kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безопасное поведение на водоёмах при различных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассмотреть основные правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безопасное поведение на водоёмах при различных условиях»

Тема: Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

Предмет: ОБЖ.

Класс: 8.

Дата: 29.10.2014.

Цель: рассмотреть основные правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

– Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?

– Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?

– Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?

– Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

– Перечислите основные обязанности велосипедиста.


II. Сообщение темы и цели урока.


III. Изложение программного материала.


Жизнь человека всегда была связана с водой.

Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн, а количество озёр и прудов – около 2 млн.


Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода была надёжной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. В то же время общение человека с водой требовало от него определённых знаний и умений по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок.


Общение человека с водой заставило его, прежде всего, научиться плавать.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ


Находки археологов, исследования историков, древние рукописи и другие источники говорят о том, что задолго до нашей эры люди, жившие на берегах океанов и морей, озёр и рек, умели плавать, нырять, прыгать в воду с высоты. Они использовали эти умения в повседневной жизни, добывая себе пищу, и в военном деле.


Славянские народы, населявшие в древности русские земли, богатые водоёмами, прекрасно владели искусством плавания. О том, что плавание на Руси было одним из обязательных физических упражнений, свидетельствуют различные источники тех лет (летописи, предания, былины).


В период правления Петра I плавание входило в число обязательных дисциплин в военных учебных заведениях. В Уставе Императорского кадетского корпуса говорилось: «…всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать – не всегда есть мосты».


Великий полководец А. В. Суворов считал, что умение плавать играет значительную роль во время боевых действий при преодолении водных преград и для поддержания здоровья солдат в суровых походных условиях.


В настоящее время водоёмы всё шире используются человеком не только для нужд экономики, но и для активного отдыха на природе, закаливания организма и совершенствования своего физического развития.


Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоёмах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.


Статистика


В среднем на водоёмах России в год погибает 14-16 тыс. человек. Анализ причин гибели людей на водоёмах России свидетельствует о том, что более 54% всех несчастных случаев происходит во время купания, чаще в сего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах (ямах, карьерах, болотах), а также от неумения плавать. До 25% несчастных случаев происходит во время водного туризма (походов на гребных судах) и при катании на лодках. До 13% случаев гибели людей на воде приходится на период паводков и наводнений. Часть несчастных случаев происходит на водоёмах в зимнее время, а также при пользовании водным транспортом.


В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде.


Для обеспечения безопасности человека на водоёмах существует ряд общих правил безопасного поведения на воде в различных ситуациях. Рассмотрим наиболее характерные ситуации:

- наводнения;

- движение на замёрзших водоёмах;

- аварии на морских и речных судах;

- активный отдых на воде.


Приведём основные правила безопасности наводнениях, при движении по замёрзшим водоёмам и при авариях на речных и морских судах.


Правила безопасности при наводнении


Наводнение отличается от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени его можно предвидеть. Это даёт возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению его последствий.


На территории России серьёзные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку стихийных бедствий по величине материального ущерба.


Наиболее часто серьёзные наводнения происходят в Санкт-Петербурге. На Урале периодически подвергаются наводнениям Орск, Серов, Новотроицк, Златоуст, в западной Сибири – Тюмень, Тобольск, Кемерово. Наводнения на реках Дальнего Востока – Амуре, Зее, Бурее, Уссури – подчас принимают характер национального бедствия.


Как подготовиться к наводнению


- Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним.

- Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.

- Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации, целесообразно уложить в специальный чемодан или рюкзак необходимые тёплые вещи, запас продуктов и медикаментов.


Как действовать во время наводнения

- По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации необходимо сразу же выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы (специалист по безопасности А. В. Гостюшин советует завернуть их в непромокаемый пакет), ценности, необходимые вещи и двухдневный запас непортящихся продуктов питания и питьевой воды. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться.


- Перед уходом из дома необходимо выключить электричество и газ, погасить огонь в отопительных печах, закрепить все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместить их в подсобных помещениях.

- Если позволяет время, ценные домашние вещи целесообразно переместить на верхние этажи или чердак жилого дома.

- Закрыть окна и двери, при необходимости и наличии времени забить окна и двери первых этажей.

- Если эвакуация не была организована (чаще всего это бывает при внезапном наводнении), необходимо ждать прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях и т. д.

- Целесообразно запастись предметами, которые могут помочь в таком случае. Кроме лодок или плотов, для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры. Можно использовать пластиковые закрытые бутылки, мячи, если больше ничего способного вас держать на воде не оказалось под рукой.


- Постоянно подавайте сигнал бедствия: днём – вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в тёмное время – световым сигналом и голосом (периодически). При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в лодку, соблюдая требования спасателей и не допуская её перегрузки. Во время движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.

- Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безысходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода всё ещё поднимается, и нет никакой надежды на спасателей.

- Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

- Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.


Как действовать после наводнения

- После наводнения, если возникла необходимость войти в здание, важно соблюдать меры безопасности: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета.

- Необходимо хорошо проветрить помещение (для удаления накопившихся газов). Дождаться проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации.

- Для просушивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов.

- Не употребляйте в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.


Безопасность на замёрзших водоёмах


Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лёд.

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей – 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

- наиболее прочен чистый прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;


- на участках, запорошенных снегом лёд тонкий и некрепкий;

- в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).



Если вы провалились под лёд:


- Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

- Постарайтесь опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

- Осторожно вытащите на лёд одну ногу, затем другую.

- Постарайтесь выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в сторону, откуда вы шли).

- На твёрдом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.


Безопасность пассажиров морских и речных судов


Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведём основные из них.

- Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации людей и в какой шлюпке определено его место.

- При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.

- Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.

- Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь по коридорам корабля, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу.

- Не желательно прогуливаться по открытой палубе, когда она влажная или море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.



Как вести себя при кораблекрушении


- Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.

- Наденьте спасательный жилет. Одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.

- Быстро и без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа садитесь по одному в спасательные средства (в шлюпки, на плоты).

- Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), одной рукой закрыв нос и рот, а другой – обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.


- Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь собраться группой для организации совместных действий по спасению и оказанию помощи друг другу.

- Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней, и вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.

- Находясь в шлюпке (на плоту), защищайте голову и открытые участки тела при сильном солнечном облучении.

- Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.


IV. Итог урока.


– Чем обусловлена необходимость постоянного общения человека с водой?

– Какие основные причины поведения человека приводят к гибели на воде?


– Чем опасно наводнение? Какие существуют рекомендации населению по безопасному поведению при угрозе и во время наводнения?

– Какие существуют меры безопасного поведения человека на замёрзших водоёмах?

– Что должен знать каждый пассажир, поднявшись на борт морского или речного парохода?


Домашнее задание

На основе вашего личного опыта и из информации, полученной из различных источников (книги, периодика), сформулируйте правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Безопасное поведение на водоёмах при различных условиях

Автор: Богданов Дмитрий Сергеевич

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. "
    ["seo_title"] => string(64) "biezopasnoie-poviedieniie-na-vodoiemakh-v-razlichnykh-usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "116466"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412498038"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "План-конспект урока «Правила безопасного поведения в повседневной жизни и действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_pravila_bezopasnogo_povedeniia_v_povsednevnoi_zhizni_i_deist"
    ["file_id"] => string(6) "653312"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1718902412"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Осторожно, тонкий лед! Правила поведения на льду "
    ["seo_title"] => string(51) "ostorozhno-tonkii-lied-pravila-poviedieniia-na-l-du"
    ["file_id"] => string(6) "189823"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427035975"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Программа кружка "ОБЖейка" "
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "123697"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414525493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" "
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-ghieoghrafii-urok-stikhiinyie-biedstviia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "123291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414440251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства