные режимы дви-жения | __________________________________________________________________________________________ | ____________________________________________________________________________________________________________ |
6 | ________________ | Информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также ____________________________________________________________ | Квадратная или прямоугольная форма с синим фоном | «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Тупик». |
Приложение 5
Игра «Дорожное лото»
Учитель показывает картинку с разметкой, учащиеся должны у себя на карточке закрыть соответствующее обозначение круглой фишкой. На каждого учащегося готовятся одинаковые карточки. Используются все виды горизонтальной и вертикальной разметки. Другой вид игры «Лото» - когда учащимся раздаются карточки с разметкой, а учитель проговаривает описание либо назначение той или иной разметки. Ученики должны найти соответствующую линию разметки.